Хвала Аллаху Господу миров, мир и благословение нашему пророку мухаммаду ﷺ печати пророков и господину посланников, его семье и всем его сподвижникам.
Поистине, месяц мухаррам — великий благословенный месяц и он первый месяц мусульманского летоисчисления и один из запретных месяцев, о которых сказал Аллах: “Воистину, число месяцев у Аллаха — двенадцать. Так было записано в Писании в тот день, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них — запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе. Сражайтесь с многобожниками всеми вместе (или все вместе), подобно тому, как они сражаются с вами всеми вместе (или все вместе). Знайте, что Аллах — с богобоязненными” (сура Ат-тавба — 36).
передается от аби бакрата — да будет доволен им Аллах от пророка ﷺ :»год 12 месяцев из них четыре запретных: три, которые идут подряд: зуль каада зуль хиджа и мухаррам, и раджаб, который отдельно между джумади и шаабан» (приводится у Бухари 2958).
Ибн Аббас сказал о словах «не поступайте в них несправедливо по отношению к себе»: В них — то есть во все месяцы, а затем Он отличил из них четыре месяца и сделал их запретными, а важность их запретности в том, что грехи, совершаемые в эти месяцы — величественнее, и награда за праведные дела — величественнее.
Сказал Катада: Поистине, Аллах избрал избранников из своих творений: посланников из числа ангелов и людей, избрал из слов зикр, на земле избрал места для мечетей, из месяцев избрал рамадан и запретные месяцы, из дней избрал пятницу, из ночей — ночь предопределения, так возвеличивайте то, что возвеличил Аллах. (Приводится в тафсире ибн Кясира к 36 аяту суры Тауба).
Предпочтительность соблюдения добровольного поста в месяц Мухаррам
От Абу Хурейры — да будет доволен им Аллах — приводится: Сказал посланник Аллаха ﷺ: Лучший пост после рамадана — пост в месяц мухаррам (приводится у Муслима 1982). Очевидным является, что пост желателен во все запретные месяцы, однако известно, что пророк ﷺ никогда не постился месяц полностью, кроме как в рамадан. Поэтому в хадисе имеется в виду желательность часто поститься в запретные месяцы, но не поститься их полностью.
Из истории дня Ашура
Передается от ибн Аббаса, что пророк ﷺ прибыл в Медину и увидел, что иудеи соблюдают пост в день ашура. Он спросил: Что это? Ему ответили: Это хороший день, в который Аллах спас бану Исраиль от врага, и Муса соблюдал в него пост. Пророк ﷺ сказал: Мы имеем больше прав на Мусу, чем вы. И стал соблюдать пост в этот день и повелел это остальным (приводится у Бухари 1865).
В риваяте Муслима говорится » это великий день, в который Аллах спас Мусу и его народ и потопил фараона и его племя, и мы соблюдаем пост в этот день в благодарность Аллаху». Имам Ахмад добавил: В этот день корабль Нуха причалил на на горе аль-Джуди и Нух постился в него.
Что касается слов «повелел это остальным», в риваяте Бухари говорится также: Сказал своим сподвижникам: Вы имеете больше прав на Мусу, чем они, так поститесь же в этот день.
Также пост в день Ашура был известен во времена джахилии, до пророчества Мухаммада ﷺ. Передается от Аиши: Поистине во времена джахилии постились в этот день…
Сказал Куртуби: Возможно, курайшиты опирались в этом на установления прежних пророков, как Ибрахим.
Также известно, что пророк ﷺ постился в этот день и в Мекке до своего переселения в Медину. И когда он прибыл туда, он увидел, что иудеи празднуют этот день и спросил о причинах этого, как приводится в хадисе. Отличие же от них в том, что для мусульман этот день не является праздничным. Как приводится в хадисе он Абу Мусы: Иудеи считали день Ашура праздником. А пророк ﷺ велел отличатся от иудеев и велел соблюдать пост в этот день, дабы подчеркнуть, что этот день не является для мусульман праздничным, так как в праздник не постятся (приводится у ибн Хаджара в Фатх аль-Бари).
Пост в день Ашура был мудростью в постепенности становления поста обязательным видом поклонения. По прибытии в Медину пророк ﷺ постился по три дня в середине каждого месяца и в день Ашура. Затем Аллах ниспослал аят об обязательности поста: «Вам предписан пост…» (сура аль-Бакара, 183). Так обязательный пост перешел со дня Ашура на рамадан, что является доказательством в основе фикха, что разрешена отмена более легкого в пользу более сложного.
О предпочтительности поста в день Ашура
Передается от ибн Аббаса: Я не видел, чтобы пророк ﷺ предпочитал соблюдение поста в этот день (день Ашура) какому-либо другому дню и пост в этот месяц (рамадан) какому-либо другому месяцу (приводится у Бухари 1867). А также пророк ﷺ сказал: Я надеюсь, что пост в день Ашура будет искуплением грехов предшествующего года (приводится у Муслима 1976). И это из проявлений милости Аллаха по отношению к нам — пост одного дня искупляет грехи целого года!
какой день является днем Ашура?
Сказал имам ан-Навави: Ашура и Тасу`а — это понятия обширные, однако в книгах по языку, а также книгах ученых под этими днями подразумеваются десятый (Ашура) и девятый (Тасу`а) дни месяца Мухаррам.
Сказал ибн Кудама: Ашура — это десятый день месяца Мухаррам. И это слова Саида ибн Мусайиба и аль-Хасана, согласно тому, что передал ибн Аббас в хадисе: Посланник Аллаха ﷺ велел нам соблюдать пост в десятый день месяца Мухаррам (приводится у Тирмизи, хадис хороший, достоверный). А также приводится от ибн Аббаса, что он сказал «и девятый». И от него передал `Ата, что он сказал: Поститесь девятый и десятый дни и не уподобляйтесь иудеям. Таким образом, установлено, что желательно поститься девятый и десятый дни месяца Мухаррам.
Передал АбдуЛлах ибн Аббас: «Когда посланник Аллаха ﷺ соблюдал пост в день Ашура и повелел нам поститься в этот день, ему сказали: О посланник Аллаха, поистине иудеи и христиане возвеличивают этот день. Он ответил: Значит, если наступит следующий год, если на то будет воля Аллаха, мы будем поститься и девятый день. Однако пророк ﷺ не дожил до следующего года (приводится у Муслима 1916). Сказал имам Шафии и ученые его мазхаба, а также имам Ахмад, Исхак и другие: Желательным является пост девятого и десятого дней вместе, так как пророк ﷺ постился в десятый день и намеревался постится в девятый.
Поэтому желательно поститься в день Ашура, но еще лучше постится и день, который перед ним. Любое увеличение благих дел в этот месяц является лучшим и предпочтительным.
Niyaz говорит
СубханнАллах, а я и не знал, Спсибо!