Крепость мусульманина. Одежда. Комментарий.

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

По милости Аллаха рады сообщить, что мы приступили к переводу комментария сборника «Крепость мусульманина из слов поминания Аллаха, встречающихся в Коране и сунне». В основу перевода положен краткий комментарий шейха Маджди бин ‘Абд аль-Ваххаба Ахмада («Шарх хисн аль-муслим»), а также фундаментальный комментарий самого автора сборника, шейха Са‘ида бин ‘Али бин Вахфа аль-Кахтани («Итхаф аль-муслим»). Как пишет в предисловии шейх Маджди Ахмад: «Эта книга, несмотря на свой небольшой объём, вызвала широкий отклик среди мусульман. Едва ли вы найдёте хоть один дом, в котором не было бы этой книги. Более того, едва ли вы найдёте хоть одного мусульманина, у которого не было бы её экземпляра. Об огромном интересе людей к этому сборнику также свидетельствует тот факт, что он переведён на многие языки мира (на русский язык книгу перевёл Абдулла Нирша (ред.)). Воистину, подобного рода книги заслуживают того, чтобы им уделяли повышенное внимание и в услужение им составлялись научные трактаты».
Сегодня мы предлагаем вашему вниманию перевод раздела об одежде (слова поминания Аллаха при одевании; слова поминания Аллаха при облачении в новую одежду; слова мольбы за того, кто наденет новую одежду; что следует сказать тому, кто снимет с себя одежду). Для облегчения заучивания слов поминания Аллаха размещаем соответствующие аудиофайлы.

2. Слова поминания Аллаха при одевании

  1. Хвала Аллаху, Который одел меня в эту (одежду) и наделил меня ею, а сам я не [предпринял бы никаких] действий и не [обладал бы] силой, [не будь на то воли Аллаха].

الْحَمْدُ للهِ الَّذِي كَسَانِي هَذَا (الثَّوْبَ) وَ رَزَقَنِيهِ مِنْ غَيْرِ حَوْلٍ مِنِّي وَلاَ قُوَّةٍ

Аль-хамду ли-Лляхи аллязи каса-ни хаза-(с-сауба) ва разака-ни-хи мин гайри хаулин мин-ни ва ля кувватин.

Передают со слов Му‘аза бин Анаса, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто примет пищу, а потом скажет: “Хвала Аллаху, накормившему меня этой пищей и наделившему меня ею, а сам я не [предпринял бы никаких] действий и не [обладал бы] силой [не будь на то воли Аллаха]”1, тому простятся прошлые и будущие прегрешения». Он сказал: «И кто наденет какую-нибудь одежду и скажет: “Хвала Аллаху, Который одел меня в эту одежду и наделил меня ею, а сам я не [предпринял бы никаких] действий и не [обладал бы] силой, [не будь на то воли Аллаха]”2, тому простятся прошлые и будущие прегрешения»3.

Передатчик хадиса: Му‘аз бин Анас4, да будет доволен им Аллах.

Комментарий

«Хвала Аллаху» — извещение о достоинствах восхваляемого, сопровождаемое выражением любви к нему. Это слово может быть использовано лишь для описания Того, Кто является Достохвальным (Хамид), Славным (Маджид)5.

«эту (одежду)» — то есть здесь следует произнести название одежды, которую надевает человек. Если это рубашка (камис), то следует произнести “в эту рубашку (хязя-ль-камис)” и т.д.6

«а сам я не [предпринял бы никаких] действий и не [обладал бы] силой, [не будь на то воли Аллаха]» — смысл этой фразы таков: я даже не смог бы сдвинуться с места и мне не хватило бы сноровки, чтобы добыть эту одежду, если бы этого не пожелал Аллах.

