12 числа месяца рамадан 13 года хиджры (9 ноября 634 г.) произошла битва аль-Бувейб между 12-тысячным исламским войском под командованием Мусанны ибн Хариса и 150-тысячной персидской армией под руководством Михрана. Доблестные мусульманские воины, среди которых было много сподвижников, нанесли сокрушительное поражение противнику. Потери персов были столь значительны (более ста тысяч человек), что место битвы получило название «Поле десятков»: сто воинов хвастались, что каждый сразил своим копьем по десятку врагов. Победа в этом сражении имела для мусульман огромное психологическое значение.
Дело в том, что буквально за две недели до битвы при аль-Бувейбе персы нанесли тяжелое (и единственное) поражение мусульманам при Кусе ан-Натифе, в «Битве у моста», на дороге из Хиры в Ктесифон. На поле боя погиб командующий Абу Убейда ибн Масуд ас-Сакафи. Мусульманам удалось выстоять и вырваться из окружения благодаря Всевышнему Аллаху, а после Него высочайшему присутствию духа Мусанны ибн Хариса и его отряда. Несмотря на тяжелые раны Мусанна навел порядок в армии и сдерживал натиск персов, пока все воины не переправились через восстановленный мост над Евфратом. Главнокомандующий персов Бахман решил не преследовать уцелевших в битве мусульман, поскольку в тот момент до него дошли вести о восстании в аль-Медайне. Отказавшись от своего замысла, он поспешил к своей вотчине.
Умар ибн аль-Хаттаб спокойно воспринял известие о поражении. Он обратился к мединцам со следующими словами: “Поистине я защитник каждого верующего, лицом к лицу встретившегося с врагом, даже если его постигла неудача. Да смилостивится Аллах над Абу Убейдой и да простит его! Даже если бы он выжил и нашел пристанище на каком-нибудь песчаном холме, то я, безусловно, стал бы его защищать”. После этого халиф объявил о массовой мобилизации добровольцев для войны с Персией.
Между тем, остатки армии мусульман под командованием Мусанны отступили к Уллейсу. Здесь им удалось перегруппировать силы и набрать в свои ряды новобранцев. Вскоре Мусанна получил сообщение, что против него собирается огромная армия. Это лишь еще больше подняло боевой дух мусульман. “Люди сказали им: «Народ собрался против вас. Побойтесь же их». Однако это лишь приумножило их веру, и они сказали: «Нам достаточно Аллаха, и как прекрасен этот Попечитель и Хранитель!» (сура “Аль Имран”, аят 173).
Мусанна двинулся на западный берег Евфрата к аль-Бувейбу. И там, недалеко от будущего города Куфа, стал ожидать противника на подходе к мосту. Халиф Умар предостерегал его, чтобы он больше не подвергал риску своих людей, переправляясь через реку до окончательной победы, как произошло при Кусе ан-Натифе. Помня хадис: “Верующего не ужалят дважды из одной и той же норы” и выполняя наказ халифа, Мусанна позволил вражеской армии беспрепятственно пройти по мосту. Персы двигались тремя огромными колоннами, во главе каждой шло по слону, в сопровождении охраны из пеших воинов. Все их 150-тысячное войско двигалось с большим шумом и грохотом.
По приказу Мусанны мусульманские воины прервали пост рамадан и перед решающей битвой подкрепились полноценной трапезой. Мусанна скакал вдоль рядов на своем любимом коне, призывая своих воинов проявить себя, как подобает мужчинам: «Ваша доблесть в этот день должна стать легендарной! Будьте спокойны, как сама смерть! Если обращаетесь друг к другу, то говорите шепотом! Никто из нас не побежит сегодня с поля боя!» И мусульмане отвечали ему подобными же словами, ибо они горячо любили своего главнокомандующего.
(Продолжение завтра, ин шаа-Ллах)
Добавить комментарий