По милости Аллаха сегодня мы публикуем последнюю часть подробной биографии великого учёного, мухаддиса и защитника Сунны Мухаммада Насируддина аль-Албани (да помилует его Аллах). Я принял решение составить жизнеописание шейха по случаю предстоящего издания перевода книги «Ахкам аль-Джанаиз=Правила похоронного обряда», если на то будет воля Аллаха. Краткая биография этого учёного, которую я составил свыше десяти лет тому назад, получила широкое распространение, хвала Аллаху. Надеюсь, что с дозволения Аллаха подробная биография мухаддиса, содержащая много новых полезных и поучительных сведений о его жизни, найдёт положительный отклик среди русскоязычных мусульман и в этот раз. В заключение прошу единоверцев, если они извлекут пользу из этого жизнеописания, обратиться с мольбой за шейха аль-Албани, составителей его биографии и тех, кто будет распространять её на пути Аллаха.
Скачать биографию одним файлом
Супруги и дети шейха[1]:
На долю шейха аль-Албани выпало немало испытаний[2]. В том числе Аллах испытал его потерей близких людей: при жизни у него скончалась первая и любимая жена, несколько несовершеннолетних детей, родители и старший брат. Кроме того, он дважды пережил горечь развода, когда сначала одна, а затем и другая супруга отказалась разделить с ним тяготы скитаний. Кроме того, активные научные исследования шейха отражались и на его семейной жизни[3]. Между тем, он терпеливо переносил испытания и старался во всём воплощать Сунну. Его усилия являются образцом для примера и подражания.
Жены шейха:
Первая жена – Умм ‘Абд ар-Рахман, место женитьбы – Дамаск, дата (неизвестна), происхождение жены – Балканы. Скончалась 14 мухаррама 1372/3 октября 1952 от туберкулёза[4].
Дети от неё:
‘Абд ар-Рахман. Родился 3 рамадана 1362 /3 сентября 1943;
‘Абд ал-Латыф. Стал часовщиком;
‘Абд ар-Раззак. Стал водителем трейлера;
Башира. Родилась 10 шавваля 1364/17 июля 1945. Скончалась 12 зуль-ка‘ада 1365/7 октября 1946. Причина смерти: болезнь крови, которая длилась 9 месяцев;
Умайма. Родилась 11 рабби II 1370/19 января 1951. Скончалась 22 шабана 1370/28 мая 1951. Причина смерти: заразилась туберкулёзом от своей матери.
Спустя четыре месяца после смерти жены шейх женился во второй раз.
Вторая жена – Наджия бинт Лотфи Джамаль, место женитьбы – Дамаск, дата – 29 джумада аль-уля 1372/13 февраля 1953, происхождение жены – Балканы. Развёлся с этой женой, когда жил в лагере для палестинских беженцев Ярмук в Дамаске из-за её отказа переезжать в Иорданию.
Дети от неё:
‘Абд аль-Мусаввир[5]. Стал хадисоведом;
‘Абд аль-А‘ля;
Мухаммад[6]. Родился в 1963. Стал хадисоведом;
‘Абд аль-Мухаймин;
Сын (имя не установлено). Родился недоношенным 18 зуль-хиджжа 1373/18 августа 1954. Скончался 6 мухаррама 1374/4 сентября 1954. Причина смерти: кровотечение из носа и горла[7];
Унайса. Родилась 13 рабби аль-авваль 1373/19 ноября 1953;
Асия;
Салама;
Хассана[8]. Родилась 20 рабби аль-ахир 1385/17 августа 1965;
Сукайна;
Руфайда[9]. Родилась 16 мухаррама 1375/5 сентября 1955. Скончалась в младенческом возрасте.
Находясь в браке со второй женой, шейх женился в третий раз.
Третья жена – Хадиджа аль-Кадири, место женитьбы – Дамаск, дата – около 1978, происхождение жены – сирийка. Она была сестрой жены доктора Мухаммада Амина аль-Мисри (преподаватель Мединского университета и друг шейха). Переселился в 1980 с этой женой в Иорданию. Она короткое время прожила в Аммане, после чего вернулась в Дамаск и отказалась возвращаться в Иорданию. Через шесть месяцев шейх отправил ей документы о разводе, и она вернула ему их общий паспорт, который находился у неё.
Дети от неё:
Дочь Хибатуллах.
Четвёртая жена – Умм аль-Фадль Юсра ‘Абд ар-Рахман ‘Абидин. Год заключения брака – в середине рамадана 1981. Место заключения брака – Амман, происхождение жены – палестинка. Скончалась 16 зуль-хиджжа 1437/18 сентября 2016. Детей от этого брака не было.