Полезные выводы, извлекаемые из этого хадиса

  1. Всех восхвалений и превознесений заслуживает лишь Аллах, поскольку только Он достоин их и обладает постоянными милостями. Всевышний сказал: «Если вы станете считать милости Аллаха, то не сможете сосчитать их» (14:34). И несмотря на это Аллах доволен тем, чтобы рабы Его не обременяли себя Его восхвалением, облегчив это для них.
  2. Одежда — одна из многочисленных милостей Аллаха, которую Он даровал Своим рабам. Поэтому они должны благодарить своего Благодетеля за эту милость. В частности, к проявлению такой благодарности относится ношение мужчинами одежды выше шиколоток, их отказ от шёлковой одежды, а также отказ от ношения одежды для самопрославления7 и т.д.
  3. Признание того, что человек бессилен и неспособен добыть для себя такое благо, как одежда и тому подобные вещи, если бы не помощь Аллаха Своему рабу и не Его милость.
  4. В довершение к Своей щедрости и Своим благодеяниям Аллах не только даровал Своим творениям различные милости, побудив их восхвалять и благодарить Его за это, но и установил для них великую награду, если они будут так поступать! Об этом свидетельствует окончание хадиса: «тому простятся прошлые и будущие прегрешения». Пречист Аллах, Благодарный, Любящий!

3. Слова поминания Аллаха при облачении в новую одежду

  1. О Аллах, хвала Тебе! Ты одел меня в эту [одежду]. Я прошу Тебя о её благе и благе того, для чего она была изготовлена, и прибегаю к Твоей защите от её зла и зла того, для чего она была изготовлена!

اللَّهُمَّ لَكَ الْحَمْدُ أَنْتَ كَسَوْتَنِيهِ، أَسْأَلُكَ خَيْرَهُ وَ خَيْرَ مَا صُنِعَ لَهُ، وَ أَعُوذُ بِكَ مِنْ شَرِّهِ وَ شَرِّ مَا صُنِعَ لَهُ

Аллахумма, ля-кя-ль-хамд, Анта кясаута-ни-хи! Ас’алю-кя хайра-ху ва хайра ма суни‘а ля-ху, ва а‘узу би-кя мин шарри-хи ва шарри ма суни‘а ля-ху.

Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что надевая новую одежду, посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, произносил её название, [например] “чалма”, или “рубаха” [, или “накидка”]8, а затем говорил: “О Аллах, хвала Тебе! Ты одел меня в эту [одежду, и] я прошу Тебя о её благе и благе того, для чего она была изготовлена, и прибегаю к Твоей защите от её зла и зла того, для чего она была изготовлена!” Абу Надра9 сказал: «Если кто-нибудь из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, надевал новую одежду, ему говорили: “Да износишь ты [эту одежду] и да заменит тебе [её] Всевышний Аллах [другой одеждой]10!”»11.

Передатчик хадиса: Абу Са‘ид аль-Худри Са‘д бин Малик12, да будет доволен Аллах им и его отцом.

Комментарий

«произносил её название» — то есть название предмета одежды. Желательно упоминать название той одежды, которую надевает человек13.

«Я прошу Тебя о её благе» — смысл этой фразы таков: я прошу Тебя даровать мне благо в этой одежде. Благо же в одежде состоит в том, чтобы она долго не изнашивалась, не пачкалась и носилась по мере необходимости.

«и благе того, для чего она была изготовлена» — здесь имеются в виду вынужденные обстоятельства, из-за которых изготавливается одежда: защита от жары и холода, а также сокрытие ‘аурата14.

В этих словах содержится просьба к Аллаху даровать благо во всех этих вещах, дабы достичь конечной цели, для которой изготавливается одежда: помощь в поклонении и покорности нашему Покровителю.

Что же касается зла одежды и зла того, для чего она была изготовлена, то это зло состоит в прямо противоположных вещах. Речь идёт о запретной, скверной и быстро изнашивающейся одежде, либо о такой одежде, которая становится причиной греха, мерзостей, высокомерия, самолюбования, обольщения и привередливости.

Полезные выводы, извлекаемые из этого хадиса

  1. Желательность восхваления Аллаха при надевании новой одежды и тому подобных вещей. Аллах даровал эту милость Своим рабам, сказав: «О потомки Адама! Мы ниспослали вам одеяние для прикрытия ваших срамных мест и украшения. Однако одеяние из богобоязненности — лучше. Таково одно из знамений Аллаха. Быть может, они помянут назидание» (7:26).
  2. Одним из величайших проявлений зла в одежде является её ношение с целью самовозвеличивания и превознесения над творениями Аллаха. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «В День воскресения Аллах не заговорит с тремя [людьми]15, не посмотрит на них16 и не очистит их17, и им [уготовано] мучительное наказание». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал это трижды, и Абу Зарр воскликнул: «Они потерпят неудачу и окажутся в убытке! Кто же это, о посланник Аллаха?» [Пророк, да благословит его Аллах и приветствует,] сказал: «Тот, кто опускает [полы] изара18 [до земли], или попрекает [людей своими благодеяниями] или сбывает свой товар с помощью ложных клятв»19.

