«Знание – это Слова Аллаха, слова Его посланника и то, что сказали сподвижники» (Ибн аль-Каййим)
Вниманию уважаемого читателя предлагается перевод первого раздела книги “Достоверные предания от сподвижников, относящиеся к вопросам фикха”, которую составил мухаддис нашего времени, шейх Закария аль-Бакистани. Сама книга состоит из трех томов. Помимо прочих достоинств ценность данного труда состоит в том, что в одной книге собраны достоверные сообщения от сподвижников по вопросам фикха, которые содержатся в сборниках хадисов Ибн Абу Шейбы, Абдураззака, ад-Даракутни, аль-Бейхаки, Ибн аль-Мунзира и др. Их сборники являются основным источником преданий от сподвижников пророка, мир ему и благословения Аллаха. Примечательно, что никто из ученых-мухаддисов ранее не проверял эти сообщения на достоверность. Для удобства читателя в предлагаемом переводе опущены примечания автора, относящиеся к науке о хадисах: приводится лишь степень достоверности предания и его источник. Также перевод снабжен примечаниями, содержащими биографические сведения об упоминаемых сподвижниках и табиинах. При работе над примечаниями к биографиям использовались как доступные русскоязычные ресурсы («Ислам. Энциклопедический словарь» Айдына Али-заде, «Раздел «Персоналия» к книге «Совершенство в коранических науках» ас-Суюти»), так и арабские автобиографические сборники («Такриб ат-Тахзиб» и «Тахзиб ат-Тахзиб» Ибн Хаджара, «Мизан аль-Итидаль» аз-Захаби, «ат-Табакат аль-Кубра» Ибн Муни и др.). В данный момент продолжается перевод всей книги, материалы которой будут размещаться на сайте с дозволения Аллаха.
Достоверные предания от сподвижников, относящиеся к вопросам фикха
Закария ибн Гулам Кадир аль-Бакистани
КНИГА О РИТУАЛЬНОМ ОЧИЩЕНИИ
Раздел 1. Виды воды и посуда
Глава 1. О совершении малого омовения горячей водой
1. Зейд ибн Аслам1 передал, что его отец сказал: «У Умара2 был кувшин, в котором нагревали воду, и он совершал ею малое омовение»3.
2. Передается, что Ибн Умар4, да будет доволен ими обоими Аллах, совершал малое омовение горячей водой5.
3. Ибн Аббас6, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал: «Нет ничего плохого в том, чтобы совершать малое омовение горячей водой», и он сам совершал омовение такой водой7.
4. Передается, что в холодную погоду для Салямы ибн аль-Аква8 подогревали воду, и он совершал ею малое омовение9.
5. Рашид ибн Маъбад10 сказал: «Я видел, как зимой в пятницу подогрели воду для Анаса ибн Малика11, и он совершил ею полное омовение»12.
Глава 2. О воде, с которой смешались нечистоты.
6. Передается, что Ибн Умар, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал: «Если вода достигнет объема двух огромных кувшинов (куллятайн13), то ничто ее не оскверняет»14.
7. Передается, что Ибн Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал: «Если объем воды составляет два больших ведра (занубайн15), то она не считается нечистой»16.
8. Передается, что Ибн Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал: «Ничто не делает воду нечистой»17.
Глава 3. Об использованной воде.
9. Передается, что Джарир ибн Абдуллах18, да будет доволен им Аллах, велел своей семье совершать малое омовение водой, оставшейся19 после зубочистки (сивак20)21.
В версии сообщения, которая передается от Кайса22, сказано: «Джарир ибн Абдуллах, да будет доволен им Аллах, очищал рот и зубы сиваком, после чего окунал кончик сивака в воду и говорил своей семье: «Совершайте омовение водой, оставшейся после него23!», не видя в этом ничего плохого»24.
Глава 4. О совершении малого и большого омовения водой зам-зам
10. Передается от Ибн Аббаса, что какой-то человек из племени бану махзум из рода Мугиры совершил полное омовение в (источнике) зам-зам. Тогда Ибн Аббас сильно рассердился и сказал: «Я не разрешаю ее использовать для того, кто совершает полное омовение! Она дозволена лишь для тех, кто пьет либо совершает малое омовение!»25
Глава 5. О совершении малого омовения из деревянного сосуда.
