Поминание Аллаха (зикр) обладает многочисленными достоинствами. Несомненно, что все достоверные поминания Аллаха содержат благо для верующего, однако каждый зикр отличается своими особенностями. Сегодня мы предлагаем вам подробно ознакомиться с таким поминанием Аллаха, которое легко произносить всякому человеку, если Господь облегчит ему это. Тот, кто искренне будет произносить это поминание Аллаха, достигнет успеха, с дозволения Всевышнего, и ему достанется великая добыча:
Первая добыча: ему записывается десять благих дел;
Вторая добыча: с него стираются записи о десяти дурных делах;
Третья добыча: он возвышается на десять ступеней;
Четвёртая добыча: ему полагается награда как за освобождение десяти верующих рабов;
Пятая добыча: его не погубит ни один грех, совершённый в такой день, кроме греха многобожия;
Шестая добыча: он защищён от всякого шайтана и всякого зла до вечера и до утра;
Седьмая добыча: в такой день он убережён от всего дурного.
Нет [истинного] божества, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество; хвала Ему, Он оживляет и умерщвляет, и Он всё может.
ل لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللهُ وَحْدَهُ لاَ شَرِيكَ لَهُ، لَهُ الْمُلْكُ وَلَهُ الْحَمْدُ يُحْيِي وَيُمِيتُ وَهُوَ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ قَدِيرٌ
Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарика ля-ху. Ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамд. Йухйи ва йумиту ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир.
Текст хадиса
-
Передают со слов Абу Зарра, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто, оставаясь коленопреклонённым, [ни с кем] не заговорит после рассветной молитвы, пока десять раз не скажет: “Нет [истинного] божества, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество; хвала Ему, Он оживляет и умерщвляет, и Он всё может”, будет записано десять благих дел, записи о десяти его дурных делах будут стёрты, и будет он возвышен на десять ступеней. [Кроме того,] в течение всего дня [такой человек] будет убережён от всего дурного, защищён от шайтана и не погубит его ни один грех в этот день, кроме греха многобожия»1.
-
Передают со слов Умм Салямы, да будет доволен ею Аллах, что, как она полагала, Фатима [однажды] пришла к пророку Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и пожаловалась ему на тяжёлую работу [по дому]. Она сказала: «О посланник Аллаха, клянусь Аллахом, мои руки покрылись волдырями из-за ручной мельницы: я то размалываю зёрна, то замешиваю тесто». В ответ ей посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если Аллах дарует тебе что-то [из мирских благ по Своему предопределению], то это к тебе [непременно] придёт. Я же укажу тебе на то, что будет [для тебя] лучше этого. Когда ты будешь ложиться спать, то скажи “Cубхана-Ллах” («Пречист Аллах») тридцать три [раза], “Аллаху акбар” («Аллах велик») тридцать три [раза] и “Аль-хамду ли-Ллях” («Хвала Аллаху») тридцать четыре [раза]. [Всего] сто [раз]. И это будет для тебя лучше слуги. Когда же ты совершишь рассветную молитву, то скажи: “Нет [истинного] божества, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество; хвала Ему, Он оживляет и умерщвляет, в Его Руке — благо, и Он всё может”2. Произноси [эти слова] по десять раз после рассветной и закатной молитвы, ибо, поистине, за каждый раз тебе будет записано десять благих дел, а записи о десяти дурных делах будут стёрты. [Произнесение этой мольбы] один раз подобно [по награде] освобождению одного раба из числа потомков Исма‘ила. И не будет дозволено греху, приобретённому в этот день, погубить человека, если только это не грех многобожия. “Нет [истинного] божества, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварища” — [эти слова] послужат тебе защитой от всякого шайта и всякого зла с момента произнесения этих слов утром вплоть до их произнесения вечером»3.
-
Передают со слов Му‘аза бин Джабаля, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тому, кто, завершив рассветную молитву, до того, как заговорить, скажет десять раз: “Нет [истинного] божества, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество; хвала Ему, в Его Руке — благо, и Он всё может”4, за это будет даровано семь [вещей]: запишется ему [совершение] десяти благих дел, будут стёрты записи о ста его дурных делах, он будет возвышен на десять ступеней, ему будет записана такая же [награда, какая полагается] за освобождение десяти рабов, он будет храним от шайтана, защищён от всего дурного, и ни один грех не погубит его в этот день, кроме греха многобожия. А тому, кто скажет эти слова после закатной молитвы, будет даровано то же самое в течение ночи»5.
-
Передают со слов ‘Умары бин Шабиба ас-Саба’и, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «К тому, кто после закатной молитвы десять раз скажет: “Нет [истинного] божества, кроме Аллаха, Единого, у Которого нет сотоварища. Ему принадлежит владычество; хвала Ему, Он оживляет и умерщвляет, и Он всё может”6, Аллах отправит дозорщиков, которые будут охранять его от шайтана до утра. [Кроме того,] Аллах запишет ему десять благих дел, за [совершение] которых полагается [Рай], сотрёт с него записи с десятью дурными делами, которые губительны [и обрекают на Ад], и будет ему [полагаться награда] как за освобождение десяти верующих рабов»7.