 

4. Слова мольбы за того, кто наденет новую одежду

  1. Да износишь ты [эту одежду] и да заменит тебе [её] Всевышний Аллах [другой одеждой]!

تُبْلِي وَ يُخْلِفُ اللهُ تَعَالَى

Тубли ва йухлифу-Ллаху та‘аля.

Абу Надра сказал: «Если кто-нибудь из сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, надевал новую одежду, ему говорили: “Да износишь ты [эту одежду] и да заменит тебе [её] Всевышний Аллах [другой одеждой]20!”»21.

 

Сообщается, что Умм Халид бинт Халид, да будет доволен ею Аллах, сказала: «[Однажды] посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принесли одежды, среди которых была и маленькая чёрная хамиса22, и он сказал: “Как вы считаете, на кого нам надеть эту хамису?” Люди промолчали, а он сказал: “Приведите ко мне Умм Халид”. Когда же меня привели к нему, неся на руках23, он взял хамису своими руками и надел её на меня, сказав: “Износи и истрепи!”24. На той хамисе были зелёные или жёлтые узоры. Он сказал: “О Умм Халид, это санах”, а санах на языке эфиопов означает ‘прекрасно’25»26.

Передатчик хадиса: (1) — Абу Надра27, да помилует его Аллах; (2) — Умм Халид28, да будет доволен Аллах ею и её отцом.

Комментарий

«Да износишь ты [эту одежду]» — смысл этого пожелания заключается в том, чтобы человек жил долго и носил эту одежду до тех пор, пока она не обветшает и не превратится в тряпьё.

«и да заменит тебе [её] Всевышний Аллах [другой одеждой]» — то есть пусть Аллах даст тебе взамен этой одежды ещё лучшую одежду.1

Эта мольба является иносказательным пожеланием долгой жизни29.

Полезные выводы, извлекаемые из этого хадиса

  1. Узаконенность произнесения этой мольбы за мусульманина, если он надел какую-нибудь новую одежду, ибо такие слова способствуют распространению любви между мусульманами.
  2. Разумным является тот мусульманин, который стремится всё делать ради Аллаха, превращая обычные бытовые дела в поклонение Аллаху. Например, такой мусульманин надевает новую или иную одежду с намерением показать следы благодеяний, которые оказал ему Аллах, и с другими добрыми помыслами. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах любит видеть следы Своих благодеяний на Своём рабе»30.
  3. Желательность обращения с этой мольбой за того, кто надел какую-нибудь новую одежду.
  4. Мягкое обращение пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с детьми, его милосердие к ним, а также дозволенность давать кунью31 маленьким детям.
  5. Носи новое, живи достойно иумри шахидом!

اِلْبَسْ جَدِيداً وَ عِشْ حَمِيداً وَ مُتْ شَهِيداً

Ильбас джадидан, ва ‘иш хамидан ва мут шахидан.

Передают, со слов Ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом, что [однажды], увидев на ‘Умаре, да будет доволен им Аллах, белую одежду, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Эта твоя одежда новая или выстиранная?» [‘Умар] ответил: «Выстиранная». Тогда [пророк, да благословит его Аллах и приветствует,] сказал: «Носи новое, живи достойно и умри шахидом32.

Передатчик хадиса: ‘Абдуллах бин ‘Умар бин аль-Хаттаб33, да будет доволен Аллах им и его отцом.

Комментарий

«Носи новое» — под повелительным наклонением здесь подразумевается мольба, то есть пусть Аллах дарует тебе новую одежду!

«живи достойно» — под повелительным наклонением здесь также подразумевается мольба, то есть пусть твоя жизнь в повиновении Аллаху будет долгой, благодаря чему ты станешь восхвалять твоего Господа [за Его благодеяния], Господь будет восхвалять тебя [за твою богобоязненность], а люди станут восхвалять тебя [за доброе отношение к ним]34.