11. Передается, что Ибн Умар, да будет доволен ими обоими Аллах, совершал малое омовение из кожаного бурдюка или из деревянной чаши26.
Глава 6. О совершении малого омовения из медного и других сосудов.
12. Абдухайр27 передал: «Я видел, как Али28, да будет доволен им Аллах, совершал малое омовение водой из таза (для омовения), которую вылили из кожаного бурдюка»29.
13. Аль-Хасан аль-Басри30 передал: «Я видел, как Усману31, да будет доволен им Аллах, лили воду из кувшина, и он совершал ею малое омовение»32.
14. Передается, что Ибн Умар, да будет доволен ими обоими Аллах, не пил из чаши, которая была сделана из желтой меди, и не совершал из нее омовение33.
Также передаются сообщения о дозволенности совершения малого омовения из медных сосудов от Абу Бакра, Умара, Анаса и Ибн Аббаса, да будет доволен ими Аллах, но иснады этих сообщений недостоверны.
Глава 7. О колодце, в который попали нечистоты.
15. Ата34 передал, что однажды какой-то чернокожий раб из Эфиопии скончался в источнике зам-зам (, упав в него). Тогда Ибн аз-Зубейр35 приказал вычерпать из источника воду. Люди этим занимались до тех пор, пока не смогли справиться с водой, которая не переставала течь. Они стали смотреть и вдруг увидели, что источник забил со стороны черного камня. Тогда Ибн аз-Зубейр сказала: «Хватит, достаточно!»36
16. Ибн Сирин37 передал, что однажды какой-то чернокожий раб из Эфиопии упал в источник зам-зам (и скончался в нем). Тогда Ибн Аббас приказал, чтобы его вытащили оттуда. Затем он велел вычерпать воду. Однако источник одолел людей, забив из-под угла (Каабы). Тогда Ибн Аббас приказал обложить источник египетским полотном и покрывалами, чтобы вычерпать из него воду. После этого источник извергнулся на них с новой силой38.
Глава 8. О совершении малого омовения морской водой.
17. Абу Туфайл39 передал, что Абу Бакра40, да будет доволен им Аллах, спросили о совершении омовения морской водой. Он ответил: «Морская вода чиста, а ее мертвечина дозволена для употребления в пищу»41.
18. Передается, что Умара, да будет доволен им Аллах, спросили о морской воде. Он ответил: «А какая же вода может быть чище морской?!»42
Также Абу Йазид аль-Мадани43 передал: «Один рыболов мне рассказал, что он спросил Умара о совершении малого омовения морской водой», на что тот ответил: «А какая вода может быть чище?!»44
19. Передается, что Ибн Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, о совершении малого омовения морской водой сказал: «Это два моря45: с какого бы ты ни начал, это не повредит тебе»46.
20. Передается, что Ибн Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал: «Мне сообщили, что есть некоторые люди, которые совершают полное омовение морской водой, а затем говорят: «Нам надо повторно совершить омовение другой водой». Да не очистит Аллах того, кого не очищает морская вода!»47
Также сообщается, что Абдуллах ибн Амр48 и Укба ибн Амир49, да будет доволен ими обоими Аллах, разрешали совершать малое омовение морской водой, однако иснад этих преданий является слабым.
21. Передается, что Ибн Умар, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал: «Мне больше нравится очищение песком (тайаммум), чем омовение морской водой»50.
22. Передается, что Абдуллах ибн Амр, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал: «Морской воды недостаточно для совершения малого омовения и для омовения от полового осквернения (джанаба). Воистину, под морем находится огонь, затем вода, затем снова огонь….», и так он перечислил семь морей»51.
Глава 9. О совершении малого омовения водой, оставшейся от многобожника.
23. Передается, что Умар, да будет доволен им Аллах, совершил омовение водой, оставшейся от одной христианки из ее кувшина52.
Также сообщается, что Умар, да будет доволен им Аллах, совершил омовение водой, оставшейся от одной блудницы53, однако иснад этого предания является слабым.
