В последнее время большое внимание СМИ привлечено к событиям на Кавказе, где по указанию официального духовенства и местных властей предпринимаются попытки назначить новых имамов вопреки протестам прихожан. Этот вопрос стал горячей темой для обсуждения далеко за пределами РФ. В ответ на последние события была подготовлена небольшая статья, которая, если будет угодно Аллаху, должна послужить напоминанием «служителям Ислама», если в них осталась хотя бы капля богобоязненности и уважения к словам пророка, мир ему и благословение Аллаха.
Хадисы об имаме, которым недовольны люди
1. Муса ибн Тальха передал, что однажды Тальха ибн Убайдуллах, да будет доволен Аллах им и его отцом, совершил вместе с людьми молитву, а после её окончания сказал: «Я забыл попросить ваше разрешение, прежде чем выйти вперёд. Довольны ли вы тем, что я провёл молитву?» Они ответили: «Да! Кто же может быть недоволен этим, о ученик посланника Аллаха!» Тогда он сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Молитва любого, кто возглавит намаз людей в качестве имама, не поднимется выше его ушей, если люди не желают этого» («аль-Муджам аль-кябир» ат-Табарани (№210). Аль-Албани назвал иснад этого хадиса хорошим в «Сахих ат-таргиб ва ат-тархиб» (№484) и «Сахих аль-Джами» (№2718).
2. Ата ибн Динар аль-Хузали, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Есть три категории людей, молитва которых не принимается Аллахом, не возносится к небесам и не поднимается выше их головы: человек, который возглавил молитву людей, а они этого не желают…» («Сахих» Ибн Хузеймы (№1518). Аль-Албани назвал иснад этого хадиса достоверным в «Сахих ат-таргиб ва ат-тархиб» (№485) и «Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха» (№650). Этот хадис также передаётся от Анаса через другой иснад со слов пророка, мир ему и благословение Аллаха. Аль-Албани назвал иснад этого хадиса хорошим и достоверным в «Сахих ат-таргиб ва ат-тархиб» (№486).
3. Абу Умама аль-Бахили передал, что пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Молитва трёх категорий людей не поднимается выше их ушей: беглого раба, пока он не вернётся; женщины, которая засыпает, а её муж гневается на неё; и имама, которым недовольны люди» («Сунан» ат-Тирмизи (№360). Аль-Албани назвал иснад этого хадиса хорошим в «Сахих аль-Джами» (№3057).
4. Абу Абд ар-Рахман ас-Сан‘ани передал, что однажды Джунада аль-Азди возглавлял молитву в качестве имама. Когда он встал на молитву, то повернулся направо и спросил: «Вы желаете, чтобы я руководил молитвой?» Они ответили: Да». Затем он сделал то же самое, повернувшись налево, после чего сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Не поднимается выше ключицы молитва того, кто возглавил намаз, а люди не желают, чтобы он проводил её». («аль-Муджам аль-кябир» ат-Табарани (№2177). Аль-Албани назвал иснад этого хадиса хорошим в «Сахих аль-Джами» (№6102).
5. Амр ибн аль-Харис ибн аль-Мусталик сказал: «Знатоки религии говорили: «Самому сильному наказанию подвергнутся две категории людей: женщина, которая непослушна своему мужу, и имам, которым недовольны люди». Один из передатчиков этого хадиса Джарир передал от другого передатчика по имени Мансур: «Мы задали вопрос об имаме», — и нам ответили: «Здесь подразумеваются несправедливые имамы. Если же имам устанавливает Сунну, то грех за недовольство им ложится на тех, кто выступает против него» («Сунан» ат-Тирмизи (№359). Ахмад Шакир назвал иснад этого хадиса достоверным).
Комментарии к хадисам
«Молитва трёх категорий людей не поднимается выше их ушей», т.е. “их молитва не поднимается ко Всевышнему Аллаху, и Он не принимает её” («ат-Тайсир би-Шарх аль-Джами ас-Сагир», том 1, стр. 477).
«Имама, которым недовольны люди», т.е. “люди не желают молиться под его руководством, поскольку в нём есть порицаемые Шариатом качества. Дело в том, что руководство молитвой — это ходатайство перед Аллахом (шафаат), а в качестве ходатая может выступать лишь тот человек, которого любят люди” («ат-Тайсир би-Шарх аль-Джами ас-Сагир», том 1, стр. 477).