Жизнь шейха после возвращения в Иорданию
Возвратившись в Иорданию, 68-летний шейх обрёл в этой стране последнее пристанище. По словам супруги у него установился следующий распорядок дня. Шейх заблаговременно просыпался для совершения рассветной молитвы и будил своих учеников по телефону[10]. Затем, пока у него были физические силы, он отправлялся на машине на утреннюю молитву, заезжая за студентами домой либо подбирая их по дороге в условленном месте. Они совершали рассветную молитву в той мечети, где имам старался придерживаться Сунны и избегал религиозных нововведений. Если у шейха не было урока с учениками после рассветной молитвы, то он возвращался домой и сидел в своей библиотеке, занимаясь хадисоведческими исследованиями. Это продолжалось до семи утра, когда супруга звала его на завтрак. Позавтракав, шейх возвращался в библиотеку и оставался в ней до того момента, пока не наступало время предполуденного сна (кайлула). В это время шейх уходил спать и дремал короткое время, после чего возвращался в свою библиотеку. Примерно в час дня был готов полдник, после которого шейх отправлялся на полуденную молитву. После неё шейх продолжал работать в библиотеке до вечера. Зачастую он отказывался от ужина. Если у него были запланированы какие-либо визиты, то он назначал их на время между закатной и ночными молитвами, если позволяли обстоятельства. После ночной молитвы он выделял время для фетв, отвечая по телефону на вопросы с 9 до 11 вечера. Затем шейх отправлялся спать. Около часа ночи он просыпался для совершения дополнительной ночной молитвы, зачастую совершая её до рассвета. Зачастую он сидел в своей библиотеке по ночам[11]. По словам сына шейха, ‘Абд ал-Латыфа, его отец спал четыре часа в сутки: два часа днём и два часа ночью. При возможности шейх выбирался с женой на природу. Однако и на отдыхе он не расставался со своими книгами[12]. Более того, книги были неотлучными спутниками шейха даже во сне[13]!
В эти годы шейх практически не выезжал за пределы Иордании, за исключением поездок на хадж и умру. Он был полностью сосредоточен на исследовательской работе, стараясь завершить многочисленные научные проекты. Из-за своей занятости и из стремления избежать искушения славой шейх отклонял просьбы об участии в международных конференциях, симпозиумах и семинарах.
Научное наследие шейха
Вклад шейха аль-Албани в хадисоведческую науку и его огромные заслуги в этой области были засвидетельствованы многими мусульманскими учеными прошлого и настоящего[14].
Что касается научного наследия шейха аль-Албани, то оно достаточно велико. За свою жизнь он написал около 200 книг и статей[15], проверив на достоверность хадисы, содержащиеся в 78 трудах по Исламу, принадлежащих перу крупнейших исламских ученых[16]. Число фетв, вынесенных шейхом, составляет в письменном виде около 30 томов. Кроме того, свыше 5 тысяч лекций шейха записаны на аудиокассетах.
Шейх аль-Албани взрастил и воспитал многих учеников, которые сегодня известны во всём мире[17].
Что касается призыва к Аллаху, то методология шейха отличалась некоторыми особенностями. Вкратце она может быть сведена к следующими пунктам:
1. Возвращение к Корану и достоверной Сунне согласно пониманию праведных предшественников из первых поколений мусульман;
2. Призыв к истинному и чистому единобожию и отвращение от любых видов многобожия и неверия;
3. Борьба с религиозными нововведениями и предостережение от них;
4. Возрождение исламских научно-просветительских исследований в свете Корана и Сунны[18] и отказ от слепого следования мазхабам и фанатичной приверженности партиям и группировкам;
5. Очищение вероубеждения и воспитание (ат-тасфия ва ат-тарбия)[19].
В знак признания заслуг шейха в 1419 году от Хиджры ему была присуждена международная премия по исламским исследованиям имени короля Фейсала за “научные усилия, направленные на заботу о хадисах Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, посредством их исследования, проверки на достоверность и преподавания”.
Предсмертное завещание шейха
За десять лет до своей кончины шейх аль-Албани составил предсмертное завещание, отправившись на следующий год в свой последний хадж. Ниже приводится полный текст предсмертного завещания шейха.
Моё завещание
С Именем Аллаха, Всемилостивого, Милующего!
Я завещаю своей супруге, детям, друзьям и всем близким мне людям, во-первых, обратиться за меня с мольбой о прощении и милосердии, когда до них дойдёт известие о моей смерти, не причитать и не голосить по мне!
Во-вторых, я завещаю им поскорее меня похоронить и не извещать о моей кончине родственников и братьев, за исключением тех, кто необходим для подготовки похорон. Я поручаю омыть своё тело ‘Иззат Хидру Абу ‘Абдуллаху, моему соседу и искреннему другу, а также тем, кого он выберет себе в помощники.
В-третьих, я выбираю для погребения ближайшее место, дабы те люди, которые понесут мои похоронные носилки, не были вынуждены класть их в машину, а участники похорон не ехали за траурной процессией на машинах. Я также прошу похоронить меня на старом кладбище, могилы которого, скорее всего, не будут разрыты [и уничтожены].
Я завещаю всем своим детям продолжать любить друг друга, поддерживать родственные связи и посещать друг друга после моей смерти. Я также завещаю им не ссориться друг с другом из-за наследства и имущества. Я оставил им столько тысяч иорданских динаров, сколько было угодно Всевышнему Аллаху. Они хранятся в двух портфелях, которые мы положили под кровать в спальне. Внутри них находятся две шкатулки, в каждой из которых содержится сто или более золотых динаров. Их следует разделить согласно кораническому предписанию: «Мужчине достается доля, равная доле двух женщин«. Причём в таком разделении нет разницы между наличными деньгами, недвижимостью или землёй. И остерегайтесь причинить несправедливость хотя бы одной из моих дочерей, даже если они способны [за себя постоять]!
Те, кто будут находиться в местности, где я скончаюсь, не должны сообщать моим детям, живущим за её пределами, не говоря уже о других людях, о моей кончине, пока я не буду похоронен, дабы ими не овладели эмоции и они не совершали дела, из-за которых может быть отложено моё погребение. Я прошу Покровителя о встрече с Ним в таком состоянии, при котором мои прошлые и будущие грехи будут прощены.