«и умри шахидом35» — и здесь под повелительным наклонением подразумевается мольба, то есть пусть Аллах дарует тебе благую смерть. Наилучшей же смертью является мученичество на пути Аллаха.

Полезные выводы, извлекаемые из этого хадиса

  1. Благонравие пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его скромность в отношениях со своими сподвижниками, а также обращение к Аллаху с мольбами даровать им благо в этой и последней жизни. Именно таким и должен быть истинный мусульманин.
  2. Равнодушие к благам этого мира, аскетизм и поклонение Аллаху не заключается в ношении грубой и грязной одежды. В посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и в том, к чему он призывал, содержится прекрасный пример для нас.
  3. Неукоснительное следование сподвижников, да будет доволен им Аллах, за пророком, да благословит его Аллах и приветствует. Это, в частности, проявлялось в том, что они носили одежду белого цвета, воплощая слова посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Носите белое, ибо оно чище и лучше, и заворачивайте в него ваших покойников!»36. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, больше всего любил одежду белого цвета, хотя в сунне достоверно установлено, что он носил одежду и других цветов.
  4. Ислам связывает все дела своих последователей с вечной жизнью и напоминает им о причинах снискания довольства Аллаха.

 

5. Что следует сказать тому, кто снимет с себя одежду

  1. Сименем Аллаха!

بِسْمِ اللهِ

Би-сми-Ллях

Текст хадиса

Передают, со слов Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Завесой между ‘ауратом потомков Адама и джиннами, когда люди снимают одежду, служат слова: “С именем Аллаха! ”»37.

Передатчик хадиса: Анас бин Малик38, да будет доволен им Аллах.

Комментарий

Под словом ‘завеса’ (ситр) здесь подразумевается ‘преграда, покрывало’ (хиджаб).

«служат слова: “С именем Аллаха! ”» — смысл этой фразы таков: имя Всевышнего Аллаха для потомков Адама словно печать, которую джинны неспособны сломать.

Некоторые исламские учёные сказали, что к этой фразе нельзя добавлять слова «Всемилостивого, Милующего!»39, поскольку следует ограничиться лишь тем, о чём ясно передано в тексте хадиса.

«С именем Аллаха!» эта фраза означает: я начинаю с каждого имени Аллаха40, поскольку из лексического анализа этого словосочетания ясно, что подразумеваются все прекрасные имена Всевышнего Господа41.

Полезные выводы, извлекаемые из этого хадиса

  1. Эти слова произносятся как при снятии одежды вообще, о чём передал Анас бин Малик, так и при снятии одежды перед справлением нужды, о чём передал ‘Али бин Абу Талиб42.
  2. Мусульманин является рабом Аллаха во всех обстоятельствах, что относится к совершенству исламского Шариата. Поэтому мусульманину следует обучаться нормам благовоспитанности этой религии, которая охватила все дела, совершаемые ночью и днём.
  3. Подтверждение существования джиннов и шайтанов, а также сообщение о том, что они наблюдают за потомками Адама, тогда как люди не видят их. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, он и его сородичи видят вас оттуда, где вы их не видите. Воистину, Мы сделали шайтанов покровителями и помощниками тех, которые не веруют» (7:27).

 

1 «Аль-хамду ли-Лляхи аллязи ат‘ама-ни хаза ва раззака-ни-хи мин гайри хаулин мин-ни ва ля кувватин».

2 «Аль-хамду ли-Лляхи аллязи каса-ни хаза-(с-сауба) ва разака-ни-хи мин гайри хаулин мин-ни ва ля кувватин».

3 «Сунан» Абу Дауда (4023). Шейх аль-Албани назвал этот хадис хорошим, но без слов «и будущие прегрешения». См. «Сахих Сунан Аби Дауд» (2/502).

4 Му‘аз бин Анас аль-Джухани (ум. в правление ‘Абд аль-Малика бин Марвана) — сподвижник из числа ансаров. Поселился в Египте. Передавал хадисы от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, Абу ад-Дарды и Ка‘ба аль-Ахбара. От него передавал хадисы лишь сын, которого звали Сахль. В преклонном возрасте вместе с сыном участвовал в военных походах под командованием полководца и наместника Египта ‘Абдуллаха бин ‘Абд аль-Малика бин Марвана (родился около 677 г.) Дожил до правления халифа ‘Абд аль-Малика бин Марвана (685-705). От него передают 30 хадисов. — Прим. переводчика.