«Молитва имама… не поднимется выше его ушей, если люди не желают этого», т.е. “ люди выступают против того, чтобы данный человек руководил их молитвой из-за нарушения им норм Шариата. Например, если он является ставленником несправедливого правителя, либо если он насильно и незаслуженно присвоил себе право руководить молитвой, либо если он нарушает порядок проведения молитвы, либо если он ведёт непристойный образ жизни, либо если он дружит с нечестивцами и т.д. При чём не важно, назначил ли его на должность имама правитель или нет” («Файд аль-кадир», том 3, стр. 139).
«Человек, который возглавил молитву людей, а они этого не желают…». «Знатоки религии сказали: «Это относится к тому, кто не заслуживает быть имамом и навязывает себя людям до такой степени, что они начинают выражать недовольство тем, что он руководит их молитвой…Если он не более, чем остальные, достоин руководить молитвой, то ему надлежит учитывать мнение людей, которые должны быть довольны тем, что он будет их имамом» (Комментарий «Сунан ибн Маджа» ас-Синди, том 1, стр. 307).
«Если люди не желают этого», т.е. «они не желают, чтобы ими управлял или руководил их молитвой человек, в котором есть порицаемые по Шариату качества. Если же в нём таких качеств нет, то вина ложится на людей, которые выразили своё недовольство им. Ибн аль-Малик сказал: «Здесь имеется в виду, что люди не желают его в качестве имама из-за совершаемых им религиозных нововведений, его нечестия либо невежества в вопросах религии. Если же между имамом и людьми возникла неприязнь и вражда из-за мирских причин, не связанных с религией, то данное шариатское постановление (хукм) в отношении имама не действует». В «Шарх ас-Сунна» сказано: «Это касается несправедливого имама. Если же он устанавливает Сунну, то порицания заслуживают те, кто выступает против него…Имам Ахмад сказал: «Если один, два или три человека не желают, чтобы он был имамом, то ему следует продолжать руководить молитвой, пока против него не выступит большинство прихода (джамаат)». («Миркат аль-мафатих шарх Мишкат аль-Масабих», том 3, стр. 865; «Тухфат аль-ахвази», том 2, стр. 288).
Правовое положение о том, кто молится позади имама, которым недовольны люди
Имам аш-Шаукани пишет: «Исходя из вышеупомянутых хадисов, подкрепляющих друг друга, можно сделать вывод, что запрещено занимать место имама человеку, которым недовольны люди. Здесь имеется в виду, что такая молитва не поднимается выше его ушей и не принимается Аллахом. Аллах проклинает человека, поступающего подобным образом…А что касается молитвы людей, стоящих за ним, то согласно правилам фикха она является действительной» («Найль аль-Аутар», том 5, стр. 150).
Имам аш-Шафии и имам ан-Навави также говорили, что молитва людей позади имама, которым недовольны люди, является действительной. См. «аль-Умм», том 1, стр.187 и «аль-Маджму», том 3, стр. 276.
Если имам является нечестивцем и приверженцем религиозных нововведений, то согласно наиболее правильному из мнений учёных молитва за ним действительна.
Как сказал шейх Ислама Ибн Таймия, «сподвижники совершали пятничные и коллективные молитвы за нечестивыми имамами, и не повторяли их. Ибн Умар молился позади Хаджаджа ибн Юсуфа, а Ибн Масуд и другие сподвижники молились позади аль-Валида ибн Укбы, [наместника Куфы,] который любил пить вино. Однажды, находясь в состоянии опьянения, он провёл с людьми рассветную молитву, во время которой совершил четыре раката вместо положенных двух, а потом повернулся к ним и спросил: «Не добавить ли вам?» («Сборник фетв» Ибн Таймийи, том 2, стр. 308).
Шейх Ибн Баз сказал: «Если отказ молиться за таким имамом приведёт к тому, что человек будет пропускать пятничные и коллективные намазы, то я скажу, что так поступает только приверженец религиозных нововведений, который не идёт по пути сподвижников. То же самое касается такой ситуации, когда имам назначается властями и нет шариатской причины не молиться за ним. Вам лучше молиться за ним и не отказываться от этого» («Сборник фетв» Ибн База, том 9, стр. 388).
أبو فهيم говорит
و عليكم السلام و رحمت الله و بركاته
приведите пожалуйста эту информацию на арабском языке
Дамир Хайруддин говорит
Ссылки указаны и, зная арабский язык, не сложно найти эти хадисы в оригинале.