Я завещаю выплатить по тысяче динаров каждому из двух уважаемых братьев: ‘Иззат Хидру и Мухаммаду Абу Лейлу. Это вознаграждение [является] самым малым из того, чем я им обоим обязан за их искреннее отношение ко мне, выполнение [моих поручений] и отстаивание моих интересов. Они оба стали причиной того, что у меня не возникло чувства отчуждения, которое охватывает всякого отца, чьи дети не живут рядом с ним, или если он не живёт рядом с ними. Так было угодно Аллаху, ведь «веление Аллаха является решением предопределённым«. И я прошу Аллаха, чтобы Он собрал всех нас вместе с правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, как же прекрасны эти спутники!
Я завещаю всю свою библиотеку – будь то изданные книги, копии или рукописи, переписанные собственноручно либо другими людьми – библиотеке Исламского университета Пресветлой Медины. Причина этого состоит в том, что с данным заведением у меня связаны самые благие воспоминания, касающиеся призыва к Корану и Сунне в понимании праведных предшественников, когда я работал там преподавателем.
Я надеюсь, что Аллах сделает так, что исследователи извлекут из неё пользу подобно тому, как она принесла пользу её хозяину и студентам в те времена. Я надеюсь, что это принесёт мне пользу [и после смерти] благодаря их искренности и призыву к Аллаху.
27 джумада аль-уля 1410 г. от Хиджры (26 декабря 1989 — прим. Д.Х.)
Написал:
Нуждающийся в милости своего Господа,
Мухаммад Насируддин аль-Албани
«Господи! Внуши мне благодарность за милость, которой Ты облагодетельствовал меня и моих родителей, и помоги мне совершать праведные деяния, которыми Ты доволен! Сделай для меня моих потомков праведниками! Я раскаиваюсь перед Тобой. Воистину, я — один из мусульман»[20].
Болезнь и смерть шейха
В одном из достоверных хадисов передано, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Продолжительность жизни [членов] моей общины будет составлять от шестидесяти до семидесяти лет, и лишь немногие из них перейдут этот [возраст]». Ибн ‘Арафа сказал: «И я отношусь к числу этих немногих людей». Комментируя эти слова, шейх аль-Албани пишет: «И я тоже отношусь к числу этих немногих людей. Мне уже более 84 лет, и я прошу Покровителя, Пречист Он и Возвышен, о том, чтобы Он продлил мою жизнь, дабы я смог совершить побольше благих дел. И вместе с тем я на грани того, чтобы пожелать себе скорейшей смерти из-за переживаний по поводу отклонений в религии и огромных унижений, которые постигли мусульман. Однако да упасёт меня Аллах от пожелания себе смерти, ведь с младых лет предо мной стоит хадис Анаса[21]. Поэтому мне ничего не остаётся, кроме как сказать то, что велел мне Пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «О Аллах, продли мне жизнь, если жизнь принесёт мне благо, и упокой меня, если смерть принесёт мне благо!», а также обратиться с мольбой, которой он меня обучил: «О Аллах, дай нам пользоваться нашим слухом, зрением и силой, пока Ты будешь поддерживать в нас жизнь, и даруй это нашим наследникам»[22].
Пречистый Аллах оказал Свою милость и ответил на мою мольбу, даровав мне возможность пользоваться всем этим. И вот моё положение сегодня таково: я продолжаю заниматься научными исследованиями и проверять хадисы, до сих пор активно пишу, что в моём возрасте довольно редко можно увидеть, совершаю дополнительные молитвы стоя, сам вожу машину на значительные расстояния и при этом езжу на такой скорости, что близкие люди даже советуют мне её сбавить. Я обо всё этом рассказываю не из хвастовства, а на основании аята: «И о милости своего Господа возвещай!«, надеясь на то, что Покровитель, Пречист Он и Возвышен, прибавит мне из Своих милостей, дарует всё это моим наследникам, упокоит меня мусульманином на Сунне, которой я посвятил свою жизнь, призывая к ней устно и письменно, и присоединит меня к мученикам за веру и праведникам, – как же прекрасны эти спутники! – , ведь Он – Слышащий, Отвечающий на мольбы!»[23]
За несколько лет до смерти шейх аль-Албани стал страдать от нескольких болезней. Но несмотря на это он терпеливо их переносил, надеясь на награду Аллаха. По словам близких людей, к концу жизни у шейха развилось малокровие, он страдал заболеванием печени и у него отказывала одна почка. Из-за этого он похудел на тридцать килограмм и всё чаще был вынужден проводить время в больнице Шмейсани (Амман).
Однако несмотря на болезнь шейх продолжал научно-просветительскую деятельность[24] и даже в больнице не упускал случая призывать людей к Аллаху[25]. Когда шейх совсем ослабел от болезни и больше не мог писать он диктовал своим детям и внукам результаты своих хадисоведческих исследований[26]. Кроме того, до самых последних дней он не переставал читать[27]. Исследования хадисов занимали разум шейха днём и ночью, во сне и наяву, в болезни и в здравии, и это продолжалось более полувека.
За три дня до смерти шейх аль-Албани пришёл в себя и его лицо стало светлым. Его дети даже подумали, что отец выздоровел[28]. Однако затем болезнь снова охватила его, и он потерял сознание[29].
В субботу 22 числа месяца джумада аль-ахира 1420 года от Хиджры (2 октября 1999) в 16 часов 30 минут по местному времени шейх аль-Албани, да помилует его Аллах, скончался в больнице Шмейсани.
Как только стало известно о кончине шейха, тотчас начались приготовления к его похоронам. Члены семьи и ученики шейха в точности выполнили его предсмертное завещание. Ещё до захода солнца[30] шейх Машхур ибн Хасан Аль Салман и шейх Хусейн аль-Авайша отправились в больницу, чтобы забрать тело шейха и привезти его домой для подготовки к погребению.
