В последнее время в СМИ всё чаще сообщается о практике применения коллективной ответственности за деяния, совершаемые одним или несколькими людьми. Идея «круговой поруки» известна с древних времён и, как правило, негативно воспринимается общественным сознанием, Это неудивительно, поскольку данная практика подразумевает возложение ответственности за деяние на лиц, к этим деяниям непричастных. Поскольку Шариат призван регулировать все сферы жизнедеятельности мусульман, я подготовил небольшую статью, в которой разъясняется шариатское суждение относительно коллективной ответственности.
Коллективная ответственность была известна ещё в эпоху доисламского невежества (джахилия). В частности, среди арабов-язычников был широко распространён следующий вид кровной мести: если член одного племени совершал преступление против члена другого племени, то пострадавшее племя могло в качестве возмездия убить любого человека из того племени, к которому принадлежал преступник. В качестве примера можно привести историю, которую поведал знаменитый арабский историк и учёный Ибн Хишам в своей книге «Жизнеописание пророка»: «Причиной войны между курейшитами и бакритами стал сын Хафса ибн аль-Ахьяфа, который отправился в Даджнан в поисках пропавшего верблюда. Это был юноша с развевающимися локонами, который был облачён в йеменский плащ. Он был чист и опрятен на вид. Когда он проходил мимо Амира ибн Язида, который в то время был вождём бакритов, тот заметил его и был удивлён красотой юноши. Амир спросил: «Кто ты, мальчик?» Он ответил: «Я сын Хафса ибн аль-Ахьяфа из племени курейшитов». Когда юноша отoшёл, Амир сказал своим соплеменникам: «О, бакриты! Остались ли курейшиты в долгу перед вами за пролитую кровь?» Они ответили: «Конечно, клянёмся Аллахом! Они в долгу перед нами за пролитую кровь». Тогда Амир сказал: «Любой, кто убьёт этого юношу, отомстит за пролитую кровь». Услышав эти слова, один из бакритов последовал за мальчиком и убил его в отместку за кровь, пролитую курейшитами. Когда весть о случившемся дошла до курейшитов, они стали обсуждать это, и Амир сказал им: «О, собрание курейшитов! Вы были нашими должниками за пролитую кровь, так что же вы хотите?! Если вы хотите заплатить нам за то, что вы должны нам, то тогда мы заплатим за то, что мы должны вам. Если же вы хотите только отмщение за пролитую кровь, жизнь за жизнь, то оставьте свои претензии, а мы откажемся от своих!» Курейшиты не посчитали убийство юноши чем-то значительным и сказали: «Ладно, пусть будет жизнь за жизнь». И они оставили безнаказанным убийство юноши и не стали требовать кровных денег».
Впоследствии этот инцидент привёл к тому, что курейшиты и бакриты стали убивать друг друга в качестве возмездия за неотомщённую кровь. И лишь появление Ислама положило конец этой порочной практике. В Шариате было категорически запрещено подвергать наказанию невинных людей за деяния, совершённые другими людьми. Этот важнейший принцип выражен в следующих Словах Всевышнего Аллаха: «Каждая душа приобретает грехи только во вред самой себе. Ни одна душа не понесет чужого бремени» (сура 6 «аль-Анам=Скот», аят 164).
В комментарии к этому аяту авторитетный мусульманский толкователь Корана Ибн Касир пишет: «В этом аяте нам сообщается о событии Судного Дня, когда Всевышний Аллах воздаст всем по заслугам согласно Своей Мудрости и Справедливости. Каждому человеку воздастся по делам его: за благие деяния будет даровано благо, а за злые деяние — зло. Ни одна душа не понесёт чужие грехи, и в этом есть Справедливость Всевышнего Аллаха».
Подобно тому, как Аллах возложил на людей индивидуальную ответственность за грехи в вечной жизни, точно так же Он запретил коллективную ответственность за деяния, совершаемые одним человеком или несколькими людьми в земной жизни.
Об этом свидетельствуют достоверные хадисы Пророка, мир ему и благословение Аллаха, дошедшие до нас из Сунны. Приведём некоторые из них:
1. Сулейман ибн Амр ибн аль-Ахвас передал со слов своего отца, что он слышал, как во время прощального паломничества посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Только преступник отвечает за свои преступления. Родитель не подлежит наказанию за преступление ребёнка, а ребёнок не подлежит наказанию за преступление родителя». («Сунан» Ибн Маджа (2669, 3055), «Сунан» ат-Тирмизи (2159), «Муснад» Ахмада (16064) и др.).
2. Тарик аль-Мухариби передал: «Я видел, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, так высоко поднимал руки, взывая к Аллаху, что была заметна белизна его подмышек, и при этом он говорил: «Мать не подлежит наказанию за преступление ребёнка! Мать не подлежит наказанию за преступление ребёнка!» («Сунан» Ибн Маджа (2670), «Сунан» ан-Насаи (4839), «Мустадрак» аль-Хакима (4219) и др.).
