Фикх торговли. Раздел 2. Ростовщичество.

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

tmp_21166-interest-rate-burden554676043

Среди многочисленных бед, которые постигли нашу общину, следует выделить ростовщичество. Мусульмане не просто совершают этот тяжкий грех, но даже начинают считать ростовщические сделки дозволенными, зачастую оправдывая это «вынужденными обстоятельствами». Более того, сегодня люди именуют ростовщичество процентами, рентой или деловыми операциями, поддавшись наущениям шайтана, который называет запретное другими именами, усиливая тем самым стремление человека к запретному. Обманывая людей, шайтан называет ослушание Аллаха и грехи другими словами, чтобы скрыть их истинную сущность. Это началось еще с нашего прародителя Адама, когда шайтан, обращаясь к нему, назвал запретное дерево «древом вечности», чтобы усыпить его бдительность и побудить его съесть запретный плод.
Цель данной статьи состоит не только в том, чтобы напомнить единоверцам о грехе ростовщичества, мерзость которого даже превосходит грех прелюбодеяния («Один дир­хем, по­лу­чен­ный че­ло­ве­ком за счёт ростовщичества, о котором ему известно, хуже пред Аллахом, чем со­вер­шение пре­лю­бо­дея­ния три­дцать шесть раз». Достоверный хадис. См. «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» 1033), но и в том, чтобы дать им более глубокое понимание этой важной темы. Ведь, как известно из Сунны, ростовщичество делится на семьдесят два вида.

Об этом сообщается в хадисе аль-Бара ибн ‘Азиба, который передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Су­ще­ст­ву­ет семьдесят два ви­да рос­тов­щи­че­ст­ва: са­мый легкий из них по своей тя­жести подобен совокупле­нию с собствен­ной ма­те­рью, а самый худ­ший из них по своей тя­жести — презрительное отношение к чес­ти сво­его бра­та (по вере)». [Ат-Табарани. Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» 1871].
Тот, кто занимался ростовщичеством, потерпит убыток в земной жизни, будет плавать в море крови с набитым камнями ртом в барзахе и воскреснет подобно эпилептику в Судный день. Да упасёт нас от этого Аллах и убережёт от всего, что вызывает Его гнев и недовольство!

Раздел 2
Ростовщичество
Тема 1

Определение понятия «риба» (ростовщичество) и шариатское законоположение о нём
— Определение
В лексическом смысле слово «риба» в арабском языке означает «прирост», «увеличение».
В шариатской терминологии слово «риба» (ростовщичество, лихоимство) означает неравноценный обмен одного предмета на другой, принадлежащий к той же категории, в неравных долях без компенсации за полученный излишек.
— Шариатское законоположение о ростовщичестве
Ростовщичество строго запрещено в Писании Всевышнего Аллаха. Этот вывод следует из следующих аятов: «Аллах дозволил торговлю и запретил ростовщичество» (сура 2 «аль-Бакара=Корова», аят 275), а также: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и не берите оставшуюся часть лихвы, если только вы являетесь верующими» (сура 2 «аль-Бакара=Корова», аят 278).
Тому, кто занимается ростовщичеством, Аллах адресовал суровую угрозу. Так, Всевышний сказал: «Те, которые пожирают рост, восстанут, как восстает тот, кого шайтан поверг своим прикосновением» (сура 2 «аль-Бакара=Корова», аят 275). То есть, эти люди воскреснут из своих могил подобно эпилептикам во время приступа эпилепсии, поскольку животы ростовщиков раздувались от пожирания лихвы в земной жизни.
Посланник Аллаха отнёс ростовщичество к тяжким грехам и проклял каждого, кто занимается лихоимством, в какой бы форме это ни происходило. Джабир передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял тех, кто пожирает лихву, выплачивает лихву, записывает договор о выплате лихвы и обоих свидетелей. [Муслим]. Исламская община единодушна в том, что ростовщичество запрещено.
Тема 2
Мудрость в запрещении ростовщичества

Занятие ростовщичеством подстрекает человека к эгоизму, страсти к накоплению имущества и её наживе любой ценой. Запрещение ростовщичества является милостью по отношению к рабам Аллаха, поскольку сама суть ростовщичества состоит в присвоении чужой собственности без предоставления компенсации, ведь ростовщик пожирает имущество людей, не принося им взамен никакой пользы. Кроме того, занятие ростовщичеством приводит к накоплению богатств и их увеличению за счёт обдирания бедняков, а самого ростовщика приучает к лени и праздности, ибо, ведя паразитический образ жизни, он отдаляется от полезной деятельности и дозволенного заработка.
Ростовщичество негативно влияет и на общество в целом, поскольку оно способствует прерыванию благочестивых отношений между людьми, препятствует предоставлению беспроцентных займов, образует слой богачей-ростовщиков, которые присваивают общественное достояние и подчиняют своим интересам экономику страны. Всё это великий грех пред Всевышним Аллахом, и потому тот, кто приумножает своё имущество через лихоимство, всё равно не получает пользы от этого, поскольку Аллах не даёт ему Свою благодать и лишает его Своего блага. Всевышний сказал: «Аллах уничтожает лихву и приумножает пожертвования» (сура 2 «аль-Бакара=Корова», аят 276).
Тема 3
Виды ростовщичества