Одним из тех, кто готовил тело шейха к погребению, был его сын ‘Абд ал-Латыф. Он вспоминал, что те, кто омывали тело шейха, увидели на его спине следы от долгого сидения[31]. После того, как тело шейха омыли и завернули в саван, люди понесли его погребальные носилки на плечах от дома до кладбища[32]. Выполняя предсмертное завещание шейха и его пожелание[33], местом погребения мухаддиса было выбрано старое кладбище аль-Хамалан[34].
Сразу же после обязательной ночной молитвы (‘иша), по шейху аль-Албани был совершён погребальный намаз. Согласно Сунне эту молитву провели на пустыре. Несмотря на то, что приготовления к погребению шейха были завершены довольно бысто, – между временем его смерти и похоронной молитвой прошло всего лишь четыре часа – в погребальном намазе под руководством Мухаммада Ибрахима Шакры приняло участие более пяти тысяч человек. Да простит его Всевышний Аллах и да соберёт всех нас вместе с правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, как же прекрасны эти спутники!
Подготовил:
Дамир Хайруддин
Пятница 6 шавваля 1438 г. от Хиджры (30 июня 2017).
[1] Сведения о женах и детях шейха удалось собрать из разных источников, главным из которых являются дневниковые записи шейха, обнаруженные среди его рукописей в библиотеке Исламского университета Медины Абу Муавией аль-Бейрути.
[2] Таково установление Аллаха, Который сказал: «Мы непременно испытаем вас частью страха, голода, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся». Они удостаиваются благословения своего Господа и милости. Они следуют прямым путем» (сура 2 «Аль-Бакара=Корова», аяты 155-157).
[3] В качестве примера приведу два случая. 1. Абу Лейла аль-Асари рассказал Абу Хибатулле следующий эпизод: «Одна из жён шейха сильно гневалась на него из-за того, что он столь много времени посвящал исследованиям. Она не могла смириться с тем, что шейх больше времени проводил с книгами, а не с ней. Однажды она принесла глубокий сосуд, который шейх заполнял чернилами для письма, и выплеснула их на некоторые книги и тетради шейха. Причём она нисколько не сожалела о содеянном, считая, что тем самым отомстила ему…Шейх иногда жаловался на эту жену своим братьям, однако проявлял к ней большое терпение, относя гнев жены к присущей женщинам ревности, даже если речь шла всего лишь о книгах» [Абу Муавия Мазин аль-Бейрути]. 2. Шейх ‘Аднан ‘Урур рассказывал: «Между шейхом аль-Албани и его женой Умм аль-Фадль произошла размолвка из-за того, что к шейху нередко приезжали гости и ей приходилось много готовить, а также шейх просил её ежедневно подметать и прибирать в библиотеке, хотя она уже была в возрасте (Умм аль-Фадль было 52 года, когда шейх женился на ней — прим. Д.Х.) и у неё не было ни слуги, ни помощницы. По этому поводу у них возникла большая ссора, и тогда шейх сказал ей: «Ты согласна, чтобы нас рассудил шейх ‘Аднан?» Она ответила: «Согласна». И когда я был у них, они попросили меня рассудить их. Я сказал ей: «Говори», — и она выложила всё, что было у неё на душе. До того, как выслушать аль-Албани, я сказал: «Я выношу суждение о том, что шейх аль-Албани – тиран, и что он возложил на тебя больше обязанностей, чем ты способна вынести!» Тогда шейх аль-Албани рассердился, а его жена обрадовалась. Я же продолжил свою речь: «И на основании этого я выношу решение о том, чтобы шейх аль-Албани привёл в дом вторую жену, дабы она помогала своей сестре Умм аль-Фадль и оставалась рядом с тобой для уборки библиотеки». И тут Умм аль-Фадль воскликнула: «Ну уж нет! Я сама с этим справлюсь», – после чего подобная проблема между супругами больше не возникала» [Абу Муавия Мазин аль-Бейрути]. Это вовсе не означает, что шейх не помогал женам по дому. По словам той же Умм аль-Фадль шейх был образцовым главой семьи, который много помогал ей. Она даже стеснялась из-за этого. Как вспоминает Умм аль-Фадль: «Однажды, когда он подметал двор вместе со мной, я не выдержала и сказала: «О шейх, не позорь меня перед соседями! Они скажут, что ты делаешь женскую работу!» На что он ответил: «В этом нет ничего постыдного! Разве ты не знаешь, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, помогал по дому своей семье?!» Когда я просила его купить что-нибудь для дома, например, дополнительную полку, он оценивал ситуацию и думал об этом. Если он считал просьбу уместной, то выполнял её и мастерил необходимое собственноручно. Если же ему было необходимо для этого что-то купить, то он отправлялся за покупкой на машине и привозил то, что я просила» [Ликаа ма’а Умм аль-Фадль, зауджа аш-шейх аль-Албани=Встреча с Умм аль-Фадль, супругой шейха аль-Албани]. Примечательно, что шейх в своём доме сам смастерил водонагреватель, работавший от солнечной энергии, лифт, который доставлял его на второй этаж (к старости шейху стало трудно подниматься по лестнице), солнечные часы, которые были установлены на крыше дома и точно указывали время молитв, автоматическую систему подачи корма для домашних птиц (она функционировала, когда семья шейха находилась в поездке) и другие полезные вещи. Кроме того, шейх получил знания по акушерству и даже принял роды у одной из своих жён.
