Полная версия хадиса о путешествии души после смерти

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

mogilaЕсть хадисы, которые не могут оставить равнодушным ни одного верующего человека, и поэтому они остаются в его памяти на всю жизнь. Особенно, если это касается смерти, ведь всё сущее тленно, кроме Вечноживого Аллаха. Вниманию уважаемого читателя предлагается один из таких хадисов, который собран на основании нескольких версий. Все дополнения в квадратных скобках переданы одним рассказчиком, взяты из разных сборников Сунны и объеденены в целостный текст. В таком виде нижеупомянутый хадис привел шейх Мухаммад Насир ад-Дин аль-Альбани, да будет милостив к нему Аллах, в своей книге «Ахкам аль-Джанаиз» («Правила похорон»).

Аль-Бара’ ибн ‘Азиб, да будет доволен им Аллах, передал: «Однажды мы отправились вместе с пророком, мир ему и благословение Аллаха, хоронить одного человека из числа ансаров. Мы подошли к могиле, а его могильная ниша ещё не была вырыта. Тогда посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сел [лицом к кибле], и мы уселись вокруг него, боясь даже шелохнуться. Он держал в руке веточку и разгребал ею землю. [Затем он вдруг стал смотреть на небо, а потом на землю. Трижды он поднимал и опускал свой взор. Затем] он сказал: «Ищите у Аллаха защиты от наказания в могиле!» — повторив эти слова два или три раза, [после чего он произнёс: «О, Аллах! Я ищу у Тебя защиты от наказания в могиле!»][три раза]. Затем он, мир ему и благословение Аллаха, продолжил: «Когда верующий раб Аллаха расстаётся с этим миром и готовится перейти в мир вечный, к нему нисходят с небес ангелы со светлыми лицами, сияющими подобно солнцу. Они приносят с собой саван из Рая и райские благовония. Они садятся возле него так, чтобы он видел их. А потом приходит Ангел смерти[1], мир ему, садится у его головы и говорит: “О душа благая (в другой версии этого хадиса передано: успокоившаяся), выйди к прощению Аллаха и довольству Его”. И она выходит, вытекая (из тела) подобно тому, как вытекают капли воды из горлышка сосуда, и он забирает её. (В другой версии этого хадиса передано: когда выходит душа его, каждый ангел между небом и землёй призывает на неё благословение, равно как и каждый ангел в небесах. И открываются перед ней небесные врата, а возле каждых врат ангелы молят Аллаха о том, чтобы эта душа взошла на небеса через них). И когда Ангел смерти забирает душу верующего, они не оставляют её в его руках ни на миг. Они тотчас оборачивают её в принесённый саван и умащают принесёнными благовониями. [Об этом Всевышний сказал: “Наши посланцы забирают его душу, и они не делают упущений”[2]]. После этого душа начинает источать благоухание, подобное аромату лучшего мускуса, который только можно найти на земле. Потом ангелы поднимаются вместе с ней. И какой бы сонм ангелов они ни миновали, те вопрошают: «Что это за благая душа?», а им говорят в ответ: «Это такой-то, сын такого-то», перечисляя самые лучшие из тех имён, которыми называли его в этом мире. Потом они прибывают с ней к нижнему небу и просят открыть для неё врата. Им отворяют врата, и ангелы с каждого неба провожают её до следующего неба, пока не достигнет эта душа седьмого неба. Тогда Великий и Всемогущий Аллах говорит: “Запишите Моего раба в Иллийюн[3]” — “Откуда тебе знать, что такое Иллийюн? Это — книга начертанная, которую видят приближённые”[4]. И его записывают в Иллийюн, а потом Аллах говорит: “ “Верните его на землю , ибо [, поистине, Я обещал им, что] из неё сотворю Я их, и в неё верну их, и из неё потом выведу вновь”. И [тогда его душу возвращают на землю, так что] она возвращается в тело [, и покойник слышит стук сандалий своих товарищей, уходящих от него][назад]. И тут к нему приходят два ангела [, которые громко кричат]. Они [громко окрикивают его], усаживают и спрашивают его: «Кто твой Господь?» Он отвечает: «Мой Господь — Аллах». Они спрашивают его: » Какая у тебя религия?» Он отвечает: «Моя религия — ислам». Они спрашивают его: «Что за человек был послан к вам?» Он отвечает: «Это — посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха». Они спрашивают его: «Чем ты занимался?» Он отвечает: «Я читал Книгу Аллаха, уверовал в неё и был правдив». Они громко окрикивают его, спрашивая: «Кто твой Господь?», » Какая у тебя религия?», «Кто твой пророк?» И это последнее испытание, которому подвергается верующий. Именно о нём Великий и Всемогущий Аллах сказал: «Аллах поддерживает верующих твёрдым словом в мирской жизни«[5]. И благодаря этому верующий отвечает: “Мой Господь — Аллах, моя религия — ислам, а мой пророк — Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха”. И тогда раздаётся глас в небесах: “Правду сказал раб Мой! Расстелите для него ложе из Рая, облачите его в райские наряды и откройте для него врата в Рай!” И приходит к нему блаженство и благоухание Рая, и могила его становится просторной, расширяясь настолько, насколько только может объять его взор. И приходит к нему (а в другой версии хадиса передано: «и представляется ему») человек с прекрасным лицом, в красивой одежде, от которого исходит благоухание, и говорит: «Возрадуйся тому, что принесёт тебе ликование! [Возрадуйся довольству Аллаха и райским Садам, в которых вечное блаженство!] Это день, который был обещан тебе!» Тогда верующий восклицает: «[И пусть тебя обрадует Аллах доброй вестью!] Но кто же ты? Лик твой — лицо того, кто приходит с благом». Он отвечает: «Я — твои благие дела. [Клянусь Аллахом, я знал тебя не иначе как быстрым в послушании Аллаху, медленным в ослушании Аллаха, и да воздаст тебе Аллах благом!]». Затем откроются перед ним врата Рая и врата Ада, и будет сказано ему: «Это место, которое ты занял бы, если бы ослушивался Аллаха. Аллах заменил его тебе на это». Увидев то, что в Раю, верующий восклицает: «Господи, ускорь наступление Судного Часа, чтобы вернуться мне к моим родным и обрести своё имущество (в Раю)!» [И ему отвечают: «Будь спокоен!»].