5 Са‘ид аль-Кахтани. Итхаф аль-муслим. — Прим. переводчика.

6 Ат-Тыби сказал: «Если это чалма (‘имама), рубаха (камис) или накидка (рида’), то следует сказать: “в эту чалму (хязихи-ль-‘имама)” [и т.д.]». [Са‘ид аль-Кахтани. Итхаф аль-муслим]. — Прим. переводчика.

7 ‘Абдуллах бин ‘Умар, да будет доволен Аллах им и его отцом, передал, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто наденет на себя какую-либо одежду, чтобы прославиться [среди людей], на того Аллах наденет такую же одежду в Судный день, а затем он запылает в ней же в Огне» [«Сунан» Абу Дауда (4029). Шейх аль-Албани назвал этот хадис хорошим]. В другом хадисе от Ибн ‘Умара передано, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Кто наденет на себя какую-либо одежду, чтобы прославиться [среди людей], на того Аллах наденет унизительную одежду в Судный день» [«Сунан» Ибн Маджа (3606). Шейх аль-Албани назвал этот хадис хорошим]. В комментарии к данному хадису сказано: «Не имеет значения какая это одежда: дорогая, которую человек носит, кичась мирскими благами и красотами, или низкосортная, которую человек носит, выставляя напоказ свой аскетизм» [Ас-Синди. Хашийа ‘аля Сунан Ибн Маджа]. — Прим. переводчика.

8 Это дополнение передано в версии хадиса в «Сунан» ат-Тирмизи (1767). — Прим. переводчика.

9 Абу Надра аль-Мунзир бин Малик аль-‘Аваки — передатчик хадиса от Абу Са‘ида аль-Худри. Его краткая биография приводится далее. — Прим. переводчика.

10 «Тубли ва йухлифу-Ллаху та‘аля!»

11 «Сунан» Абу Дауда (4020), «Сунан» ат-Тирмизи (1767) и др. Хадис приведён в изложении Абу Дауда. Шейх аль-Албани назвал этот хадис достоверным в «Сахих Сунан Аби Дауд» (2/501) и «Сахих аль-джами’» (4664).

12 Са‘д бин Малик бин Синан аль-Хазраджи аль-Ансари, Абу Са‘ид аль-Худри (612—693) — сподвижник наряду со своим отцом, который одним из первых принял ислам и пал мучеником за веру в битве при Ухуде. Участвовал в битвах при Ухуде, Хайбаре и Хунайне, в походе на Табук и в завоевании Мекки. При халифе ‘Али воевал против хариджитов. Имам, муджахид, муфтий Медины. Был одним из самых образованных сподвижников. При халифах ‘Умаре и ‘Усмане занимался исследованиями в области фикха и высказывался по поводу многих вопросов религиозно-правового характера. Передавал хадисы как от пророка, да благословит его Аллах и приветствует, так и от Абу Бакра, ‘Умара и целой группы сподвижников. От него передают 1170 хадисов. — Прим. переводчика.

13 Шейх Ибн ‘Усаймин сказал: «Если Аллах оказал тебе милость, даровав новую одежду, например, рубашку (камис), шаровары (сирваль), мужской головной платок (гутра), плащ (машлах) и т.д., и ты надел её, то скажи: “О Аллах, хвала Тебе! Ты одел меня в эту [одежду] («Аллахумма, ля-кя-ль-хамд, Анта кясаута-ни-хи!»)!”. Назови [новый] предмет одежды, сказав: “О Аллах, хвала Тебе! Ты одел меня в эту рубашку («Аллахумма, ля-кя-ль-хамд, Анта кясаута-ни хязя-ль-камис!»)!”, или “О Аллах, хвала Тебе! Ты одел меня в эти шаровары («Аллахумма, ля-кя-ль-хамд, Анта кясаута-ни хязя-с-сирваль!»)!”, или “О Аллах, хвала Тебе! Ты одел меня в этот головной платок («Аллахумма, ля-кя-ль-хамд, Анта кясаута-ни хязихи-ль-гутра!»)!”, или “О Аллах, хвала Тебе! Ты одел меня в эту тюбетейку («Аллахумма, ля-кя-ль-хамд, Анта кясаута-ни хязихи-т-такыйа!»)!”, или “О Аллах, хвала Тебе! Ты одел меня в этот плащ («Аллахумма, ля-кя-ль-хамд, Анта кясаута-ни хязя-ль-машлах!»)!” И произноси это при надевании любой новой вещи!» [Ибн ‘Усаймин. Шарх рийад ас-салихин]. — Са‘ид аль-Кахтани. Итхаф аль-муслим.