[4] В личном дневнике шейха аль-Албани имеется следующая запись: «Моя жена скончалась в пятницу ночью 14 мухаррама 1372/3 октября 1952 в 02:15 минут. Она умерла от туберкулёза, перенося терпеливо эту болезнь до конца жизни. На смертном одре проявились благие признаки завершения земной жизни: она произносила слова «Ля иляха илля-Ллах», а когда обессилила и больше не могла произносить свидетельство веры (шахада), она стала говорить: «Аллах! Аллах!», поднимая вверх указательный палец в знак единобожия. Всё это происходило после того, как она отдала предсмертные распоряжения. Затем наступила смерть, и душа покинула тело. При этом на её лбу выступили капельки пота, что является ещё одним благим признаком конца жизни, о чём сказано в хадисе: «Верующий умирает с испариной на лбу». Да помилует её Всевышний Аллах, сделает просторной её могилу и соберёт меня с ней в верховьях Рая вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники! О Аллах, вознагради меня в несчастье моём и даруй мне взамен нечто лучшее! Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему возвратимся! Утро, 16 мухаррама 1372 (5 октября 1952)» [Абу Муавия Мазин аль-Бейрути].
[5] Шейх аль-Албани сказал: «К наставлению (тауфик) Великого и Всемогущего Аллаха, оказанному мне, относится то, что Он вдохновил меня назвать всех моих сыновей Его рабами. Это – ‘Абд ар-Рахман, ‘Абд ал-Латыф и ‘Абд ар-Раззак от первой жены, да помилует её Аллах, и ‘Абд аль-Мусаввир, ‘Абд аль-А‘ля и ‘Абд аль-Мухаймин от другой жены. И я не думаю, что кто-то опередил меня, назвав своего сына четвёртым из этих имён (т.е. ‘Абд аль-Мусаввир — прим. Д.Х.), ибо я встречал много имён в биографиях и трудах о передатчиках [, но такое имя мне не попадалось]. Я прошу Аллаха прибавить мне наставления и даровать мне благодать в моей семье! «Господь наш! Даруй нам отраду глаз в наших супругах и потомках и сделай нас образцом для богобоязненных» (сура 25 «аль-Фуркан=Различение», аят 74)». [Мухаммад аш-Шейбани. Хайят аль-Албани].
[6] Шейх аль-Албани сказал: «Затем, в 1383 году от Хиджры, когда я находился в Пресветлой Медине, Аллах даровал мне мальчика, которого я назвал Мухаммадом, в знак памяти о городе Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и в соответствии с его словами: «Называйте детей моим именем, но не берите для себя моё прозвище (кунья)». [Мухаммад аш-Шейбани. Хайят аль-Албани].
[7] Из дневниковых записей шейха: «Во вторник 18 зуль-хиджжа 1373/18 августа 1954 в 20:15 Всевышний Аллах даровал мне мальчика, формирование которого было завершено, однако он был очень маленьким. Повитуха и доктор сказали, что он родился раньше положенного срока и скорее всего не выживет. Он отказывался брать грудь, и мы выдавливали ему в рот чуть-чуть молока, которые он с трудом глотал. На седьмой день мы выполнили в отношении него некоторые обычаи (сунны), однако не стали обрезать, послушавшись мнения врачей. Когда мы увидели, что его здоровье не улучшается, мы показали его одному из специалистов, который выписал какое-то лекарство. Похоже, что из-за него ребёнку стало ещё хуже, ибо он вообще отказался глотать. Затем у него началось носо-горловое кровотечение, что привело к его смерти. Она наступила до захода солнца в субботу 6 мухаррама 1374/4 сентября 1954. Прошу Всевышнего Аллаха сделать так, чтобы он опередил нас (в Раю) и был нашим запасом (в Судный День). Воистину, мы принадлежим Аллаху и к Нему возвратимся! О Аллах, вознагради меня в несчастье моём и даруй мне взамен нечто лучшее!»
[8] Комментируя хадис о том, как Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, изменил имя одной пожилой женщины с «Джассама» (безобразная) на «Хассана» (прекрасная), шейх аль-Албани пишет: «Во время исследования этого хадиса Благословенный и Всевышний Аллах даровал мне во вторник в полдень 20 рабби аль-ахир 1385 (17 августа 1965) прекрасную девочку. Приняв твёрдое решение дать ей имя какой-нибудь достопочтенной сподвижницы, мой взгляд упал на это имя – «Хассана». И моё сердце склонилось к нему, дабы последовать примеру Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который назвал так ту женщину» [«Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха», 216].
[9] Из дневника шейха: “Всевышний Аллах даровал мне в 4:30 утра в понедельник 16 мухаррама 1375/5 сентября 1955 дочь, которую я назвал Руфайда. На седьмой день после рождения я зарезал за неё овцу и раздал в качестве пожертвований золото на вес её волос. Прошу Аллаха сделать её отрадой очей для её родителей! Затем Благословенный и Всевышний Аллах упокоил её”.
[10] Кроме того, как рассказывал шейх Хусейн аль-Авайша: «Шейх лично проезжал на машине мимо домов своих учеников и будил их на рассветную молитву» [Сафахат байда мин хайят шайхина аль-Албани]. При этом, если шейх подвозил кого-нибудь на молитву, то он обязательно дожидался того человека после молитвы, чтобы отвезти его обратно.
[11] Супруга шейха вспоминает: «Довольно часто случалось так, что я просыпалась, а его в кровати не было. Тогда я принималась его искать и находила в кабинете: включив лампу, он был погружён в чтение книг. Я удивлялась, а он говорил: «Это – мои любимцы» [Ликаа ма’а Умм аль-Фадль, зауджа аш-шейх аль-Албани=Встреча с Умм аль-Фадль, супругой шейха аль-Албани].