3. Усама ибн Шарик передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ни одна душа не подлежит наказанию за преступление другой». («Сунан» Ибн Маджа (2672).
4. Абдуллах ибн Умар передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не возвращайтесь к неверию после меня, рубя шеи друг другу! Ни одного человека нельзя наказывать за преступления, совершённые его отцом или братом» («Сунан» ан-Насаи, 4127).
5. Айша передала, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Ребёнок, рождённый в результате прелюбодеяния, не несёт ответственности за грех своих родителей, ибо «Ни одна душа не понесёт чужого бремени» (сура 6 «аль-Анам=Скот», аят 164)». («Мустадрак» аль-Хакима (7053), «ас-Сунан аль-Кубра» аль-Байхаки (19992) и др.)
Во времена доисламского невежества среди арабских племён был распространён лозунг: «Поддерживай своего брата, будь он притеснителем или притесняемым». С приходом Ислама в этом лозунге было изменено всего лишь одно слово, и он тут же стал соответствовать принципам шариатской справедливости: «Помоги своему брату, будь он притеснителем или притесняемым». Эти слова пророка, мир ему и благословение Аллаха, вызвали удивление его сподвижников, и они спросили: «О, посланник Аллаха! Что касается притесняемого, то понятно, но как мы можем оказать помощь притеснителю?!» На это пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «Если вы отвращаете его от совершения притеснений, то в этом и состоит ваша помощь ему» («Сахих» аль-Бухари, 2312).
Таким образом, в отличие от эпохи доисламского невежества настоящая приверженность по Шариату является приверженность истине и справедливости, а не роду, племени, семье, нации или государству. Этот важный принцип выражен в Словах Всевышнего: «О те, которые уверовали! Свидетельствуя перед Аллахом, отстаивайте справедливость, если даже свидетельство будет против вас самих, или против родителей, или против близких родственников. Будет ли он богатым или бедным, Аллах ближе к ним обоим. Не потакайте желаниям, чтобы не отступить от справедливости. Если же вы скривите или уклонитесь, то ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (сура 4 «ан-Ниса=Женщины», аят 135).
Поэтому коллективная ответственность людей за проступок их сородича является несправедливостью и не может быть никоим образом оправдана по Шариату. Долг мусульманина состоит в том, чтобы остановить одного человека или группу людей, совершающих несправедливость, а не подвергать невинных людей коллективному наказанию.
Практика коллективной ответственности за преступления других людей не имеет никакого отношения к Исламу. Более того, она является отличительной особенностью неверующих, безбожных и языческих общин с давних времён: «казнь девяти близких родственников за госизмену» в Древнем Китае, «круговая порука» на Руси («Русская правда» 1016 г.), «ответственность сотни жителей за совершённую кражу или грабёж» в средневековой Англии (Винчестерский статут 1285 г.), и т.д. В ХХ веке принцип коллективного наказания приобрёл ужасающие масштабы в двух самых тоталитарных государствах своего времени: гитлеровской Германии (казнь от 100 до 400 поляков за убийство одного немца, казнь всей семьи за помощь евреям) и сталинском СССР (репрессии против членов семьи «врага народа», депортация и геноцид нацменьшинств).
В наши дни практика коллективного наказания получила «вторую жизнь» благодаря политике сионистских властей на оккупированных палестинских территориях. Сионисты разрушают дома так называемых «террористов», в которых живут их семьи и близкие, конфискуют их имущество, сажают в тюрьмы их родных. И удивительно не то, что потомки тех, чьи предки сами подвергались коллективному наказанию в средневековой Европе и нацистской Германии, проводят сейчас ту же самую политику против палестинцев, а то, что некоторые мусульмане переняли эту порочную практику от неверующих, позабыв заповедь Всевышнего Аллаха: «Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» (сура 41 «Фуссылят=Разъяснены», аят 34). Разве не к нам, мусульманам, Аллах обратился с этим прекрасным увещеванием, и разве нам не следует руководствоваться им?! Однако, нет, эта заповедь была позабыта! И этим людям, подражающим общинам неверующих, осталось разве что залезть в нору ящерицы, если туда залезут неверующие, о чём предупреждал посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Поистине, вы последуете обычаям тех, кто были прежде вас, в точности подражая им во всём. И даже если они залезут в нору ящерицы, то и тогда вы последуете за ними». Люди спросили: «О, посланник Аллаха, это иудеи и христиане?» Пророк, мир ему и благословение Аллаха, ответил: «А кто же ещё?!» («Сахих» аль-Бухари и Муслима).