Далее пророк, , сказал: «Когда же неверующий раб Аллаха (в другой версии этого хадиса передано: «грешник») расстаётся с этим миром и готовится перейти в мир вечный, к нему нисходят с небес ангелы [грубые и сильные], с чёрными лицами. Они приносят с собой грубую власяницу[6] [из Ада] и садятся возле него так, чтобы он видел их. А потом приходит Ангел смерти, садится у его головы и говорит: “О душа скверная! Выйди к гневу Аллаха и недовольству Его!” И в этот миг она начинает от страха метаться в теле, а ангел смерти вытаскивает её [, разрывая при этом сосуды и нервы], подобно тому как вертел [, на котором много крючьев,] вытаскивают из мокрой шерсти. [И проклинает её каждый ангел между небом и землёй, и каждый ангел в небесах, и перед ней закрываются небесные врата, а у каждых врат ангелы молят Аллаха о том, чтобы душа эта, поднимаясь, не проходила через них]. И когда Ангел смерти забирает душу неверующего, они не оставляют её в его руках ни на миг. Они тотчас оборачивают её в принесённую грубую власяницу, и она начинает источать дурной запах, подобный самому отвратительному зловонию, исходящему от разлагающегося трупа на земле. Потом ангелы поднимаются вместе с ней. И какой бы сонм ангелов они ни миновали, те вопрошают: «Что это за скверная душа?», а им говорят в ответ: «Это такой-то, сын такого-то», перечисляя самые отвратительные из тех имён, которыми называли его в этом мире. Потом они прибывают с ней к нижнему небу и просят открыть для неё врата, однако ей не отворяют. После этого посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прочитал: «Воистину, не откроются врата небесные для тех, кто считал ложью Наши знамения и превозносился над ними. Они не войдут в Рай, пока верблюд не пройдёт сквозь игольное ушко«[7]. И Великий и Всемогущий Аллах говорит: “Запишите его в Сиджжин, в нижнюю землю”. [А потом Аллах говорит: “Верните его на землю, ибо, поистине, Я обещал им, что из неё сотворю Я их, и в неё верну их, и из неё потом выведу вновь”]. И тогда его душу сбрасывают [с неба],[ так что она падает в тело]. После этого пророк, мир ему и благословение Аллаха, прочитал: «А кто приобщает сотоварищей к Аллаху, тот словно падает с неба, и птицы подхватывают его, или же ветер уносит его в далёкое место«[8]. Душа его возвращается в тело [, и покойник слышит стук сандалий своих товарищей, уходящих от него]. И тут к нему приходят два ангела [, которые громко кричат]. Они [громко окрикивают его], усаживают и спрашивают его: «Кто твой Господь?» [Он бормочет: «М-ммм…М-ммм… Я не знаю». Они спрашивают его: «Какая у тебя религия?» В ответ он снова бормочет: «М-ммм…М-ммм… Я не знаю»]. Они спрашивают его: «Что ты скажешь о том человеке, который был послан к вам?» Но он не может назвать его имени, и тогда ангелы восклицают: «Это же Мухаммад!» А он всё бормочет: «М-ммм…М-ммм… Я не знаю. [Я лишь слышал, что люди говорили так]». [На что ему отвечают: «Ты [не узнал и] не последовал за ним]». И тогда раздаётся глас в небесах: “Он солгал! Расстелите для него ложе из Огня и откройте для него врата в Ад!” К нему подступают адский жар и огненный ветер, и его могила сжимается настолько, что его ребра смешиваются друг с другом. И приходит к нему (а в другой версии хадиса передано: «и представляется ему») человек с уродливым лицом, в отвратительной одежде, от которого исходит зловоние, и говорит: «Возрадуйся тому, что огорчит тебя! Это день, который был обещан тебе!» Тогда неверующий восклицает: «[И пусть тебя обрадует Аллах дурной вестью!] Но кто же ты? Лик твой — лицо того, кто приходит со злом». Он отвечает: «Я — твои дурные дела. [Клянусь Аллахом, я знал тебя не иначе как медлящим в послушании Аллаху, скорым в ослушании Аллаха][, и да воздаст тебе Аллах злом!»]. [Затем приставляет Аллах к нему глухого и немого слепца, с таким молотом в руках, что если бы ударил он им скалу, она рассыпалась бы в прах. И он ударяет по нему этим молотом так, что тот рассыпается в прах. А потом Аллах возвращает ему прежний облик, и он ударяет его снова, и тот издаёт такой вопль, что его слышат все, кроме джиннов и людей. Затем открываются перед ним врата Ада и расстилается огненное ложе], и неверующий восклицает: «Господи, пусть не наступает Судный Час!»[9]