Глава 10. О совершении малого омовения водой, оставшейся после омовения женщины.
24. Сауада ибн Асым аль-Анази54 сказал: «Люди собрались у аль-Хакама аль-Гифари55 в загоне для верблюдов и спросили его о совершении омовения водой, оставшейся после омовения женщины, и он запретил им это»56.
25. Абдуллах ибн Сарджис57 сказал: «Женщина может совершать малое и большое омовение водой, оставшейся после полного омовения и очищения мужчины. Мужчина же не может совершать малое омовение водой, оставшейся после большого омовения и очищения женщины»58.
Глава 11. О человеке, который опускает свою руку в сосуд, находясь в состоянии полового осквернения или же до совершения малого омовения.
26. Передается, что Ибн Умар, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал: «Если кто-то зачерпнет воду (из сосуда), будучи в состоянии полового осквернения, то оставшаяся в нем вода не станет нечистой (наджас). И ангелы не входят в тот дом, где есть моча59»60.
27. Айша61, дочь Саада, передала: «Саад62, да будет доволен им Аллах, обычно велел своей рабыне готовить ему воду для омовения. Однажды она опустила в нее свою руку, и ему сказали: «У нее месячные». Тогда он ответил: «Но ведь месячные у нее не на руке!»63.
28. Однажды Ибн Умар зашел, когда аль-Бара ибн Азиб64 опустил свою руку в воду для омовения, предварительно не вымыв ее. Затем он совершил этой водой малое омовение. И ни Ибн Умар, ни Ибн Аббас не считали нечистой воду, в которую попадают брызги от омовения, совершаемого при половом осквернении65.
Глава 12. О человеке, который совершает большое омовение в купальне, находясь в состоянии полового осквернения.
29. Ибн Аббас сказал, что однажды какой-то человек спросил его: «(Что ты скажешь о воде) из раковин в купальне (хаммам66), где совершают большое омовение люди, ведь среди них есть и те, кто находится в состоянии полового осквернения?» Тогда Ибн Аббас ответил: «Ничто не делает воду нечистой»67.
1 Зейд ибн Аслам аль-Адави (ум. 136/753) — знаток хадисов Медины, факих и комментатор Корана. Его отец был вольноотпущенником халифа Умара. Преподавал в Мечети Пророка фикх и хадисы. Передавал хадисы от Абдуллаха ибн Умара, Джабира ибн Абдуллаха, Анаса ибн Малика и др. сподвижников. Его учениками были Малик ибн Анас, Суфьян ас-Саури, аль-Аузаи и Суфьян ибн Уйейна. Его очень ценил халиф ‘Умар ибн ‘Абд ал-‘Азиз (717—720). — прим. переводчика.
2 Умар ибн ал-Хаттаб (584—23/644) — второй праведный халиф (634—644), близкий сподвижник пророка, мир ему и благословения Аллаха, выдающийся общественно-политический деятель. При нём произошло значительное расширение государственных территорий и распространение ислама. При халифе Умаре заложены основы налоговой, юридической и кадастровой системы, введено летоисчисление по хиджре. По его поручению была создана комиссия во главе с Зейдом ибн Сабитом, которая начала сбор разрозненных текстов Откровения. Его дочь Хафса, да будет доволен ею Аллах, была женой пророка Мухаммада, мир ему и благословения Аллаха. Жизнь халифа трагически оборвалась в результате заговора, который осуществил персидский раб Фируз (Абу Лулу) в отместку за решительную политику Умара в отношении Ирана, который был полностью разгромлен армиями халифата. Фируз неожиданно напал на халифа во время утреннего намаза, которым руководил Умар, и нанес ему шесть тяжелых ножевых ранений, от которых он скончался через несколько дней. — прим. переводчика.
3 Достоверный. Абдурраззак (1/175), Ибн аль-Мунзир (1/251) и ад-Даракутни (1/37).