[12] “Одним из увлечений шейха были загородные поездки. Корзина для пикника всегда находилась в его машине. Мы вместе выезжали загород весной, летом и даже зимой, любуясь снегом и зимним ландшафтом. Он поил меня чаем и кофе, хотя сам обычно не пил ни то, ни другое” [Ликаа ма’а Умм аль-Фадль, зауджа аш-шейх аль-Албани=Встреча с Умм аль-Фадль, супругой шейха аль-Албани].
[13] В этой связи любопытные подробности приводит сын шейха ‘Абд ал-Латыф: «Он говорил во сне: «Принесите мне книгу «аль-‘Иляль» (Ибн Абу Хатима, в которой приводятся хадисы со скрытыми дефектами — прим. Д.Х.) …принесите мне такую-то книгу…принесите мне книгу «аль-Джарх ва ат-та‘диль» (Ибн Абу Хатима, в которой приводятся сведения о достойных доверия и слабых передатчиках хадисов — прим. Д.Х.). Однажды во сне он делал движения рукой, как будто что-то писал, и сказал: «Принесите мне «Сунан» Абу Дауда и проблема будет решена». А как-то раз во сне он сказал мне: «Принеси первый том сборника «ат-Таргиб ва ат-Тархиб». Я принёс его. Он сказал: «Открой его!» Я открыл его. Он сказал: «Посмотри на первый, второй и третий хадисы. Они одинаковы по длине?» Я ответил: «Нет. Один из них длиннее». Продолжая спать, он сказал: «Ступай!» Я сказал: «Третий хадис длинный». Он спросил: «Кто его рассказал?» Я ответил: «Такой-то». Он сказал: «Достаточно. Возврати книгу на место!» Причём всё это происходило в то время, когда он спал!» [‘Абд аль-‘Азиз ас-Садхан. Имам аль-Албани: дурус ва мавакыф ва ‘ибар].
[14] В качестве примера можно привести имена таких богословов, как доктор Амин аль-Мисри (декан кафедры исламских исследований Исламского университета Медины), доктор Субхи ас-Салах (бывший декан факультета хадисоведения Дамаского университета), доктор Ахмад аль-Асал (декан кафедры исламских исследований университета Эр-Рияда), шейх Мухаммад Таййиб Авкиджи (бывший декан факультета тафсира и хадисов университета Анкары), не говоря уже о таких шейхах, как Ибн Баз, Ибн аль-Усеймин, Мукбил ибн Хади и др.
[15] В этой связи можно выделить такие книги, переведённые на русский язык, как »ат-Тавассуль: анва’уху ва ахкамуху=Поиск приближения к Аллаху: его правила и виды», »Хиджжату набийй, салла-Ллаху ‘аляйхи ва саллям, кямя раваха ‘анху Джабир, радый Аллах ‘анху=Хадж Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, о котором рассказал Джабир, да будет доволен им Аллах», »Манасик аль-хадж ва аль-умра фи аль-Китаб ва ас-Сунна ва асари ас-салаф=Обряды хаджа и умры согласно Книге (Аллаха), Сунне и преданиям праведных предшественников», »Сифат салят ан-Набий, салла-Ллаху ‘аляйхи ва саллям, мин ат-такбир иля-т-таслим кя’анна-кя тараха=Описание намаза Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, от такбира до таслима, как если бы вы это видели собственными глазами», »Ахкам аль-джана’из ва бида’уха=Правила похорон и связанные с ними религиозные нововведения» и др.
[16] Шейх аль-Албани занимался изучением и исследованием хадисов на протяжении более шестидесяти лет, проверив на достоверность свыше 30 тысяч отдельных иснадов, содержащихся в десятках тысячах хадисов. Шейх проверил на достоверность известные сборники хадисов ат-Тирмизи, Абу Дауда, ан-Наса’и, Ибн Маджи, ас-Суйути, аль-Мунзири, аль-Хайсами, Ибн Хиббана, Ибн Хузаймы, Абу Яъли, аль-Макдиси и других мухаддисов. Помимо этого он проверил на достоверность хадисы, содержащиеся в трудах известных богословов прошлого и настоящего: »аль-Адаб аль-Муфрад» имама аль-Бухари, »аш-Шама’иль аль-Мухамадиййа» ат-Тирмизи, »Рийад ас-Салихин» и »аль-Азкар» имама ан-Навави, »Китаб аль-Иман» шейх-уль-Ислама Ибн Таймиййи, »Игасат аль-Лухфан» Ибн аль-Каййима, »Фикх ас-Сунна» Саида Сабика, »Фикх ас-Сира» Мухаммада аль-Газали, »аль-Халал ва аль-Харам фи-ль-Ислам» Йусуфа Кардави и многие другие известные книги. Благодаря шейху аль-Албани, составившему отдельные тома, в которых он собрал слабые и достоверные хадисы, исламские ученые и простые мусульмане имеют возможность отличить слабые и вымышленные хадисы от достоверных.
[17] Среди них, например, можно выделить таких авторитетных богословов, как шейх Мухаммад ‘Эйд аль-‘Аббаси, доктор ‘Умар Сулейман аль-Ашкар, шейх Мухаммад Ибрахим Шакра, шейх Мукбиль ибн Хади аль-Вади’и, шейх Мухаммад ибн Джамиль Зину, шейх Али Хасан аль-Халяби, шейх Салим аль-Хилали, шейх Машхур ибн Хасан Аль Салман, шейх ‘Абд аль-Мухсин аль-‘Аббад, шейх Хусейн аль-‘Авайша, шейх Абу Исхак аль-Хувейни и многие другие.