[1] Отмечу, что именно это имя пришло в Коране и Сунне, «малак аль-маут» (Ангел смерти). Что касается распространённого среди людей имени Азраиль, которым они называют ангела смерти, то у этого имени нет основы ни в Коране, ни в Сунне. Возможно, что это имя было заимствовано из преданий сынов Израилевых.

[2] сура 6 «аль-Ан‘ам = Скот», аят 61.

[3] Прим. переводчика: знатоки религии дают следующее толкование слову «Иллийюн». Это либо книга начертанная, в которой записаны все добрые деяния праведников, либо верховья Рая, где находится начертанная книга с деяниями праведников.

[4] сура 83 сура «аль-Мутаффифин=Обвешивающие», аяты 19-21.

[5] сура 14 «Ибрахим», аят 27.

[6] Власяница (мисх) — грубая волосяная одежда, изготовлявшаяся из шерсти, которую носили отшельники для самоистязания и укрощения плоти.

[7] сура 7 «аль-А‘раф = Ограды», аят 40.

[8] сура 22 «аль-Хадж = Паломничество», аят 31.

[9] Абу Дауд, аль-Хаким, ат-Таялиси, Ахмад и аль-Аджурри. Текст хадиса приведён в изложении Ахмада. Ан-Насаи и Ибн Маджа привели первую часть этого хадиса до слов: «…и мы уселись вокруг него, боясь даже шелохнуться». Эта часть передана в одной из версий хадиса, которую в сокращении привёл Абу Дауд, а также Ахмад. Аль-Хаким назвал иснад этого сообщения достоверным согласно условиям аль-Бухари и Муслима, с чем согласился аз-Захаби. Их суждение совершенно справедливо. Ибн аль-Каййим назвал этот хадис достоверным в «И’лям аль-муваккыин» (1/214) и «Тахзиб ас-Сунан» (4/337). Ибн аль-Каййим сообщил в этом труде, что Абу Ну’айм и другие знатоки хадисов также назвали иснад данного хадиса достоверным.