4 Абдуллах ибн Умар (613—74/692) — сын Умара ибн аль-Хаттаба, выдающийся знаток мусульманского права и передатчик хадисов. Был известен своим нейтралитетом во время гражданской войны в халифате (656-661). В связи с несовершеннолетием он не участвовал в битвах при Бадре и Ухуде. Однако, по достижении 18 лет принял участие в битве Хандак и последующих сражениях при Муте, Табуке, участвовал в завоевании Мекки. Вошел в историю своим ревностным следованием Сунне. Многие последующие поколения правоведов ссылались на него при вынесении фетв. В 74 году хиджры во время хаджа какой-то человек нанес ему ранение, от которого Абдуллах ибн Умар скончался — прим. переводчика.
5 Достоверный. Абдурраззак (1/175), Ибн Абу Шейба (1/25), Абу Убейд в «Тухур» (270) и Ибн аль-Мунзир (1/251).
6 Абдуллах ибн Аббас (619-686) — известный сподвижник пророка Мухаммада, мир ему и благословения Аллаха, мусульманский ученый и правовед. Был сыном Аббаса ибн Абд аль-Мутталиба, дяди пророка Мухаммеда. Прозван «книжник общины» и «толмач Корана», единодушно считается основателем мусульманской традиции толкования Корана. Абдуллах ибн Аббас был одним из теоретиков в области мусульманского права. Для вынесения правового предписания (фетвы) он, прежде всего, обращался к Корану. Если там не находил решения проблемы, то обращался к Сунне, а затем к мнению таких сподвижников, как Абу Бакр или Умар. Занимая должность наместника в Басре, он сумел подавить хариджитский мятеж, но, позднее подал в отставку и до конца жизни оставался в Мекке, где занимался научной деятельностью. Умер в Таифе. — прим. переводчика.
7 Достоверный. Ибн аль-Мунзир (1/251) и Абдурраззак (1/175).
8 Саляма ибн аль-Аква (ум. 74/692) — сподвижник пророка Мухаммада, мир ему и благословения Аллаха, известный передатчик хадисов. Был среди тех, кто принес «присягу довольства» под деревом (бейа ар-ридван). Совершил семь военных походов вместе с пророком, мир ему и благословения Аллаха. Отличался феноменальной физической выносливостью, мог бегать столь быстро, что был способен обогнать лошадь. Давал фетвы в Медине, где и скончался. — прим. переводчика.
9 Достоверный. Абу Убейд (271) и Ибн Абу Шейба (1/25).
10 Рашид ибн Маъбад — табиин, видел Анаса ибн Малика и передавал от него хадисы.
11 Анас ибн Малик (612-93/712) — сподвижник из ансаров, слуга пророка Мухаммада, мир ему и благословения Аллаха, к которому он относился как к родному сыну. По причине своего несовершеннолетия во время битвы при Бадре он оставался в тылу и обслуживал мусульманских воинов. Достигнув совершеннолетия, он принял участие в битвах при Хайбаре и Хунайне, участвовал также в завоевании Мекки и осаде Таифа. Переселился в Дамаск, а затем в Басру. Там он обучал народ основам Ислама и фикху. Его учениками были такие известные табиины, как Хасан аль-Басри, Катада, Мухаммад ибн Сирин, Саид ибн Джубейр. Умер в Басре. От него передают 2286 хадисов. — прим. переводчика.
12 Хороший. Ибн аль-Мунзир (2/251).
13 Кулля — огромный кувшин объемом 250 иракских ратлей. У ученых-ханафитов 1 кулля равна 101, 56 кг., а у большинства других ученых — 95, 625 кг. См. «Аль-Макайиль ва аль Мавазин аш-Шарийа» («Шариатская система мер и весов»), доктор Али Джумуа Мухаммад, стр. 46 — прим. переводчика.
14 Хороший. Ибн аль-Мунзир (2/261) и аль-Байхаки (1/262).
15 Зануб — большое ведро. См. «Лисан аль-Араб» — прим. переводчика.
16 Хороший. Ибн аль-Мунзир (2/265) и Ибн Абу Шейба (1/144).
17 Достоверный. Ибн Абу Шейба (1/143).
