Взятие Сиракуз
14 числа месяца рамадан 264 года хиджры (20 мая 878 г.) после девятимесячной осады мусульмане овладели Сиракузами, одним из величайших городов Сицилии и последним оплотом христиан на острове. До этого мусульмане предпринимали неоднократные попытки взять эту укрепленную крепость, однако они не дали положительных результатов. Дело в том, что овладение этой цитаделью было сопряжено с большими трудностями и требовало многосторонней подготовки. Однако вследствие внутренних раздоров на Сицилии и слабости мусульманских правителей в Северной Африке предпринять решительное нападение не удавалось. Обстоятельства переминились лишь с избранием нового правителя Африки – Ибрахима ибн Ахмада. Он решил окончательно покончить с вопросом о Сиракузах. Было принято постановление об отправке арабского флота на Сицилию, где он должен был действовать совместно с войсками сицилийских мусульман.
По свидетельству Ибн аль-Асира военными действиями сицилийских мусульман руководил правитель острова – Джафар ибн Мухаммад. Он начал военную экспедицию с того, что уничтожил посевы около Сиракуз, Катании, Таормины, Раметты и других крепостей. После этого в августе 877 года мусульмане окружили Сиракузы с моря и с суши, заняв некоторые предместья города.
Византийцы были хорошо подготовлены к обороне. Однако и мусульмане владели самыми разнообразными и передовыми для того времени видами осадных машин. Их действие было столько разрушительно, что один их вид приводил христиан в ужас. Днем и ночью крепость подвергалась обстрелу катапульт, а на подступах к ней завязывались ожесточенные схватки. Спустя некоторое время в осажденных Сиракузах стал уже чувствоваться сильный город. Резко поднялись цены на продукты, и измученные жители дошли до того, что стали поедать трупы убитых и детей. В результате вспыхнул очаг эпидемии, которая тысячами выкашивала население.
Тяжелое положение последнего крупного византийскаго центра на Сицилии должно было бы побудить императора Михаила к мерам по оказанию помощи. Однако он был столь сильно увлечен постройкой около своего дворца новой церкви, что не счел нужным послать сильный флот для защиты Сиракуз. А та часть флота, которая все же была отправлена на выручку города, ничего не сделала: флотоводец Адриан, доплыв до пелопоннесского города Монемвасии и остановившись в его гавани, настолько долго ожидал попутного для Сицилии ветра, что известие о взятии мусульманами Сиракуз застало его еще в Греции. Кроме того, внимание Константинополя от Сиракуз отвлекали и неожиданно возникшие осложнения на восточной границе империи, в Малой Азии.
Тем временем мусульмане, господствуя уже на море, разрушили укрепления, защищавшие доступ к обоим сиракузским портам. От постоянного обстрела камнями одна из приморских башен в большом порте треснула и упала, а через пять дней, 10 рамадана, обрушилась прилегавшая к ней часть стены, так что получилась весьма значительная брешь. Сюда и направили свой главный удар мусульмане. Но византийцы под предводительством своего патриция яростно защищались, место битвы было усеяно трупами. Вместе с приходом месяца рамадан наступила решающая стадия осады, которая длилась уже девять месяцев.
Утро 14 рамадана 264 года хиджры выдалось спокойным. Поэтому патриции с большею частью войска удалились со стен для отдыха. У бреши остался небольшой отряд под начальством Иоанна Патрина. Осажденные нападения не ожидали.
Неожиданно мусульмане открыли сильный обстрел крепости из всех камнеметальных машин. Деревянная лестница, посредством которой осажденные сообщались с полуразрушенной башней, сломалась. Услышав шум, патриции вскочили и быстро поспешили к стенам для защиты. Но было уже поздно. Мусульмане, увидя незначительность отряда, защищавшего башню, быстро ею овладели и перебили весь отряд во главе с Иоанном Патрином, после чего через брешь ворвались в город. Попытавшийся преградить им путь у храма Спасителя отряд византийского войска был тотчас же разбит. Патриций, с семидесятью воинами запершись в какой-то башне, сделал последнюю отчаянную попытку к сопротивлению, но на следующий день был взят в плен и на восьмой день после взятия города казнен.
Как пишет один из монахов, который в момент взятия Сиракуз был в городе, когда мусульмане входили в крепость, в главном храме Сиракуз шла служба. Когда известие о взятии башни пришло в церковь, христиане были охвачены страхом. Священники быстро сбросили с себя церковное одеяние и облачились в простую одежду, после чего спрятались в алтарь, где перед грозившей опасностью стали молить друг друга о прощении в грехах. Вскоре мусульмане ворвалась в храм с обнаженными мечами, и один из них вошел в алтарь, где увидел епископа с другими священниками. Арабский воин не причинил им никакого насилия (а иначе монах не писал бы потом письмо о покорении Сиракуз). Выяснив, кто из священников был епископом, он спросил его о местонахождении ризницы, в которой хранилась драгоценная церковная утварь. Епископ поспешил привести туда мусульман. На всем пути и в ризнице, по свидетельству христианского монаха, пленники не подвергались никаким оскорблениям. В тот же самый день пленные были выведены за город к главному эмиру, восседавшему в церкви. Он приказал заключить их в темницу. Те из них, кто оскорблял пророка Мухаммада, мир ему и благословения Аллаха, со стен Сиракуз во время осады, были жестоко казнены.
Как пишет Ибн аль-Асир: “И они (т.е. мусульмане) оставались в городе после его взятия два месяцa, потом разрушили его. Затем после его разрушения пришел из Константинополя флот. Мусульмане встретились с ним и победили его, захватили четыре корабля и убили находившихся на них. И отправились мусульмане в свою область в конце месяца зуль-каада (5 июля — 3 авг. 878 г.)”. Таким образом, в конце июля победители вместе с пленными и несметными военными трофеями возвратились в столицу мусульманской Сицилии – Палермо, где были торжественно встречены ликующим народом.
Падение Сиракуз заставило императора Византии Василия отказаться от намеченнаго им плана борьбы с мусульманским миром. Предпринять решительные действия в Сицилии с достаточным количеством сухопутного войска и флотом не было возможности. Недавно захваченный Кипр был снова потерян Византией. Сиракузская неудача разбила планы византийскаго императора, который вынужден был признать крушение своей завоевательной политики против мусульман. .
Добавить комментарий