14 ‘Аурат — общее название тех частей тела, которые следует скрывать от взглядов других людей. Для мужчин, как и для женщин, если среди них нет мужчин, это всё, что находится ниже пупка и выше колен. В присутствии постороннего мужчины всё тело свободной женщины представляет собой ‘аурат, и посторонним мужчинам смотреть на него нельзя (согласно другому мнению, лицо и кисти рук являются исключением). Нормы поведения, имеющие отношение к ‘аурат, отличаются друг от друга в зависимости от пола, возраста, наличия или отсутствия родства, социального статуса и ряда иных факторов и по-разному трактуются факихами разных мазхабов, как и само это понятие. — Прим. переводчика.

15 Подразумевается, что Аллах не порадует их, сказав, что Он доволен ими, а Его слова, обращённые к ним, будут выражением гнева [Урами. Каукаб]. — Прим. переводчика.

16 Подразумевается, что Аллах обратит на них не благосклонный, а гневный взор [Урами. Каукаб]. — Прим. переводчика.

17 Имеется в виду, что Аллах либо не примет их дела, либо не очистит таких людей от грехов. — Прим. переводчика.

18 Изар — вид одежды в виде куска ткани, который обматывается вокруг бёдер. В наше время действие сказанного пророком, да благословит его Аллах и приветствует, об изаре распространяется на все виды мужской одежды, которая может заменять изар. — Прим. переводчика.

19 «Сахих» Муслима (293).

20 «Тубли ва йухлифу-Ллаху та‘аля!»

21 «Сунан» Абу Дауда (4020). Шейх аль-Албани назвал этот хадис достоверным в «Сахих Сунан Аби Дауд» (2/501).

22 Хамиса − одежда из шерстяной или шёлковой ткани чёрного цвета с узорами. — Прим. переводчика.

23 В то время Умм Халид, да будет доволен ею Аллах, была ещё маленькой девочкой. — Прим. переводчика.

24 «Абли ва ахликы!». В других версиях хадиса передано, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, дважды либо трижды произнёс эту мольбу. [«Сахих» аль-Бухари (5845, 5993)]. В одной из копий «Сахиха» аль-Бухари (хадис 3071) вместо слова «ахликы» (‘истрепи’) написано «ахлифи» (‘получи взамен’). В таком случае эта мольба будет такой: “Износи и получи взамён [другую хамису] («Абли ва ахлифи!»)!”. Сообщается, что эта мольба была произнесена трижды. — Прим. переводчика.

25 В другом хадисе Умм Халид, да будет доволен ею Аллах, рассказывала : «Когда я приехала [в Медину] из Эфиопии, я была маленькой девочкой. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, надел на меня хамису, на которой были узоры, и стал гладить рукой эти узоры, приговаривая: “Санах, санах!”». Аль-Хумайди сказал: «То есть: “Прекрасно, прекрасно!”» [«Сахих» аль-Бухари (3874)]. — Прим. переводчика.

26 «Сахих» аль-Бухари (5823).

27 Абу Надра аль-Мунзир бин Малик аль-‘Аваки (ум. в 726 или 727) — известный последователь сподвижников, жил в Басре. Отличался красноречием. В конце жизни его разбил паралич. Поддерживал тесные дружеские связи с аль-Хасаном аль-Басри. Завещал ему провести по нему погребальную молитву. Скончался незадолго до аль-Хасана аль-Басри. Передавал хадисы от ‘Али бин Абу Талиба, Абу Са‘ида аль-Худри, Абу Мусы аль-Аш‘ари, Абу Зарра аль-Гифари, Абу Хурайры, Ибн ‘Аббаса, Ибн ‘Умара и других сподвижников. Мухаддисы охарактеризовали его как надёжного передатчика хадисов. — Прим. переводчика.