Прим. переводчика: далее шейх аль-Албани приводит детальный анализ всех версий и дополнений этого хадиса с указанием тех источников, где они содержатся. Желающие ознакомиться с ними более подробно могут обратиться к оригиналу данной книги (стр. 202).

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментарии

  1. Umm Umar пишет:

    Ассаляму аляйкум ва рахматуЛлах. СубханаЛлах, как страшно каждый раз бывает читать про то, как ангел забирает души неверующих. Я вот только один момент понять никак не могу. Цитирую непонятную часть хадиса : «Далее пророк, сказал: «Когда же неверующий раб Аллаха (в другой версии этого хадиса передано: «грешник») расстаётся с этим
    миром и готовится перейти в мир
    вечный, к нему нисходят с небес ангелы [грубые и сильные], с
    чёрными лицами. » и т.д. до конца. Вопрос : Неужто неверующий, мушрик, атеист и верующий грешник будут одинаково страдать в момент смерти и после нее в могиле ?! Ведь тут упомянут и грешник из числа мусульман как я поняла. Человек ведь может верить в Аллаха , даже совершать намаз и все остальные предписания, но иногда допускать ошибки и совершать грехи. Грехи как известно (кроме куфра и ширка) не выводят из Ислама. Тогда почему в могиле они не смогут ответить на вопросы, если при жизни они веровали в Аллаха ? И еще, нет ни одного человека, который бы не совершал грехи, безгрешны лишь Пророки (мир им). Получается мы все будем наказаны ?! Честно говоря, меня давно беспокоит этот вопрос и он не дает мне покоя. Иногда до слез доводят размышления над этим хадисом. Очень страшно. Пожалуйста, разъясните кто-нибудь мне данный хадис, возможно я его не правильно понимаю. БаракаЛлаху фикум.

    • Ва алейкум ассалям!
      В хадисе использовао слово «фаджир», которое переведено на русский язык как грешник. Между тем, надо знать арабский язык для того, чтобы полностью понять значение слова «фаджир». Оно происходит от глагола «фаджара» (раскалывать, источать). Т.е. используется для обозначения такого грешника, который перешёл все границы запретного и упорствует в своём грехе, т.е. отъявленный грешник, последняя степень среди всех грешников. Он не только не раскаивается в своих грехах, а даже гордится ими. Поэтому, если вы посмотрите на контекст Корана, где для обозначения слова «грешник» используются разные слова, то увидите, что слово «фаджир» ( множественное число фуджжар) использовано в одном значении. Прошу вас задуматься над смыслом этих аятов:
      1. «Нух (Ной) сказал: «Господи! Не оставь на земле ни одного неверующего жителя! Если ты оставишь их, они введут в заблуждение Твоих рабов и породят только грешных (фаджир) неверующих» (сура «Нух», аят 27).
      2. «Воистину, грешники (аль-фуджжар) окажутся в Аду» (сура «аль-Инфитар», 14)
      3. «Но нет! Книга грешников (аль-фуджжар) находится в Сиджжине» (сура «аль-Мутаффифин», 7).

      Фаджир — отъявленный грешник, распутник, беззаконник, который превозносится над поклонением Аллаху, а ведь Всевышний сказал: «Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными»” (сура “Гафир”, аят 60).

      Что касается обычного грешника, который кается, то в отношении него не используется в арабском языке слово «фаджир». А грешат, разумеется, все люди, кроме пророков, мир им,, как вы справедливо отметили. Вспомните хадис-кудси, где пророк, мир ему и благословение Аллаха, передал слова Аллаха: «О, сын Адама! Поистине, пока ты взываешь ко Мне с мольбами и надеешься на Меня, Я буду прощать тебе то, что ты совершил, и Я не буду обращать внимание! О, сын Адама! Даже если бы твои грехи достигли небесных вершин, а потом ты попросил бы у Меня прощения, то Я обязательно простил бы тебя! О, сын Адама! Поистине, даже если бы ты пришел ко Мне с грехами, величиной с землю, а потом встретил Меня, не приобщая ко Мне ничего в сотоварищи, то Я обязательно пришел бы к тебе с прощением, которое покрыло бы эту землю»». Этот хадис привел ат-Тирмизи.

      Поэтому не надо отчаиваться. Изучайте религию, читайте аяты Корана и хадисы, обучайтесь арабскому языку! Да введёт Аллах вас и всех верующих в Рай без расчёта! Амин!

Написать комментарий

*