18 Джарир ибн Абдуллах аль-Баджали (ум. 51/671) — сподвижник пророка Мухаммада, мир ему и благословения Аллаха. Отличался необыкновенной красотой, за что был прозван Умаром ибн аль-Хаттабом «Йусуфом этой уммы». Был вождем своего племени. Пророк, мир ему и благословения Аллах, направил его для уничтожения идола Зуль-Халяса. Джарир повёл отряд из 150 своих соплеменников к святилищу Зуль-Халяса и разрушил его до основания, известив об этом пророка, мир ему и благословения Аллаха, который пять раз призвал благословение Аллаха на этих воинов. Впоследствии участвовал во многих военных походах и битвах мусульман в Персии и Ираке. Скончался в 51 (по другим данным в 54) году хиджры в Кудайде. — прим. переводчика.
19 Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» пишет: «Под остатком воды подразумевается вода, которая остается в сосуде после омовения». Комментируя это предание в «Фатх аль-Бари», Ибн Хаджар пишет: «Ибн Тин и другие ученые полагали, что под словами «водой, оставшейся после зубочистки» имеется в виду вода, в которой вымачиваются веточки арака и других кустарников в течение двух суток». Далее Ибн Хаджар пишет: «Аль-Бухари имел в виду, что этот процесс не изменяет воду, а также простое использование сивака не меняет свойство воды и не является помехой для омовения ею» — прим. переводчика.
20 Сивак — щетка для очищения зубов и полости рта, сделанная из веток и корней дерева арак, при разжевывании которых волокна разделяются и превращаются в кисточку.— прим. переводчика.
21 Достоверный. Ад-Даракутни (1/139), Абдурраззак (1/184) и аль-Байхаки (1/255).
22 Кайс ибн Абу Хазим (ум. около 98/716-717) — табиин. Передавал хадисы от Абу Бакра, Умара, Усмана, Али, Абу Хурайры, Асмы бинт Абу Бакр и др. сподвижников. Участвовал в битве при Кадисии. Умер в Куфе в последний год правления Сулеймана ибн Абдулмалика — прим. переводчика.
23 Ибн Хаджар в «Фатх аль-Бари» пишет: «Ад-Даракутни счел это предание достоверным в следующей формулировке: «Он говорил своей семье: «Совершайте омовение тем, куда я опустил свой сивак!». Также ад-Даракутни привел хадис от Анаса, который передал, что «пророк, мир ему и благословения Аллаха, совершал малое омовение водой, оставшейся после сивака», но иснад хадиса является слабым. Абу Талиб в своем труде «аль-Масаиль» привел сообщение о том, что он спросил имама Ахмада о смысловом значении этого хадиса, и тот ответил: «Он опускал сивак в сосуд с водой и очищал рот. Когда же он заканчивал, то совершал этой водой омовение». — прим. переводчика.
24 Ибн Хаджар в «Таглик ат-Талик» (2/127).
25 Достоверный. Аль-Фикихи (2/264) и аль-Азраки в “Ахбар Мекка” (2/58).
26 Достоверный. Ибн Абу Шейба (651).
27 Абдухайр ибн Йазид аль-Хайвани аль-Хамадани (ум. 37/657) — табиин. Передавал хадисы от Абу Бакра, Ибн Масуда, Айши, Али ибн Абу Талиба и др. сподвижников. Участвовал на стороне Али в битве при Сиффине, во время которой и погиб. — прим. переводчика.
28 Али ибн Абу Талиб (600- 40/661) — четвертый праведный халиф (656—661), двоюродный брат и зять пророка Мухаммада, мир ему и благословения Аллаха, его ближайший сподвижник. Первым боевым испытанием для Али была битва при Бадре, где он был знаменосцем. Али в немалой степени способствовал победе мусульман в этом сражении. За героизм его прозвали "Лев Аллаха". После битвы при Бадре Али женился на Фатиме — дочери пророка Мухаммада. В период осады дома Усмана мятежниками Али всеми доступными ему способами пытался отвести от него опасность, даже отправив двоих своих сыновей Хасана и Хусайна на защиту халифа. Однако предотвратить убийство Усмана не удалось, политическое положение в Халифате осложнилось и установилось фактическое безвластие. В этих тяжелых условиях Али было предложено возглавить государство, и он стал четвертым праведным халифом. В 38 году Али выступил против хариджитов и разгромил их в битве при Нахраване. Через два года Али погиб от хариджитского убийцы Ибн Мулджама, который отомстил ему за поражение при Нахраване. — прим. переводчика.
