Раздел 21
Находка
Тема 1
Определение понятия «луката» и шариатское законоположение о находке
1- Определение понятия «луката»
В арабском языке слово «луката» означает находку. Иными словами, «луката» — это вещь, которую человек обнаружил и подобрал.
В шариатской терминологии слово «луката» означает взятие утраченного кем-то ценного имущества с целью его сбережения либо приобретения права собственности на него после надлежащего объявления о находке [если не будет установлен её владелец после определенного периода времени].
1- Шариатское законоположение о находке и доводы на это
Основным доводом на то, как надлежит распорядиться найденной вещью, является хадис, который передал Зейд ибн Халид аль-Джухани: «Однажды Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, спросили, что следует делать с найденным золотом или серебром, и он ответил: «Сначала определи и запомни шнурок, которым завязано то, что ты нашёл, и кошель, в котором содержится найденное, а затем объявляй о находке в течение года. Если ты не найдешь хозяина, то можешь расходовать эти деньги. Если же к тебе когда-нибудь явится хозяин находки и потребует вернуть деньги, то отдай их ему». Потом этот человек спросил, что следует делать с заблудившимся верблюдом, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «А какое тебе дело до этого верблюда? Оставь его, ведь у него есть ноги и бурдюк с водой. Он будет пить воду и есть листья с деревьев, пока не отыщется его хозяин». Потом этот человек спросил, что следует делать с заблудившимися овцами, и Пророк,да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Возьми этих овец, ведь они достанутся либо тебе, либо твоему брату, либо волку» [Аль-Бухари и Муслим].
Тема 2
Виды находок
1- Находки, которые не вызывают в человеке желание подобрать их [т.е он относится к ним безразлично — прим. редактора]. Например, плеть, лепёшка, фрукт, посох и т.д. Подобного рода находки дозволено подбирать. Обнаруживший такую вещь вправе пользоваться ею и стать её владельцем, не объявляя о находке.
2 -Находки, которые способны защититься от небольших диких зверей и других живностей. Например, верблюды, лошади, коровы и мулы. Обнаружившему такую находку запрещено присваивать её себе, и более того он не становится её владельцем на основании объявления о находке. Этот вывод следует из вышеупомянутого хадиса, в котором Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «А какое тебе дело до этого верблюда? Оставь его, ведь у него есть ноги и бурдюк с водой. Он будет пить воду и есть листья с деревьев, пока не отыщется его хозяин».
3 — Находки, которые дозволено подбирать и о которых необходимо объявлять. Например, золото, серебро, товары и животные, которые не способны защититься от небольших диких зверей, как, например, овцы, курицы и другие животные. Этот вывод следует из вышеупомянутого хадиса, который передал Зейд ибн Халид. Подбирать такую вещь вправе лишь тот, кто уверен, что он не присвоит себе это имущество и сможет объявить о находке.
Тема 3
Некоторые шариатские законоположения, связанные с находкой
1. Если найденная вещь представляет собой животное, которое пригодно для употребления в пищу, то у нашедшего есть выбор, как с ним поступить. Он может либо съесть животное, а в случае обнаружения хозяина тотчас выплатить владельцу его стоимость, либо продать его, а вырученные от этой сделки деньги сохранить для хозяина, предварительно определив внешние свойства находки, либо сохранить животное и тратить на его содержание свои средства, не становясь его хозяином. В последнем случае, если отыщется хозяин животного, который захочет его забрать, то он должен возместить нашедшему расходы, понесенные на содержание животного. Если же хозяин явится до того, как нашедший употребит в пищу найденное животное, то владелец вправе его забрать.
2. Если найденная вещь представляет собой скоропортящийся продукт, например, фрукты, то нашедший имеет право либо съесть его и выплатить нашедшемуся владельцу его стоимость, либо продать его и сохранить вырученные деньги, пока не отыщется хозяин пропажи.
3. Если найденная вещь представляет собой деньги, посуду или товар, то нашедший их человек обязан сохранить находку и отнестись к ней как к вверенному на хранение имуществу и объявлять о ней в публичных местах.
4. Находку вправе подобрать лишь такой человек, который уверен, что сможет удержаться от [искушения] присвоения её себе и способен объявить о ней, поскольку оповещение о найденной вещи является обязательным. Если человек подберёт находку, то он должен определить ее внешние характеристики и затем объявлять о ней в течение года в местах собрания людей. Если за ней явится хозяин, и его описание пропажи совпадёт с описанием найденного предмета, то ему следует отдать находку. Если же хозяин найденной вещи не появится в течение года после начала оповещения о находке, то нашедшему дозволено присвоить её себе.
5. Человек, подобравший находку, вправе забрать её себе по прошествии года с момента оповещения о найденной вещи. Однако он не может распоряжаться ею до тех пор, пока не узнает об отличительных свойствах найденной вещи. Если кто-нибудь придёт и предъявит права на находку, описав её теми качествами, которые присущи найденной вещи, то её следует отдать ему, не требуя предъявления [ясного] доказательства или принесения клятвы. Этот вывод следует из приказа Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о котором сказано в вышеупомянутом хадисе Зейда ибн Халида.
6. Если найденную вещь подберёт малолетний или слабоумный, то находкой должен распорядиться их попечитель, как было разъяснено выше.
7. Вещь, найденная на заповедной территории (Мекки и Медины), запрещено брать себе. Необходимо оповещать о находке постоянно [т.е. объявление не ограничено временем — прим. редактора].
Тема 4
Некоторые шариатские законоположения, связанные с подкидышем
Слово «лакит» (подкидыш) означает дитя, которое бросили на улице, у двери мечети и т.д., либо потерявшегося ребёнка, который не знает ни своего происхождения, ни своего опекуна. Нельзя оставлять таких детей на произвол судьбы, поскольку Всевышний сказал: «Помогайте друг другу в благочестии и богобоязненности» (сура 5 «аль-Маида=Трапеза», аят 2). Общий смысл этого аята указывает на то, что необходимо позаботиться о найдёныше. Попечение над такими детьми и расходование на них средств является коллективной обязанностью мусульман. Кроме того, забота о них равнозначна спасению человеческой жизни. Если у найдёныша обнаружится какое-либо ценное имущество, то оно принадлежит ему [т.е. считается его имуществом по умолчанию, т.к. оно найдено при нем — прим. редактора]. Из этого имущества можно тратить средства на его содержание. Если же таких средств не обнаружится, то содержать ребёнка следует за счёт общественной казны мусульман.
Если ребёнок найден на территории, где проживают мусульмане, то он считается свободным человеком и мусульманином, и в отношении него действуют соответствующие шариатские законоположения. Если же он найден на территории, где проживают неверующие, то он считается неверующим. Установление принадлежности ребёнка к какому-либо роду происходит по заявлению личности, которая предъявляет на него права. Если же права на ребёнка предъявляют два и более человека, и у них нет явного доказательства в свою пользу, то ребёнка следует показать физиогномисту.
Преимущественным правом на попечение найдёныша обладает тот, кто обнаружил его, если он является свободным, надёжным, справедливым и рассудительным человеком. При этом ни неверующий, ни нечестивец не имеют права опекунства над мусульманином.
Тот, кто обнаружил найдёныша, должен отвечать следующим условиям: разум, совершеннолетие, свобода, безопасность, справедливость и рассудительность. Если подобравший человек является малолетним, сумасшедшим, подневольным, нечестивцем или слабоумным, то он не имеет права попечения, равно как и неверующий над мусульманином.
Добавить комментарий