Хадж — очень важное для веры паломничество, во время которого воспитывается дух верующего, привыкающего к аскетизму, умеренности в пользовании мирскими благами и отказу от всех украшений.
Если пост обуздывает страсти человека, источниками которых являются чрево и чресла, что непросто для человека, то хадж обуздывает страсть к украшению, которая ведёт к хвастовству и рождает желание перещеголять друг друга. Хадж стирает различия в происхождении и лишает человека поводов для кичливости и хвастовства, поскольку он снимает с себя свои украшения. Когда мусульманин облачается в ихрам, все украшения и роскошь становятся запретными для него. Он не использует благовония, не надевает сшитую по фигуре одежду — ни рубашку, ни мужское платье — и обувь, закрывающую ноги, а носит простые сандалии. И он не украшает себя перстнями, не стрижёт ногти и не приближается к женщинам.
Смысл воздержания от упомянутых вещей заключается в том, что хадж — поклонение, и целью его совершения является приближение к Аллаху и обретение благой награды, обещанной душе, творящей добро. Обычно это достигается только посредством отдаления души от своих прихотей и страстей, выхода её из привычного состояния и отказа от наслаждений и удовольствий. А проявляется это так: человек берёт от жизни лишь необходимое и посвящает Аллаху свою деятельность и свой покой.
Во время хаджа человек привыкает к суровому образу жизни, умеренному пользованию прелестями и усладами земной жизни, возвышается над материальным, мирским, над своими страстями, которым он привык потворствовать. Хадж приучает человека переносить трудности и неудобства, тренирует его выдержку и терпение. Во время хаджа человек отдаляется от всего, что не приличествует верующему, освобождаясь от нравственных пороков: «…тот не должен вступать в половую близость, совершать грехи и вступать в споры во время хаджа» (сура 2 «Корова», аят 197).
Поскольку хадж воспитывает душу верующего и укрепляет его дух, понятно, каким образом он порождает богобоязненность. Во время хаджа человек отказывается от дорогой и стильной одежды и украшений, а ведь пристрастие к этим вещам — одно из главных пристрастий человека, которые являются лазейками для Шайтана. А если человек привыкает не потакать этим страстям, он отдаляется от ослушания Аллаха. А когда человек отдаляется от всего непристойного и ослушания Аллаха, то он отдаляется и от грехов, связанных с ними.
Таким образом, хадж относится к числу важнейших видов поклонения, которые обуздывают страсти человека, отдаляют его от зла и приучают его к добру и благим делам. А это, в свою очередь, рождает в душе верующего богобоязненность.
В коранические упоминания о хадже нередко вплетаются упоминания о богобоязненности, разъясняются её следствия и подчёркивается важность этого свойства.
Так, упомянув о необходимости запасаться для хаджа, Всевышний Аллах велит верующим не только брать с собой в дорогу материальные запасы, необходимые для путешествия, но и запасаться лучшим из всего, что можно использовать как запас для духа верующего, дабы хадж принёс благие плоды. Этот запас — богобоязненность. Всевышний Аллах сказал: «Берите с собой запасы, но лучшим запасом является богобоязненность» (сура 2 «Корова», аят 197).
Ибн Касир сказал: «Велев им запасаться для путешествия в этом мире, Всевышний Аллах в то же время обратил их внимание на запас для мира вечного — богобоязненность, которая должна быть всегда с ними. Это схоже с Его Словами: “…И украшения. Но одеяние богобоязненности — лучше”. Упомянув об обычной одежде, Всевышний Аллах в то же время обратил их внимание на одеяние нематериальное — смирение, покорность и богобоязненность — и разъяснил, что это одеяние лучше и полезнее. Ата аль-Хорасани сказал о Словах Всевышнего “но лучшим запасом является богобоязненность”: “То есть запас для мира вечного”. Мукатиль ибн Хайян сказал, что, когда был ниспослан аят “Берите с собой запасы”, один человек из числа бедных мусульман поднялся и сказал: “О Посланник Аллаха! Нам нечем запасаться”. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: “Запасайтесь тем, что поможет вам избежать обращения к людям с просьбами. А наилучшее из того, чем вы можете запастись, — богобоязненность”. Этот хадис приводит Ибн Абу Хатим».
Ибн ‘Ашур сказал: «Слова “но лучшим запасом является богобоязненность” — важное дополнение, означающее: богобоязненность лучше запасов для путешествия, а потому стремитесь к ней больше».
Из книги «Богобоязненность и способы её достижения»
Добавить комментарий