29 Хороший. Ибн аль-Мунзир (1/316) и Ибн Абу Шейба (1/37).
30 Аль-Хасан ибн Йасар аль-Басри (21/642—110/728), сын вольноотпущенника Зейда ибн Сабита, знаменитый хадисовед, чтец и комментатор Корана, богослов и аскет. С 657г. жил в Басре. Участвовал в военных походах против Персии. При халифе Умаре ибн Абдулазизе был кадием Басры. Умер и похоронен в Басре. — прим. переводчика.
31 Усман ибн Аффан (574-35/656) — третий праведный халиф (644-656), родственник и сподвижник пророка Мухаммада, мир ему и благословения Аллаха, выдающийся общественно-политический деятель. Усман был одним из первых принявших Ислам людей. Дважды совершил хиджру: в Эфиопию и Медину. В разное время был женат на двух дочерях пророка — сначала на Рукаййе, потом — на Умм Кулсум, за что его прозвали «обладатель двух светочей». Усман принял участие во всех сражениях, которые произошли между мусульманами и их противниками, кроме битвы при Бадре. Причиной этого была тяжелая болезнь его жены Рукаййи, с которой он остался. Рукаййа умерла и была похоронена в день победы мусульман в этой битве. Во время его правления была создана специальная комиссия по окончательной редакции Корана и размножены его экземпляры, которые были посланы во все концы Халифата. В период правления халифа Усмана мусульмане, несмотря на свое численное меньшинство, сумели покорить обширные территории. 18 зульхиджа 35 года хиджры прибывшие из Египта и Ирака мятежники, которых подстрекал иудей Абдуллах ибн Саба, напали на халифа, читавшего в своем доме Коран, и убили его.— прим. переводчика.
32 Достоверный. Ибн аль-Мунзир (1/315) и Ибн Абу Шейба (1/37).
33 Достоверный. Ибн аль-Мунзир (1/317) и Ибн Абу Шейба (1/38).
34 Ата ибн Абу Рабах (33-114/732) — выдающийся табиин, муфассир, факих, хадисовед и муфтий Мекки. Был учеником Ибн Аббаса и Ибн Умара. — прим. переводчика.
35 Абдуллах ибн аз-Зубейр (2/624-73/692) — сподвижник. Его отцом был другой выдающийся сподвижник Зубейр ибн аль-Аввам, а матерью Асма — дочь Абу Бакра. Выступил в 680 против омейядского халифа Язида, сына Муавии. После смерти Язида в 683 был признан халифом в Ираке, Южной Аравии, Египте и в большей части Сирии. В 687 войско Ибн аз-Зубейра одержало победу над восставшими шиитами во главе с аль-Мухтаром. После укрепления власти Омейядов войско халифа Абд-аль-Малика под командованием Хаджаджа в 692 осадило приверженцев Ибн аз-Зубейра в Мекке, где он и погиб в сражении. — прим. переводчика.
36 Достоверный. Абу Убейд в «Тухур» (188), Ибн Абу Шейба (1/162) и Ибн аль-Мунзир (1/274).
37 Мухаммад ибн Сирин (33/653 -110/728) — выдающийся мусульманский ученый из поколения табиинов, знаток хадисов, факих, толкователь Корана. Его мать Сафийа была вольноотпущенницей Абу Бакра, а его отец Сирин — вольноотпущенником другого известного сподвижника Анаса ибн Малика. Был воспитан в аскетичном духе раннего ислама и обучался религии у тридцати известных сподвижников пророка Мухаммада, таких как Зайд ибн Сабит, Имран ибн Хусайн, Анас ибн Малик, Абу Хурайра, Абдуллах ибн Аббас, Абдуллах ибн ‘Умар. Скончался в Басре спустя всего 100 дней после кончины ал-Хасана аль-Басри и был похоронен рядом с ним. — прим. переводчика.