28 Амат бинт Халид бин Са‘ид бин аль-‘Ас, Умм Халид — сподвижница, родилась в Эфиопии вместе со своим братом Са‘идом бин Халидом бин Са‘идом бин аль-‘Асом. Возвратилась с семьёй из Эфиопии в 629 г. после завоевания Хайбара. Впоследствии вышла замуж за славного сподвижника и полководца, одного из десяти обрадованных Раем при жизни, аз-Зубайра бин аль-‘Аввама. В этом браке у неё родились два сына (‘Амр и Халид) и три дочери (Хабиба, Сауда и Хинд). Таким образом, кунью, которую ей дали в раннем детстве, она подтвердила в замужестве, назвав своего сына Халидом. Аль-Бухари сказал: «Ни одна женщина не прожила столько, сколько прожила она», подразумевая мольбу пророка, да благословит его Аллах и приветствует, за неё. Несмотря на малолетний возраст от неё передают несколько хадисов от посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

29 Са‘ид аль-Кахтани. Итхаф аль-муслим.

30 «Сунан» ат-Тирмизи (2819), «Мустадрак» аль-Хакима (4/135). Шейх аль-Албани назвал этот хадис хорошим в «Сахих аль-джами‘» (1887).

31 Кунья — почётное прозвище, в состав которого входят элементы абу (‘отец’), умм (‘мать’), ах (‘брат’), халь (‘дядя со стороны матери’) и тому подобные слова. Например, Абу Ахмад (отец Ахмада) или Умм Халид (мать Халида). Чаще всего человек носит кунью, обозначающую имя по сыну, но иногда и по дочери, особенно если этот человек известен под такой куньей. Также иногда кунья употребляется не по имени человека, а как особого рода прозвище, обозначающее личные качества его носителя: ‘обладатель чего-либо’. Например, Абу Хурайра — ‘обладатель котёнка’: он был известен под этой куньей, потому что всегда носил с собой котёнка, которого он любил и который любил его, вот люди и прозвали его Абу Хурайрой, то есть ‘кошатником’. — Прим. переводчика.

32 «Сунан» Ибн Маджа (3558), «Шарх ас-Сунна» аль-Багави (12/41). Шейх аль-Албани назвал этот хадис достоверным в «Сахих Ибн Маджа» (2/275).

33 ‘Абдуллах бин ‘Умар бин аль-Хаттаб, Абу ‘Абд ар-Рахман (613-692) — один из самых аскетичных и образованных сподвижников, сын ‘Умара бин аль-Хаттаба. Обратился в ислам в Мекке, будучи ещё ребёнком, а затем переселился в Медину со своим отцом. Из-за малолетства не принимал участие в битве при Ухуде. Первым сражением, в котором он участвовал, была битва у Рва (627 г). Принёс присягу довольства в марте 628 г. (присяга на верность до смерти, которую дали около 1400 сподвижников пророка, да благословит его Аллах и приветствует, под деревом в Худайбие, когда до них дошёл слух о том, что язычники-курайшиты убили ‘Усмана бин ‘Аффана). Участвовал в сражении при Муте, в походе на Табук и в завоевании Мекки. Впоследствии участвовал в осаде Константинополя, в военных походах в Северной Африке, Ираке и Персии. Сохранял строгий нейтралитет во времена смуты. Знаток Корана и хадисов. Отличался особой приверженностью сунне пророка, да благословит его Аллах и приветствует. От него передают 2630 хадисов. — Прим. переводчика.

34 Пояснения в квадратных скобках взяты из комментария «Итхаф аль-муслим». — Прим. переводчика.