Комментарий8
«Нет [истинного] божества, кроме Аллаха». Знайте, что эти слова являются свидетельством единобожия согласно единодушному мнению мусульманской общины. Данное свидетельство содержит отрицание и утверждение. Слова «Нет [истинного] божества…» («Ля иляха») содержат отрицание поклонения чему или кому бы то ни было, помимо Аллаха, а слова «…кроме Аллаха» («илля-Ллах») содержат утверждение, что поклонения достоин только Всевышний Аллах. Благодаря этим двум фразам образуется слово свидетельства и единобожия.
В свидетельстве единобожия слово ля (‘нет’) является частицей, отрицающей вид (ля нафийа ли-ль-джинс). Согласно правилам арабского языка у частицы ля должно быть имя (исм) — здесь таким именем является слово илях (‘божество, объект поклонения’) — и сказуемое (хабар). В арабском языке сказуемое может опускаться, если смысл выражения ясен. В данном случае общепризнанно, что сказуемым является слово хаккун либо би-хаккин (‘истинный, достойный’). Следовательно, смысл свидетельства единобожия таков: нет никакого другого истинного божества, достойного поклонения, кроме одного лишь Аллаха (Ля иляха хаккун/ би-хаккин илля-Ллах).
«…у Которого нет сотоварища». Это выражение подтверждает предыдущее слово — Единого —, поскольку у того, кто один, нет сотоварища.
Аль-Мунави пишет: «У Аллаха нет сотоварища как на основании разума, так и на основании шариатского текста. Что касается разума, то существование двух божеств невозможно, как доказано в науке об основах [фикха]. Что же касается шариатского текста, то Всевышний сказал: «Воистину, ваш Бог — Бог Единственный» (18:110). Из этого айата следует, что у Него нет сотоварища. Кроме того, слова «у Которого нет сотоварища» являются подтверждением стоящего перед ним слова «Единого», ведь у того, кто охарактеризован таким качеством, как единственность, не может быть сотоварища» [Аль-Мунави. Файд аль-Кадир, том 5, с. 200].
«Ему принадлежит владычество» — то есть Аллаху принадлежит абсолютная власть в высших и низших мирах.
«Ему — хвала» — здесь имеется в виду, что все восхваления и прославления обитателей небес и земли заслуживает только Аллах, и Он обладает всеми достоинствами, за которые Ему надлежит хвала.
«Он оживляет и умерщвляет» — то есть лишь Аллах дарует жизнь и посылает смерть, и ни одна душа не умрёт по причине или без причины, иначе как с Его дозволения.
«в Его Руке — благо». Ибн Раджаб пишет: «Пречистый Аллах — Самодостаточен в Своей сущности и ни в ком не нуждается. Он обладает абсолютным совершенством в Своей сущности, в Своих атрибутах и в Своих деяниях. Его Царство полноценно, и в нём вообще нет каких-либо упущений или недостатков…». [Ибн Раджаб. Джами‘ аль-‘улюм ва аль-хикам, том 2, с. 35].
«…и Он всё может» — то есть Аллах делает всё, что пожелает, без каких-либо препятствий и без чьего-либо противодействия.
«оставаясь коленопреклонённым, [ни с кем] не заговорит…». Здесь имеется в виду до того, как человек поменяет положение ноги, на которой он сидел во время чтения ташаххуда [Ибн аль-Асир. Ан-Нихайа, том 1, с. 225]. Однако в другом хадисе, который передала ‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказано, что «после произнесения таслима пророк, да благословит его Аллах и приветствует, [оставался] сидеть [на месте молитвы] ровно столько [времени], сколько [ему требовалось для того, чтобы] сказать: “О Аллах! Ты — Совершенный, и [лишь] от Тебя [зависит] избавление [от бедствий]. Благословен Ты, Обладатель величия и щедрости!”9»10, — при чём он, да благословит его Аллах и приветствует, говорил эти слова после того, как трижды просил Аллаха о прощении11. Затем пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поворачивался лицом к людям. Такова Сунна в отношении имама. После этого имам произносит оставшиеся слова поминания Аллаха вместе с упомянутым в этой главе зикром. Что же касается человека, который совершил молитву за имамом, то ему желательно остаться коленопреклонённым [до конца этого зикра], как сказано в вышеупомянутом хадисе. А Всевышнему Аллаху обо всём ведомо лучше!
«и не погубит его ни один грех в этот день, кроме греха многобожия» — то есть ни один грех не станет губительным для такого человека и не обратит в тщету его благие дела в такой день, кроме греха многобожия.
«и пожаловалась ему на тяжёлую работу [по дому]» — то есть Фатима, да будет доволен ею Аллах, попросила пророка, да благословит его Аллах и приветствует, дать ей слугу, о чём передано в других версиях этого хадиса.
