Раздел 19
Освоение невозделанных земель
Тема 1
Определение понятия «мават» и шариатское законоположение о невозделанных землях
1- Определение понятия «мават»
В языковом значении слово «мават» означает «мёртвая земля». Под этим словом подразумеваются залежные и бесхозные земли.
В шариатской терминологии слово «мават» означает такую категорию земель, которая является неосвоенной [без построек или посевов] и никому не принадлежит. Это либо залежные земли, на владение которыми никто не претендует и которые находятся в невозделанном состоянии, либо земли, у которых есть признаки принадлежности и освоения, однако их владелец неизвестен.
2 — Шариатское законоположение о невозделанных землях
Основным доводом в данном вопросе является хадис Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Невозделанная земля будет принадлежать тому, кто её освоит. А за труд человека, который посягнул на чужие владения, ничего не причитается» [Абу Дауд и ат-Тирмизи. Аль-Албани назвал это хадис достоверным в «Ирва аль-Галиль», 1551]. Под выражением «за труд человека, который посягнул на чужие владения» подразумевается такая ситуация, когда один человек приходит на землю, которую уже освоил [«оживил»] другой, и засаживает либо засеивает её, с целью присвоения права на эту землю.
Освоение залежных земель бывает даже желательным по Шариату, когда это отвечает потребностям людей и приносит пользу животным. Этот вывод следует из слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Тому, кто освоит невозделанную землю, полагается награда, а всё, что будет съедено из неё любой живностью, зачтётся ему как милостыня» [Ад-Дарими и Ахмад. Аль-Албани назвал это хадис достоверным в «Ирва аль-Галиль», 6/4].
Тема 2
Условия освоения невозделанных земель
Для того, чтобы освоение невозделанных земель считалось действительным, оно должно отвечать двум условиям:
1. Земля не должна находиться в собственности другого мусульманина. Если же она принадлежит другому мусульманину, то её запрещено осваивать без законного разрешения.
2. Тот, кто осваивает землю, должен быть мусульманином. Неверующим запрещено осваивать залежные земли, которые находятся на исламской территории.
Невозделанная земля становится собственностью человека в следующих случаях:
1. Если человек оградил невозделанную землю достаточно надежным забором, как обычно практикуется в народе, то он освоил данный участок. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если человек оградил забором [бесхозную] землю, то она стала его собственностью» [Абу Дауд. Аль-Албани назвал это хадис достоверным в «Ирва аль-Галиль», 1554].
2. Если человек вырыл в невозделанной земле колодец и добрался до грунтовых вод, то он освоил данный участок. Если же он не добрался до грунтовых вод, то он имеет больше всех прав на владение этой землёй. То же самое касается того, кто проложил оросительный канал.
3. Если человек провёл к невозделанной земле воду из источника, реки и т.д., то тем самым он освоил данный участок.
4. Если человек расчистил невозделанную землю и посадил на ней дерево, тогда как до этого она была непригодна для насаждений, то тем самым он освоил данный участок.
5. Исламские учёные сказали, что освоение невозделанных земель не ограничивается вышеприведёнными случаями. Этот вопрос регулируется обычаями людей определённой местности (‘урф): то, что они считают освоением земли, таковым оно и является, а то, что они не признают за освоение земли, то таковым оно не является.
Тема 3
Некоторые шариатские законоположения, связанные с невозделанными землями
1. Тот, кто освоил какой-либо участок невозделанной бесхозной земли, становится его собственником. Этот вывод следует из общего смысла вышеприведённых хадисов, в том числе из слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Невозделанная земля будет принадлежать тому, кто её освоит».
2. Участок вокруг возделанной земли не становится собственностью в результате его освоения, поскольку владелец возделанной земли имеет право на прилегающую к ней территорию.
3. Правитель мусульман имеет право выделить участок невозделанной земли тому, кто её освоит. Этот вывод следует из хадиса, который передал Ваиль ибн Худжр: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, выделил для него землю в Хадрамауте» [Ат-Тирмизи. Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим, а аль-Албани — достоверным в «Сахих Сунан ат-Тирмизи», 1116].
4. Правитель мусульман имеет право при необходимости объявлять те или иные участки невозделанной земли заповедными и устраивать на них пастбище для выпаса верблюдов, которые предназначены для закята, или лошадей, которые предназначены для джихада. Однако это не должно причинять неудобства и ущерб мусульманам. Кроме того, право выделять бесхозные земли под пастбища принадлежит только правителю мусульман, и делается это исключительно в общественных интересах. Ас-Са’б ибн Джассама передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Заповедные земли могут принадлежать только Аллаху и Его Посланнику»[Аль-Бухари].
Добавить комментарий