Существуют два вида ростовщичества: риба аль-фадль (рост на разнице) и риба ан-насиа (рост на отсроченной выплате).
Первый вид ростовщичества: риба аль-фадль (рост на разнице)
Рост на разнице представляет собой надбавку при обмене определёнными товарами [эти виды товаров, на которые распространяются положения ростовщичества, называются «аснаф рибавийя» – прим. Д.Х.] одного вида в неравных количествах.
Например, к росту на разнице относится следующая сделка. Один человек покупает у другого 1000 са’ пшеницы за 1200 са’ пшеницы, и взаимообмен между обеими сторонами происходит на месте заключения сделки. Эту надбавку в 200 са’ пшеницы человек получает безвозмездно, что и является ростом на разнице.
В исламском Шариате строго запрещен рост на разнице при обмене шести видов товаров: золота, серебра [современным аналогом золота и серебра являются деньги, т.е. то, что выражает стоимость товаров – прим. Д.Х.], пшеницы, ячменя, фиников и соли. Категорически запрещено обменивать вышеперечисленные наименования товаров за надбавку и в неравных количествах. Этот вывод следует из хадиса, который передал Абу Са’ид аль-Худри: «(Обменивайте) золото за золото, серебро за серебро, пшеницу за пшеницу, ячмень за ячмень, финики за финики, соль за соль, подобное за подобное, равное количество за равное, из рук в руки. Если же кто набавит или потребует надбавки, то это будет лихвой. При чём тот, кто даёт (надбавку), и тот, кто берёт (надбавку), одинаковы (в грехе)» [Аль-Бухари и Муслим. Текст хадиса приведён в изложении Муслима].
К вышеперечисленным шести видам товаров по аналогии могут быть отнесены и другие предметы, которые также запрещено обменивать в неравных количествах
В чём же состоит основа, из-за которой нельзя обменивать эти товары в разных количествах? Мусульманские законоведы в качестве причины выделяют вес и меру. Это означает, что любые товары, которые продаются на вес или на меру, можно обменивать на аналогичный товар только в равных количествах и только из рук в руки.
Второй вид ростовщичества: риба ан-насиа (рост на отсроченной выплате)
Рост на отсроченной выплате представляет собой прибыль (проценты) с отданного взаймы капитала взамен на отсрочку его выплаты, либо отсрочка получения товара, на который распространяются положения ростовщичества, даже если такие товары относятся к разным видам [под отсрочкой получения товара, на который распространяются положения ростовщичества, имеется в виду ситуация, когда одна из сторон или обе стороны не получают товар непосредственно во время сделки («из рук в руки»). Такая сделка расценивается как ростовщическая – прим. Д.Х.]. При этом речь не идёт о покупке товара за наличные деньги.
Например, к росту на отсроченной выплате относятся следующие сделки. Один человек продаёт другому 1000 са’ пшеницы за 1200 са’ пшеницы сроком на один год. Эту надбавку в 200 са’ пшеницы продавец получает взамен на годовую отсрочку выплаты. Или человек продаёт 1 кг. ячменя за 1 кг. пшеницы, но обе стороны не рассчитываются друг с другом на месте («из рук в руки»).
Тексты Корана и Сунны строго запрещают ростовщичество и всячески предостерегают от него, и на рост на отсроченной выплате запрет распространяется в первую очередь. Этот вид лихоимства был известен ещё в эпоху доисламского невежества, и именно такой деятельностью занимаются ростовщические банки в наше время.
Абу Саид аль-Худри передал, что, после упоминания о запрете обмена меньшего веса золота и серебра на больший, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, затем сказал: «А также не обменивайте отсутствующий товар на имеющийся в наличии». В другой версии хадиса сказано: «То, что обменивается из рук в руки, то в этом нет ничего греховного. А то, что обменивается с отсрочкой, это и есть лихва» [Муслим].
Тема 4
Некоторые ситуации, относящиеся к ростовщическим сделкам