«Я же укажу тебе на то, что будет [для тебя] лучше этого». Имеется в виду, что поминание Аллаха будет лучше слуги либо по той причине, что оно имеет отношение к последней жизни, а слуга — к мирской жизни, либо потому, что поминание придаст Фатиме сил и будет помогать в работе лучше, чем слуга. [Аль-Мубаракфури. Тухфат аль-ахвази, том 9, с. 250].
«дозорщиков, которые будут охранять его». Дозорщики — люди, охраняющие пограничную территорию от врага. Они находятся в дозоре и постоянно наблюдают за противником, чтобы предотвратить его внезапное нападение. Завидев врага, они тотчас сообщают о его выдвижении своим товарищам, дабы они были готовы отразить нападение. [Ибн аль-Асир. Ан-Нихайа, том 2, с. 332].
Полезные выводы, извлекаемые из этого хадиса
1. Данный хадис указывает на великое достоинство произнесения этого поминания после рассветной и закатной молитвы. А Аллах дарует Свою милость, кому пожелает!
2. В некоторый версиях этого хадиса передано, что для того, кто скажет перед сном “Cубхана-Ллах” («Пречист Аллах») тридцать три раза, “Аль-хамду ли-Ллях” («Хвала Аллаху») тридцать три раза и “Аллаху акбар” («Аллах велик») тридцать четыре раза, это будет лучше слуги. Это поминание способствует совершению всяческого блага.
3. Шейх аль-Банна сказал: «Смысл данного хадиса указывает на то, что Благословенный и Всевышний Аллах прощает рабу, произносящему это поминание по утрам и вечерам, те грехи, которые он приобрёл, и Аллах не взыщет с него за них».
4. Не подобает грехам пристать к человеку [в день и ночь произнесения этого поминания], охватить его и погубить его, если только он не совершает грех многобожия. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех» (4:48).
1 «Сунан» ат-Тирмизи (3474) и др. Шейх Ахмад Шакир назвал этот хадис слабым. Однако шейх аль-Албани назвал этот хадис хорошим в силу существования схожих хадисов (хасан ли-гайрихи) в «Сахих ат-таргиб ва ат-тархиб» (472).
2 «Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарика ля-ху. Ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамд. Йухйи ва йумиту, би-йади-хи-ль-хайр, ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир».
3 «Муснад» Ахмада (26551). Шейх Шу‘айб аль-Аранут назвал иснад этого хадиса слабым, однако сам текст хадиса он счёл достоверным в силу существования схожих хадисов (сахих ли-гайрихи).
4 «Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарика ля-ху. Ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамд, би-йади-хи-ль-хайр, ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир».
5 «Ад-Ду‘а» ат-Табарани (706), «Аль-Му‘джам аль-кабир» ат-Табарани (119), «‘Амаль аль-йаум ва аль-ляйла» Ибн ас-Сунни (140). Шейх аль-Албани назвал этот хадис хорошим в силу существования схожих хадисов (хасан ли-гайрихи) в «Сахих ат-таргиб ва ат-тархиб» (475).
6 «Ля иляха илля-Ллаху вахда-ху ля шарика ля-ху. Ля-ху-ль-мульку, ва ля-ху-ль-хамд, йухйи ва йумиту, ва хуа ‘аля кулли шай’ин кадир».
7 «Сунан» ат-Тирмизи (3534) и др. Шейх Ахмад Шакир назвал этот хадис хорошим. Шейх аль-Албани назвал этот хадис хорошим в силу существования схожих хадисов (хасан ли-гайрихи) в «Сахих ат-таргиб ва ат-тархиб» (473).
8 Комментарий взят из толкования к сборнику «Крепость мусульманина», который составили Абу Муслим Маджди бин ‘Абд аль-Ваххаб Ахмад («Шарх Хисн аль-муслим») и сам составитель сборника Са‘ид бин ‘Али бин Вахф аль-Кахтани («Итхаф аль-муслим»). — Прим. переводчика.
9 «Аллахумма! Анта-с-Саляму ва мин-кя-с-саляму, табаракта, йа За-ль-джаляли ва-ль-икрам!».
10 «Сахих» Муслима (1335).
11 «Астагфиру-Ллах, астагфиру-Ллах, астагфиру-Ллах». «Сахих» Муслима (1334).
Райана говорит
Здравствуйте.Эта Дунья временна и как экзамен,все блага на время.После смерти человека все останется детям,внукам,родным,имущество,забираем только деяния.В Джаннате все есть,красота людей,домов,природы.Есть ли в Джаннате дома,автомобили,какие там животные,какой климат,какая еда,какой идеальной внешностью будут обладать супруги,жившие вместе при жизни?Ангел Смерти приходит в любое время,в любом месте,в любом возрасте,в назначенный Срок Жизни,данный уже младенцу в утробе матери.Каждый человек на земле с рождения мусульманин.Коран-верное руководство,исцеление и милость для людей.Пророк Мухаммад(с.а.с.)-печать пророков.Хиджаб-защита,завеса,щит,покрывало,напоминание,серьезность,Борода-тоже можно задуматься,ваджиб.Не только внешний хиджаб,но и внутренний,как и борода,иман в сердце,искренность,Богобоязненность,столпы Ислама.Ислам-религия мира и добра.