В заключение считаю целесообразным предостеречь себя и остальных единоверцев от того, чтобы переходить границы Аллаха во взаимоотношениях с людьми, независимо от их вероисповедания, и не подражать тем обычаям, которые противоречат Шариату, поскольку посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Самым закоренелым преступником среди людей является пред Великим и Всемогущим Аллахом человек, который убивает того, кто не сражался с ним» («Муснад» Ахмада (16378), «Сунан» ад-Даракутни» (3148), «аль-Муджам аль-Кябир» ат-Табарани (498).
Никогда не следует забывать, что:
1. Коллективная ответственность — обычай времён доисламского невежества (джахилия).
2. Коллективная ответственность — тяжкий грех.
3. Коллективная ответственность — несправедливость, которая обернётся мраком для притеснителя в Судный День.
4. Коллективная ответственность — преступление против невинных людей, каждый из которых в Судный День либо заберёт хорошие дела у притеснителя, либо возложит на него свои грехи.
5. Коллективная ответственность – омерзительное заимствование от неверующих общин и беззаконников.
«Тем, которые подвергли искушению верующих мужчин и женщин и не раскаялись, уготованы мучения в Аду, мучения от обжигающего Огня» (сура 85 «аль-Бурудж=Созвездия», аят 10).
Ибн Хамид говорит
Ассаламу ‘алейкум. Никак не хочу обидеть, однако бессмысленно говорить об этом, власти 99% стран не руководствуются шариатом, в том числе РФ,впрочем они и своими конституциями и кодексами руководствуются лишь публично, а в кулуарах и в застенках спецслужб уже другие законы. Тогда кому адресована статья, простолюд не занимается призывом к ответственности, тем более коллективной. А вот на суд тагута как раз обращаются, и было бы актуальнее говорить об этом, а ещё актуальнее во все времена призыв к таухиду и предостережение от ширка, в этом нуждаются погрязшие в ширке могилопоклонничества и в нововведених, так называемые исламские республики, да и почти все страны. И нет смысло говорить о шариате, об ответственности по шариаты и т.д. когда шариата нет, и нет его лишь по одной причине, а это то что нет таухида, и на обладателях знания первостепенная обязанность призыва к единобожию неусттанно, как неустанно это делал пророк алейхи салату ва салам, целых 10 лет до того как начать призывать к чему то помимо этого. И владельцы сайта вроде люди не глупые, но собрали всё в кучу,то есть книги, лекции различных проповедников без разбора, при том что многие из них заблудшие имамы заблуждения Карачай, Ренат, Бурятский, Кутб.СубханаЛлах как можно ставить книги и лекции этих людей в один ряд с книгами Фаузана хафизуЛлах , Албани, Саади и др.РахимуЛлахи алейхим.
Дамир Хайруддин говорит
Ва алейкум ас-салям ва рахмату-Ллах! Уважаемый брат, прежде всего, джазакуму-Ллаху хайран за наставление. Несомненно, призыв к таухиду — это основа основ. И, хвала Аллаху, этим занимается не только наш сайт, но и другие ресурсы. Позвольте ответить на ваш комментарий по пунктам:
1. Разъяснять законоположения Шариата по определённым темам также важно, поскольку, во-первых, такие статьи актуальны (этот материал, например, актуален и сейчас, и, скажем, останется таковым, иншаа-Ллах, через 10 лет), во-вторых, они могут принести благо (результат ведь всегда за Аллахом), а, в-третьих, положение может измениться с дозволения Аллаха.
2. Вы категоричны в своих оценках, назвав перечисленных выше людей «заблудшими имамами». Это очень серьёзное обвинение. Советую вам остеречься от таких слов, потому что в Судный День Аллах спросит с вас за это. Я считаю «заблудшими имамами» и сектами тех, кого назвали таковыми на основании доводов исламские учёные ахль ас-Сунна. Заблудшими имамами были, например, основатели секты кадаритов, джабаритов, хабашитов и т.д. Поэтому давайте не будем сравнивать перечисленных вами людей с Джахмом ибн Сафваном, Мабадом аль-Джухани или Абдуллахом аль-Харари.
3. В вашем комментарии (нет шариата, нет таухида) прослеживается идея одного из лидеров движения «ихван аль-муслимин» Саида Кутба, который развивал ошибочную теорию о царящий в мире абсолютной джахилии. Абсолютная джахилия — без таухида и Шариата — была до пророка Мухаммада, салла-Ллаху алейхи ва саллям, а сейчас говорить об этом неправомерно. И именно на это указывали при разъяснении ошибок Саида Кутба перечисленные вами ученые. То есть, сами того не желая, вы попали в идеологию ихванов, говоря об отсутствии сейчас Шариата и таухида, хотя я вас на основании ваших же слов к ихванам не отношу. Как говорится, почувстствуйте разницу.
4. Если у мусульманина есть какие-либо ошибки, то укажите на них на основании шариатских доводов. Конкретно: такая-то книга (лекция), такие-то слова (цитата). А скопом помещать людей в «чёрный список» — это обычай кяфиров. Не уподобляйтесь им!