Раздел 8
Ручательство и гарантия
Тема 1
Определение понятия «кафала» и шариатские доводы на его дозволенность :
1 — Определение
Слово «кафала» означает принятие на себя ответственности за явку на судебное заседание того, кто имеет материальное обязательство перед владельцем имущества. [т.е. гарантия исполнения принятых на себя обязательств третьим лицом].
2 — Шариатские доводы на его дозволенность
Ручательство дозволено согласно Корану, Сунне и единодушному мнению исламских ученых.
Что касается Корана, то довод содержится в Словах Всевышнего: «Они сказали: «Мы потеряли чашу царя. Кто принесет её, получит верблюжий вьюк. Я ручаюсь за это» (сура 12 «Йусуф=Иосиф», аят 72). «Я ручаюсь за это«, т.е. отвечаю за это и даю гарантии. Другой довод содержится в Его Словах: «Спроси их, кто из них поручается за это?» (сура 68 «аль-Калам=Письменная трость», аят 40).
Что касается Сунны, то на дозволенность ручательства указывают слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Вещь, предоставленную в безвозмездное пользование, следует возвращать (её владельцу), поручившийся берёт на себя обязательство в виде гарантии, а долг подлежит уплате» [Абу Дауд и ат-Тирмизи. Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим, а аль-Албани — достоверным в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (610)]. Поручитель является гарантом, а ручательство — взятием под свою ответственность. Исламские учёные единодушны во мнении, что ручательство дозволено по Шариату, поскольку, во-первых, в этом нуждаются люди, а, во-вторых, это уберегает должника от ущерба.
Тема 2
Столпы ручательства и его условия:
Ручательство состоит из пяти столпов: форма, гарант (поручитель), бенефициар (кредитор), принципал (порученный) и предмет поручения.
[Прим. редактора: стороны: 1. Принципал — сторона, по поручению которой выдаётся гарантия. 2. Бенефициар — сторона, в пользу которой выдаётся гарантия. 3. Гарант — тот, кто выдает гарантию бенефициару по поручению и в соответствии с инструкциями принципала].
Что касается формы ручательства, то для заключения договора достаточно согласия одного поручителя, и действительность поручительства не зависит от согласия порученного.
Что касается поручителя, то главным условием независимо от пола является принадлежность к такой категории людей, которые имеют право осуществлять добровольные пожертвования, так как ручательство относится к одному из видов добровольных пожертвований (сделок). Поэтому в качестве поручителя не могут выступать умалишенные, слабоумные, дети, а также те, на кого наложен запрет на распоряжение своим имуществом из-за признания безрассудными. От таких людей не принимается не только ручательство, но и гарантии.
Что касается кредитора (бенефициара), то для действительности поручительства его согласие не требуется, в отличие от поручителя (гаранта), чьё согласие является одним из условий действительности договора.
Поручительство бывает двух видов: имущественное (финансовая гарантия) и физическое (поручительство за явку определенной личности).
Тема 3
Некоторые шариатские законоположения, касающиеся ручательства
1. Поручительство действительно за явку любого человека, который имеет материальную задолженность.
2. Поручительство недействительно за явку того человека, который подлежит шариатскому наказанию (хадд).
3. Поручительство недействительно за явку того человека, который приговорён к наказанию, требующему воздаяния равным (кысас).
4. Смерть лица, за которого дано поручительство, освобождает поручителя от своего обязательства ввиду невозможности представить порученного на суд.
5. Поручитель, принявший на себя чужой долг [материальное поручительство], становится гарантом его погашения, если первоначальный должник затягивает его погашение, не выплачивает его либо становится банкротом.
6. Поручитель, не принявший на себя чужой долг, не становится гарантом его погашения, потому что его поручительство ограничивается установлением личности и доставкой на суд порученного либо поручителя, принявшего на себя чужой долг.
7. Физическое поручительство действительно. Такое поручительство представляет собой взятие на себя поручителем обязательства доставить порученного кредитору либо судье, либо другим лицам.
Тема 4
Гарантия
Слово «даман» (гарантия) означает обеспечение исполнения обязательств другого лица. Предоставление гарантий дозволено по Шариату. Этот вывод следует из Слов Всевышнего: «Кто принесет её, получит верблюжий вьюк. Я ручаюсь за это» (сура 12 «Йусуф=Иосиф», аят 72). «Я ручаюсь за это«, т.е. гарантирую это. Что касается довода из Сунны, то Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поручившийся принимает на себя чужой долг» [Абу Дауд и ат-Тирмизи. Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим, а аль-Албани — достоверным в «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (610)]. Исламские учёные единодушны в дозволенности предоставления гарантий, поскольку, во-первых, в этом существует потребность, а, во-вторых, гарантии относятся к таким видам дел, которые удовлетворяют нужды людей и способствуют сотрудничеству, приказанному Шариатом.
Шариатские законоположения о гарантии и его условия:
1. Гарантия должна быть предоставлена безвозмездно, т.е. нельзя брать за неё плату (компенсацию).
2. Гарантами могут выступать несколько лиц. Можно гарантировать право двух или более лиц.
3. Знание личности гаранта тем, за кого он ручается, не является условием действительности гарантии.
4. Предметом гарантии может выступать как определенное имущество, так и неизвестное, если в дальнейшем это сводится к знанию. Также дозволено предоставлять гарантии на товар.
5. Дозволено выражать предоставление гарантии любыми словами, которые подразумевают её смысл. Например, сказав: «Я гарантирую», «Я ручаюсь» и т.д.
6. Лицо, выдавшее гарантию, не освобождается от данного обязательства, если только тот, за кого поручились, сам не избавился от своего долга, освободившись от него либо выплатив его.
7. Условием действительности договора гарантии является согласие лица, взявшего на себя гарантию. Если же его принудили выдать гарантию, то такой договор недействителен. Что касается того, за кого дана гарантия, а также его кредитора, то их согласие не является условием действительности договора. Однако тот, кто предоставляет гарантию, также должен обладать имущественной дееспособностью, чтобы договор гарантии был действительным, т.е. быть совершеннолетним, в здравом уме и разумным.
محمد говорит
Ассаляму алейкум. ДжазакаЛлаху хайран за перевод, у меня как раз возникли сложности с пониманием некоторых моментов из книги الملخص الفقهي، а они тут есть у вас в сокращенном варианте)