38 Достоверный. Аль-Музни (рукопись, №19) и ад-Даракутни (1/33).
39 Абу Туфайл, Амир ибн Василя (3/625- 110/728) — сподвижник пророка, мир ему и благословения Аллаха, один из вождей своего племени, прекрасный поэт. Жил в Куфе. Высоко отзывался об Абу Бакре, Умаре и Усмане. После начала гражданской войны встал на сторону Али ибн Абу Талиба, став его ближайшим соратником. После его гибели Абу Туфайл переселился в Мекку, где и жил до самой смерти. Скончался позже всех остальных сподвижников пророка. — прим. переводчика.
40 Абу Бакр ас-Сиддик (572-13/634) — первый праведный халиф (632-634), ближайший сподвижник и друг пророка Мухаммада, мир ему и благословения Аллаха, выдающийся общественно-политический деятель. Абу Бакр одним из первых принял Ислам. Был одним из первых проповедников ислама и способствовал обращению в веру таких выдающихся сподвижников, как Усман ибн Аффан, Тальха ибн Убайдаллах, аз-Зубайр ибн аль-Аввам и др. Сопровождал пророка, мир ему и благословения Аллаха, во время хиджры из Мекки в Медину. После прибытия в Медину, пророк, мир ему и благословения Аллаха, породнился с Абу Бакром, женившись на его дочери Айше. Вместе с пророком, мир ему и благословения Аллаха, и другими мусульманами закладывал основы первой в истории мусульманской государственности. Принял участие в битвах при Бадре, Ухуде, Хандаке, Хайбаре и других сражениях. В конце жизни пророк, мир ему и благословения Аллаха, по состоянию здоровья не мог возглавлять коллективные молитвы, поручив их проведение Абу Бакру. Именно это обстоятельство стало одним из решающих при выборе Абу Бакра первым праведным халифом. Одной из самых больших заслуг Абу Бакра в качестве халифа было сохранение и укрепление мусульманской государственности. При нем Халифат стал единым и сильным государством способным отразить любую внешнюю агрессию. Во времена Абу Бакра начались первые мусульманские завоевания. Абу Бакру также принадлежит заслуга собрания Корана в единую книгу. — прим. переводчика.
41 Достоверный. Абу Убейд в «Тухур» (252), Ибн Абу Шейба (1/130) и Ибн аль-Мунзир (1/248).
42 Хороший. Абдураззак (1/95), Ибн Абу Шейба (1/130) и Ибн аль-Мунзир (1/148).
43 Абу Йазид аль-Мадини — табиин, сначала жил в Медине, затем переехал в Басру. Хадисы от него передавали басрийцы, в том числе Ауф. Сам он передавал хадисы от Абу Хурайры, Ибн Аббаса, Ибн Умара и других сподвижников. — прим. переводчика.
44 Ибн Абу Шейба (1/130).
45 Ибн Аббас сказал: «Это два моря. «Он — Тот, Кто смешал два моря: одно — приятное, пресное, а другое — соленое, горькое» (сура «аль-Фуркан», 53). «Мусаннаф» Абдураззака (№324) — прим. переводчика.
46 Достоверный. Мусаддад (1/52) и Абу Убейд в «Тухур» (257).
47 Достоверный. Ад-Даракутни (1/36).
48 Абдуллах ибн Амр ибн аль-Ас (616—65/684) — сподвижник, сын знаменитого Амра ибн ал-Аса, известного передатчика хадисов, от которого передавали около 700 хадисов. Отличался своей набожностью. Много времени уделял молитвам и постам. Был одним из самых образованных людей своего времени. Он хорошо знал и передавал хадисы, которые записал в книге под названием "ас-Сахифа ас-Садика", занимался преподавательской деятельностью. Помимо блестящего знания арабского, он знал древнееврейский и сирийский языки. Умер в египетском городе Фустат. — прим. переводчика.