35 Слово шахи́д образовано от глагола шахида (‘свидетельствовать, присутствовать’). В своей основе шахид — это воин, павший в сражении за веру на пути Аллаха. Существует несколько мнений, почему такой человек назван шахидом: 1 — ангелы засвидетельствовали, что он войдёт в Рай; 2 — он живой, не умерший, то есть он словно присутствующий; 3 — в пользу него свидетельствуют ангелы милости; 4 — он выполнял свидетельство истины в повелении Аллаха вплоть со своей смерти. [Ибн Манзур. «Лисан аль-‘араб»]. К числу шахидов относятся не только воины, погибшие на пути Аллаха. Так, например, передают, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Шахидами являются пятеро: тот, кто умер от чумы, тот, кто умер от болезни живота, тот, кто утонул, тот, кто погиб под обломками, и тот, кто принял мученическую смерть на пути Аллаха» [«Сахих» Муслима (4940)]. Четверо из пяти упомянутых в этом хадисе людей, то есть те, кто не примет мученическую смерть на пути Аллаха, были названы шахидами в переносном смысле. Имеется в виду, что из-за того, что с ними случится, их грехи будут прощены, а награды увеличены, благодаря чему они достигнут степеней шахидов и станут таковыми в мире вечном, но не в земном мире, где действие религиозных установлений относительно шахидов на них распространяться не будет. Кроме того, они не обязательно получат такие же награды, поскольку отличаться друг от друга будут и награды шахидов как таковых. Следует отметить, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, называл шахидами и людей, погибших при иных обстоятельствах, и поэтому количество категорий лиц, именуемых шахидами, не ограничивается четырьмя [Мубаракфури. Миннат аль-мун‘им фи шарх Сахих Муслим]. — Прим. переводчика.

36 «Сунан» ат-Тирмизи (2810), «Сунан» ан-Наса’и (5322). Шейх аль-Албани назвал этот хадис достоверным в «Сахих ат-таргиб ва ат-тархиб» (2027).

37 «Аль-Му‘джам аль-аусат» ат-Табарани (3/67, №2504 и 7/128, №7066) и др. Шейх аль-Албани назвал этот хадис достоверным в «Сахих аль-джами‘» (3610).

38 Анас бин Малик, Абу Хамза аль-Хазраджи аль-Ансари (612—712) — слуга пророка, да благословит его Аллах и приветствует, с того момента, как тот переселился в Медину, вплоть до его смерти. Его матерью была славная сподвижница Умм Сулайм, а отчимом — Абу Тальха аль-Ансари. Из-за малолетства не принимал участие в битве при Бадре (624 г.), но помогал мусульманским воинам. Достигнув совершеннолетия, принял участие в осаде Хайбара, битве при Хунайне, завоевании Мекки и осаде Таифа. При халифе Абу Бакре был отправлен собирать закят с жителей Бахрейна, во время правления ‘Умара бин аль-Хаттаба поселился в Басре, где обучал жителей основам исламской веры и фикха до своей смерти. Одновременно участвовал в военных походах против персов. Во время смуты не примкнул ни к одной из сторон. Когда мать Анаса привела его впервые к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, она попросила его обратиться за него с мольбой. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “О Аллах! Умножь его имущество и его потомство и сделай [это] благодатным для него!” («Аллахумма, аксир маля-ху, ва валяда-ху, ва барик ля-ху фи-хи!»). Аллах ответил на эту мольбу: финиковые пальмы Анаса бин Малика плодоносили дважды в год, у него родилось более ста детей, и он был последним сподвижником, умершим в Басре, в возрасте ста лет. Среди его учеников были такие известные табиины, как аль-Хасан аль-Басри, Катада бин Ди‘ама, Мухаммад бин Сирин, Са‘ид бин Джубайр и др. От него передают 2286 хадисов. — Прим. переводчика.

39 То есть нельзя говорить: «Би-сми-Лляхи р-Рахмани р-Рахим». — Прим. переводчика.

40 Произнося «Би-сми-Ллях» перед каким-либо деянием, мы подразумеваем, что начинаем такое-то дело с именем Аллаха в надежде получить Его благодать (баракят). Например, произнося «Би-сми-Ллях» перед ритуальным омовением, мы подразумеваем: “Я начинаю совершать омовение с произнесения имени Аллаха, стремясь снискать через это Его благодать”. То же самое касается приёма пищи, снятия одежды и других дел. — Прим. переводчика.

41 Са‘ид аль-Кахтани. Итхаф аль-муслим.
42 Речь об этом пойдёт в следующем разделе. — Прим. переводчика.

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Написать комментарий

*