[18] Результатом претворения этого пункта в жизнь стало возрождение шейхом аль-Албани некоторых обычаев Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которые практически исчезли в исламском мире. В качестве примера можно привести возрождение им таких обычаев, как совершение праздничной молитвы на пустыре за пределами мечети или обращение со вступительной проповедью (хутба аль-хаджа) во время бракосочетания, перед выступлением с речью, написанием основного текста книги и т.д.
[19] Этот принцип заключается в очищении «исламского вероубеждения от скверны всевозможных заблуждений, ереси, суеверий и многобожия, проникших в него в течение веков», очищении «Сунны, исследуя и проверяя сообщения на предмет их достоверности, и выявляя какие из них являются приемлемыми, какие – слабыми, а какие и вовсе выдуманными, не имеющими к Сунне никакого отношения» и очищении «науки фикх от различных необоснованных мнений и религиозных нововведений, противоречащих текстам Корана и Сунны». После завершения этапа очищения начинается второй этап – воспитание, когда верующий приступает «к воспитанию, сначала самого себя, затем своего окружения, а затем и всех людей, призывая их к этому истинному пути – пути очищения и воспитания» [Предисловие к статье “Очищение и воспитание и потребность мусульман в этом”].
[20] Сура 46 «аль-Ахкаф=Барханы», аят 15.
[21] Шейх аль-Албани имеет в виду хадис, который со слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, передал Анас ибн Малик: «Пусть никто из вас ни в коем случае не желает себе смерти из-за постигшего его несчастья! Если же это (пожелание станет) для него неизбежным, то пусть скажет: «О Аллах, продли мне жизнь, если жизнь принесёт мне благо, и упокой меня, если смерть принесёт мне благо (Аллахумма ахйи-ни ма кянати-ль-хайату хайран ли, ва таваффи-ни иза кянати-ль-вафату хайран ли) [Аль-Бухари и Муслим].
[22] Эти слова являются частью мольбы, которую передал от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Ибн ‘Умар. Более подробно см. «Сады праведных» имама ан-Навави (№834).
[23] ‘Абд аль-‘Азиз ас-Садхан. Имам аль-Албани: дурус ва мавакыф ва ‘ибар.
[24] Шейх Мухаммад Ибрахим Шакра рассказывал: «Шейх не прекращал свои исследования. Когда он хотел записать что-то, то говорил: “Пиши, о ‘Абд ал-Латыф!» или «Пиши, о ‘Убада!» или «Пиши, о Лу’айй” [‘Абд аль-‘Азиз ас-Садхан. Имам аль-Албани: дурус ва мавакыф ва ‘ибар]. ‘Абд ал-Латыф – второй сын шейха от первой жены, живёт в Аммане. Находился рядом с отцом на протяжении всей его болезни. ‘Убада – внук шейха, сын ‘Абд ал-Латыфа. Лу’айй – внук шейха, сын ‘Абд ар-Раззака. ‘Убада и Лу’айй неотлучно пребывали со своим дедом в последние месяцы его жизни. [Абу Усама аль-Мысри. «Катф ас-Самар»]. “Когда болезнь шейха усугубилась он говорил членам своей семьи: «Перенесите меня в библиотеку». Находясь в ней, он говорил им: «Посадите меня!» Ему говорили: «Ты не сможешь сидеть» Тогда он ложился, просил принести книгу и в таком положении её читал”. [‘Абд аль-‘Азиз ас-Садхан. Имам аль-Албани: дурус ва мавакыф ва ‘ибар].
[25] Шейх Самир аз-Зухайри рассказывал: «Однажды, когда я находился у шейха в больнице, в палату вошёл врач, который был гладко выбрит. Он дал шейху лекарство и, собираясь уйти, сказал: «Обратись за меня с мольбой к Аллаху, о шейх!», — на что шейх, да помилует его Аллах, тотчас ответил: «Да украсит тебя Аллах тем, чем Он украсил мужчину!» [‘Абд аль-‘Азиз ас-Садхан. Имам аль-Албани: дурус ва мавакыф ва ‘ибар].
[26] Шейх Али ибн Хасан рассказывал: «За несколько месяцев до своей смерти шейх аль-Албани надиктовал 18 страниц текста об одном слабом хадисе. При этом перед ним на столе были собраны десятки хадисоведческих источников, как в виде рукописей, так и в виде изданных сборников!» [‘Абд аль-‘Азиз ас-Садхан. Имам аль-Албани: дурус ва мавакыф ва ‘ибар]. Причём шейх исследовал этот слабый хадис в течение трёх дней [Абу Усама аль-Мысри. «Катф ас-Самар»].
[27] Шейх Али ибн Хасан также вспоминал, что примеро за месяц до смерти шейх связался ним по телефону и попросил его принести толкование Корана [Абу Усама аль-Мысри. «Катф ас-Самар»].
[28] Али Хашшан сообщил, что как только шейх аль-Албани пришёл в сознание, он попросил присутствующих принести ему книгу «аль-Джарх ва ат-та‘диль» Ибн Абу Хатима [Абу Усама аль-Мысри. «Катф ас-Самар»].
[29] Сын шейха, ‘Абд ал-Латыф, рассказал Али ибн Хасану, что “примерно за 48 часов до смерти отец попросил его принести сборник достоверных хадисов из «Сунан» Абу Дауда. Он захотел посмотреть в нём какой-то хадис, который запал в его сердце и не давал покоя его разуму” [‘Абд аль-‘Азиз ас-Садхан. Имам аль-Албани: дурус ва мавакыф ва ‘ибар].