Если мы будет придерживаться нижеследующего правила и вытекающих из него положений при рассмотрении данного вопроса, то нам станет ясно, является ли сделка ростовщической или дозволенной по Шариату.
Данное правило гласит, что:
(1) Eсли происходит обмен товарами, на которые распространяются положения ростовщичества, и они принадлежат к одному виду (например, обменивается пшеница на пшеницу – прим. Д.Х.), то сделка должна отвечать двум условиям, без которых она будет расцениваться как ростовщическая:
1 — Обе стороны должны рассчитаться друг с другом сразу («из рук в руки»), на месте заключения сделки, до того, как они разойдутся.
2 — Товар должен быть обменян в равном количестве (по утвержденному стандарту): одна мера на такую же меру, и один вес на такой же вес.
(2) Eсли происходит обмен товарами, на которые распространяются положения ростовщичества, но они не принадлежат к одному виду (например, обменивается пшеница на ячмень – прим. Д.Х.), то условие обмена равного количества одного вида на равное количество другого вида отпадает (однако остаётся в силе второе условие: товар должен быть обменян на месте из рук в руки – прим. Д.Х.).
(3) Eсли происходит обмен товарами, на которые распространяются положения ростовщичества, на другие товары, в отношении которых положения ростовщичества не распространяются, то оба вышеупомянутых условия отпадают, т.е. их можно обменивать в неравном количестве и не из рук в руки (например, соль на хлеб – прим. Д.Х.).
Ниже мы приведём некоторые виды сделок и шариатское законоположение о них:
1. Ситуация: человек продал 100 грамм золота за 100 грамм золота с отсрочкой на месяц. Шариатское законоположение об этой сделке: запретна (харам). Причина: обе стороны не обменяли товар, на который распространяются положения ростовщичества, в месте заключения сделки («из рук в руки»).
2. Ситуация: человек купил 1кг. ячменя за 1 кг. пшеницы. Шариатское законоположение об этой сделке: дозволена (мубах) с одним ограничением: товар должен быть обменян на месте. Причина: обе стороны обменивают товар, на который распространяются положения ростовщичества, в равном количестве.
3. Ситуация: человек продал 50 кг. пшеницы за одну овцу. Шариатское законоположение об этой сделке: дозволена (мубах) без ограничений, т.е. условия обмена «из рук в руки» и «в равном количестве» здесь отпадают. Причина: товар, на который распространяются положения ростовщичества, обменивается на товар, в отношении которого положения ростовщичества не распространяются.
4. Ситуация: человек продал 100 долларов за 110 долларов. Шариатское законоположение об этой сделке: запретна (харам). Причина: обе стороны не обменяли товар, на который распространяются положения ростовщичества, в равном количестве.
5. Ситуация: человек взял в долг 1000 долларов с условием, что спустя месяц или более возвратит кредитору 1200 долларов. Шариатское законоположение об этой сделке: запретна (харам). Причина: обе стороны не обменяли товар, на который распространяются положения ростовщичества, в равном количестве и из «рук в руки».
6. Ситуация: человек продал 100 серебряных дирхемов за 10 золотых гиней с отсрочкой выплаты на год. Шариатское законоположение об этой сделке: запретна (харам). Причина: обе стороны не обменяли товар, на который распространяются положения ростовщичества, в месте заключения сделки («из рук в руки»).
7. Ситуация: человек покупает или продаёт акции ростовщических банков. Шариатское законоположение об этой сделке: запретна (харам). Причина: акция – документ, свидетельствующий о доле владения компанией или банком. Активы банка состоят в основном из денег (депозиты). Значит, владея акцией банка, вы владеете частью тех активов (= деньги). Получается, покупая акцию банка, вы покупаете деньги. Обе стороны не обменивают товар, на который распространяются положения ростовщичества, в равном количестве и из «рук в руки».

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментарии

  1. Александра пишет:

    Ассаляму алейкум!скажите пожалуйста ,вот есть компания или сайт по бизнесу , и ты там регистрируешься для рекламы своих товаров или интернет магазинов. на сайте есть возможность заработать на привлечении людей на этот сайт,если привел человека тебе за него 20р.если тот человек привел другова тебе и за того дают деньги. с этих людей деньги не кто не снимает,тебе за людей платит сайт ,компания. на сайте платная реклама минималка 200р.в месяц ты платишь и можешь рекламировать свою продукцию ,но если преглосишь человека который зарегистрируеться и заплатит за свою рекламу то тебе за него компания или сайт платит. но это не один раз ,а постоянно тебе будут платить за него и именно тогда когда он покупает себе рекламу. это харам или нет??

  2. Мадина пишет:

    Ас саляму алейкум, честно говоря, сложно читается и с трудом понимается. Многое непонятно, путаюсь. А так, за написание статьи пусть вам Воздаст Всевышний и Примет от вас.

    • Ва алейкум ассалям ва рахматуЛлах.
      Пусть Всевышний вознаградит вас за прилагаемые усилия! Фикх торговли — непростая, но нужная тема. Шариат — это не только омовение или намаз. Шариат охватывает все стороны жизни, в том числе и торгово-экономические отношения. Да прибавит Аллах мне, вам и всем мусульманам полезных знаний!

  3. Халима пишет:

    Дамир, ассаламу алейкум! Дайте ваш е майл, чтоб можно было вам прислать некоторые вопросы. Надеюсь вы ответите?

Написать комментарий

*