Фикх торговли. Раздел 3. Займ.

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

tmp_5680-tendernyi_zaim554676043
Продолжаем публиковать перевод разделов из главы «Фикх торговли». Сегодняшняя тема — займ.
Раздел 3
Займ
Тема 1
Определение понятия «кард» (займ) и шариатские доводы на дозволенность его предоставления

Определение
Слово «кард» (займ) означает предоставление имущества другой стороне в пользование на возмездной основе.
Предоставление займа узаконено в Шариате, о чём свидетельствует общий смысл коранических аятов и хадисов, в которых говорится о достоинстве взаимопомощи, удовлетворения потребностей мусульманина, снятия с него тяготы и облегчения его положения. Существует единодушное мнение мусульманских ученых (иджма’) о дозволенности предоставления займа.
Абу Хурейра передал, что «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, одолжил у одного человека верблюжонка. Спустя некоторое время Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, доставили пожертвования, состоявшие из верблюдов. Тогда он, да благословит его Аллах и приветствует, велел Абу Рафи отдать тому мужчине его верблюжонка. Осмотрев стадо, Абу Рафи возвратился к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Я смог подыскать в нём только верблюда-шестилетку, который лучше [его верблюжонка]». На это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Отдайте ему этого верблюда, ведь к числу лучших людей относятся те, которые лучше всех расплачиваются с долгами»[Аль-Бухари и Муслим. Текст хадиса приведён в изложении Муслима].
Что касается довода на достоинство предоставления займа, то он содержится в следующем хадисе Ибн Мас’уда: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если один мусульманин предоставит займ другому мусульманину дважды, то это будет сопоставимо (по награде) с однократным пожертвованием (садака)» [Ибн Маджа. Аль-Албани назвал это хадис хорошим в «Ирва аль-Галиль» (5/226). ]
Тема 2
Условия предоставления займа и некоторые шариатские законоположения, касающиеся его

1 — Мусульманину нельзя обусловливать предоставление займа своему единоверцу ответным предоставлением займа после выплаты последним своего долга. Дело в том, что заимодавец (кредитор) не имеет права извлекать выгоду за счет предоставленного займа, поскольку всякий займ, влекущий за собой выгоду кредитору, считается ростовщическим. Например, нельзя просить заемщика предоставить в ответ безвозмездное проживание в его доме либо снизить арендную плату за него либо воспользоваться его верблюдом для транспортировки либо просить что-либо иное, приносящее выгоду заимодавцу. Целая группа сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, посчитала это недозволенным. Что касается мусульманских правоведов, то они также единодушно запрещали предоставление займа на таких условиях.
2 — Заимодавец должен быть дееспособным, совершеннолетним, здравомыслящим и рассудительным человеком, а также обладать правом распоряжаться имуществом.
3 — Заимодавцу нельзя обусловливать предоставление займа требованием надбавки к имуществу, которое он отдаёт в заем, поскольку это будет считаться ростовщичеством. В таком случае запрещено брать надбавку от заемщика. Наоборот, заимодавец должен ограничиться первоначально выданной им суммой.
4 — Если заемщик возвращает заимодавцу имущество, которое лучше, чем он взял, либо даёт ему надбавку, которая не была условием или целью предоставления займа, то так поступать разрешено, ибо в подобной ситуации это будет расцениваться как пожертвование со стороны заемщика и наилучший способ расплаты с долгами. Этот вывод следует из вышеупомянутых слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые он сказал Абу Рафи.
5 — Заёмщик должен быть собственником того имущества, которое он ссуживает. Нельзя предоставлять в заем денежные средства или имущество, которым человек не владеет.
6 — К числу запрещённых ростовщических сделок относятся операции, проводимые банками в наши дни. Речь идёт о так называемой банковской ссуде или кредите. Между банком и нуждающейся стороной заключается договор займа, который может иметь различную форму. Например, стороны договариваются о том, что банк предоставляет заемщику сумму, а тот, в свою очередь, обязуется не только вернуть первоначальную сумму предоставленного капитала, но и дополнительно выплатить оговорённый процент по ней. Или, например, банк и заёмщик заключают договор о сумме займа, однако банк предоставляет заёмщику меньше оговоренной суммы, но при этом заёмщик всё равно должен выплатить банку полную сумму займа. К примеру, заемщик обращается в банк с просьбой предоставить ему кредит на сумму в 100 тысяч, но банк даёт ему всего 80 тысяч и при этом ставит условие, что заёмщик должен будет вернуть банку 100 тысяч. Такой вид сделки также считается ростовщическим и строго запрещен в Шариате.

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментарии

  1. asr пишет:

    значит это не риба?

    • Займ? Или вы имеете в виду то, о чём написал брат Халид? Если вы имеете в виду ситуацию, которую описал брат Халид, то это не только не риба, а благое дело.

  2. Халид пишет:

    Ассаламу алейкум
    Брат, подскажите правильно ли я понял
    Пример
    Я взял в долг деньги 100тыс рубл
    Вернул долг и 5 тысяч дал как садака за то что брат помог мне выйти из ситуации!
    Это риба не будет?
    При получении мною займа, брат не ставил условием возврата 105 тысяч

    • Ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи
      Да, уважаемый брат, ты правильно понял. Ты дал 5 тысяч от себя, и у вас не было договоренности, что ты дашь ему эти 5 тыс.рублей.

Написать комментарий

*