49 Укба ибн Амир аль-Джухани (ум. 58/677) — сподвижник, знаменитый чтец Корана, передатчик хадисов и ученый в области наследования и распоряжения наследством. Участвовал вместе с пророком в битве при Ухуде, а также в последующих военных походах. Был одним из командующих мусульманскими армиями, которые покорили Египет, руководил походом на остров Родос. Скончался в Египте, похоронен на склоне горы аль-Мукаттам в Каире. — прим. переводчика.
50 Достоверный. Абу Убейд в «Тухур» (262) и Ибн Абу Шейба (1/131).
51 Достоверный. Абу Убейд в «Тухур» (261) и Ибн Абу Шейба (1/131).
52 Достоверный. Аш-Шафии в «аль-Умм» (1/8).
53 Слабый. Абу Убейд в «Тухур» (165).
54 Сауада ибн Асым аль-Анази, Абу Хаджиб — табиин из третьего поколения. Проживал в Басре. Хадисы от него передавали Сулейман ат-Тейми, Асым аль-Ахваль и Шуъба. Хадисы в его передаче приводятся в сборниках Муслима, ат-Тирмизи, ан-Насаи и др. — прим. переводчика.
55 Аль-Хакам ибн Амр аль-Гифари (ум. 51) — сподвижник, полководец. Хадисы от него передавали Ибн Сирин, Хасан аль-Басри, Джабир ибн Зейд и др. табиины. Жил в Басре. Был наместником в Хорасане, где и скончался. — прим. переводчика.
56 Достоверный. Ад-Дауляби в «аль-Куна» (1/142).
57 Абдуллах ибн Сарджис — сподвижник. Достоверно передается, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, обратился за него с мольбой о прощении. Проживал в Медине, затем в Басре. Скончался в возрасте 80 с лишним лет в Басре во времена правления халифа Абдулмалика. — прим. переводчика.
58Достоверный. Ад-Даракутни (1/117).
59 Абдуллах ибн Йазид передал, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Не оставляйте в доме мочу в тазу (горшке), поскольку ангелы не входят в тот дом, где есть застоявшаяся моча. И пусть никто из вас не справляет малую нужду в умывальник!» («Сахих ат-Таргиб», 153) — прим. переводчика.
60 Хороший. Ибн Абу Шейба (1/18).
61 Айша, дочь Саада (ум. 117/735) — дочь сподвижника пророка Саада ибн Абу Ваккаса, передатчик хадисов, прекрасно разбиралась в религии. Родилась вскоре после смерти пророка, мир ему и благословения Аллаха, в Медине. Запомнила много хадисов о пророке от своего отца. Она умерла последней из всех дочерей сподвижников. — прим. переводчика.
62 Саад ибн Абу Ваккас (595—55/675) — один из ближайших сподвижников, полководец, член совета выборщиков, избравшей Усмана ибн Аффана халифом. Был одним из первых принявших Ислам людей. Участвовал в битвах при Бадре, Ухуде, Хандаке и других сражениях. Был командующим мусульманской армией в боевых действиях против Византии и Ирана. Под его командованием была одержана важная победа над персами в битве при Кадиссии. В период смуты и потрясений в Халифате активной политической деятельностью не занимался. — прим. переводчика.
63 Достоверный. Ибн Абу Шейба (1/80).
64 Аль-Бара ибн Азиб (612-72/691) — сподвижник и передатчик хадисов. В раннем возрасте обратился в ислам, участвовал с пророком в 15 битвах. Во времена халифата Усмана был назначен правителем Рея (Персия). Переселился в Куфу, где и скончался в правление Мусаба ибн аз-Зубейра. — прим. переводчика.
65 Достоверный. Аль-Бухари в «Сахих» (примечание к хадису № 258).
66 Хаммам — помещение, оборудованное для мытья тела кипяченой водой. В своей основе это слово означает горячую воду. См. «Аун аль-Маъбуд Шарх Сунан Аби Давуд» Абу Таййаба Азимабади — прим. переводчика.
67 Достоверный. Ат-Табари в «Тахзиб аль-Асар» («Муснад Ибн Аббаса», 1040).
Мариям говорит
Ассалямуальейкум ва рахматуЛлахи ва баракатух.Может пожалуйста сказать название книги на арабском.ДжазакумуЛлахухайран!