[30] В начале октября заход солнца в Аммане наступает в 18:15-18:20 минут.
[31] Мухаммад Байуми. Аль-имам аль-Албани.
[32] ‘Абд аль-‘Азиз ас-Садхан. Имам аль-Албани: дурус ва мавакыф ва ‘ибар.
[33] Шейх Мухаммад Муса Наср пишет: «Он был похоронен на небольшом кладбище…как и хотел. Мухаммад Шакра, да хранит его Аллах, рассказал мне, что однажды, проходя мимо кладбища аль-Хамалан вместе со своим братом [по вере] Мухаммадом аль-Хатибом, шейх сказал ему: «Я надеюсь, что буду похоронен на этом кладбище». Это кладбище было самым близким к его дому». [Аль-имам аль-муджаддид ва ‘алляма аль-мухаддис, Мухаммад Насируддин аль-Албани=Имам-реформатор и великий мухаддис Мухаммад Насируддин аль-Албани].
[34] Примечательную историю об обстоятельствах погребения шейха на этом кладбище поведал его ученик, Мухаммад Ибрахим Шакра: «Кладбище, где был погребён шейх, являлось законсервированным, на нём было запрещено хоронить и муниципальные власти планировали его снести. Один из столичных руководителей, который присутствовал на похоронах, дал разрешение на погребение шейха на этом кладбище несмотря на его консервацию. Затем вышел указ обнести кладбище оградой и больше никого там не хоронить. Шейх, наверное, был последним человеком, который был на нём похоронен. Возможно также, что благодаря его нахождению на этом кладбище Великий и Всемогущий Аллах уберёг от уничтожения могилы других усопших, которые были похоронены там раньше него» [‘Абд аль-‘Азиз ас-Садхан. Имам аль-Албани: дурус ва мавакыф ва ‘ибар]. В этой связи вспоминается высказывание великого учёного Медины Мухаммада ибн аль-Мункадира, которого имам Малик называл господином чтецов Корана: «Поистине, по причине праведности Своего раба Аллах делает праведным его сына, внука и обитателей жилищ вокруг него. И они не перестают пребывать под охраной Аллаха и [Его] завесой». [Ибн Раджаб. Джами’ аль-‘улюм ва аль-хикам = Собрание знаний и мудростей].
Хасан говорит
Джазакуму Ллаху хъайран за ваше усердие! Когда будет готова перевод книги «Ахкаму-ль-джанаиз» ?
Дамир Хайруддин говорит
Ва иййакум. Работа продолжается.
Хасан ибн Мухаммад говорит
السلام عليكم
Да воздаст Аллах лучшим и добавкой вам!
Жизнь таких людей читаешь с удовольствие! От себя скажу, пока читал строки из жизни имама Альбани, чувствовал его любовь и приверженность Сунне! От этого человека «пахло Сунной», да помилует Его Аллах!
Насчёт книги «Ахкаму-ль-джанаиз», перевод ещё не закончен ?!
Дамир Хайруддин говорит
Ва алейкум ассалям.
Перевод уже давно закончен. Пока ждём своей очереди.
Абдул Хамид Шишани говорит
Альбани говорил что надо вывести Посланника АлЛаhа салЛаhу `алайhи ва саллам из Его мечети.
Дамир Хайруддин говорит
Неправда. Я читал об этом. Приведите ваш источник, а уже затем я приведу свой.
Ибрахим аль-Ингуши говорит
Ассалам алейкум ва рахьматуЛлах1и ва баракатух1у!
Сколько же испытаний перенес Шейх аль-Албани!!! Я вообще об этом не знал! Дамир, пусть Всевышний Аллах примет ваш труд, благословит вас и всех кто работал над биографией Шейха аль-Албани и введет в Райские Сады! Ин ша Аллах я буду за вас всех делать Дуа!
Для меня было настоящим открытием узнать сколько испытаний перенес аль-Альбани, сколько часов в день он работал в день над хадисами! Его личная жизнь даже страдала из-за этого. Я и раньше естественно любил ради Аллаха шейха аль-Албани. Но прочитав сколько всего перенес шейх за свою жизнь из-за того, что укреплял Сунну, я его полюбил еще сильнее!
Сейчас просто увидев слова под хадисом — «Шейх аль-Албани считает хадис достоверным» мы знаем, что этот хадис достоверный, я думаю этим Аллах возвысил шейха аль-Албани!
ВаЛлахи я заплакал когда дошел до слов — «В субботу 22 числа месяца джумада аль-ахира 1420 года от Хиджры (2 октября 1999) в 16 часов 30 минут по местному времени шейх аль-Албани, да помилует его Аллах, скончался в больнице Шмейсани.» ((( Не мог сдержать слез…
Человек всю свою жизнь потратил на укрепление Сунны, нам в наше время надо просто узнать, что аль-Албани думал насчет достоверности того или иного хадиса и все. Да благословит Всевышний Аллах любимого шейха аль-Албани, простит ему его грехи и введет в Райские Сады и воссоединит вместе с правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, как же прекрасны эти спутники!
Дамир, да благословит вас Аллах и примет все ваши труды!!! Люблю вас ради Аллаха! Дай Аллах вам сил и времени порадовать нас еще многими переводами!!!
Дамир Хайруддин говорит
Ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатух,
Амин! Да возлюбит вас Тот, ради Кого вы возлюбили меня!