Правила жертвоприношения

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

Уважаемые единоверцы!
По милости Всевышнего Аллаха 10 числа месяца зу-ль-хиджжа (в этом году 15 октября) наступает один из двух главных исламских праздников — Праздник Жертвоприношения (Эйд аль-Адха/Курбан Байрам). В этой связи будет полезно напомнить вам некоторые правила, связанные с этим великим обрядом. Вашему вниманию предлагается отрывок из комментария шейха Мухаммада ибн Салиха аль-Усеймина к «Сорока хадисам ан-Навави», который готовится в данный момент к публикации. Пусть Всевышний Аллах примет ваше жертвоприношение и остальные благие дела!

Абу Йаъля Шаддад ибн Аус, да будет доволен им Всевышний Аллах, передал, что посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «Поистине, Аллах предписал все делать хорошо: если вам (придется) убивать, то делайте это наилучшим образом, и если вы будете приносить в жертву животное, то делайте это наилучшим образом! И пусть каждый из вас (как следует) наточит свой нож и пусть избавит животное от мучений!» Этот хадис привел Муслим.
В комментарии к этому хадису шейх Ибн аль-Усеймин сказал (перевод приводится с некоторыми сокращениями — прим. Д.Х.):
«Из этого хадиса следует обязательность хорошего способа принесения в жертву животного, который заключается в его соответствии Шариату. Для того, чтобы жертвоприношение соответствовало Шариату, необходимо, чтобы оно отвечало ряду условий:

Первое: Пригодность человека, который режет жертвенное животное. Он должен быть мусульманином или из числа обладателей Писания. Поэтому если человек является идолопоклонником или вероотступником, то нельзя употреблять в пищу мясо зарезанного им животного. То же самое касается и человека, отказавшегося совершать намаз, поскольку он не относится ни к мусульманам, ни к обладателям Писания.
Вопрос: каково шариатское доказательство на то, что мясо животного, зарезанного обладателем Писания, дозволено употреблять в пищу?
Ответ. Шариатское доказательство в Словах Всевышнего: «Еда людей Писания дозволена вам, а ваша еда дозволена им» (сура «аль-Маида», аят 5). Ибн Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, сказал: «Их еда — это то, что они зарезали» («Сахих» аль-Бухари, № 5507). К людям Писания относятся иудеи и христиане.

Второе: Дозволенность режущего предмета, при помощи которого перерезается горло жертвенного животного. Дозволенным согласно Шариату является любой острый предмет, который позволяет выпустить кровь из животного, будь он сделан из железа, серебра, золота, камня, тростника и т.д., поскольку пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «[Если зарежешь жертвенное животное] тем, чем [можно] выпустить кровь, поминая [при заклании] Имя Аллаха, [можешь] есть [его мясо]» («Сахих» аль-Бухари, № 2488, «Сахих» Муслима, № 1968). Эти слова означают, что необходимо выпустить кровь жертвенного животного, т.е. чтобы она вылилась. Мясо животного, зарезанного острым камнем, также дозволено.
Исключением из острых предметов являются две вещи: зуб и коготь. Это следует из слов пророка, мир ему и благословения Аллаха, который также разъяснил причину запрета: «Но не ешь того, что было (умерщвлено) зубами и когтями! Я скажу тебе (о причине этого): что касается зуба, то это кость, что же касается когтя, то это нож эфиопов» («Сахих» аль-Бухари, № 2488, «Сахих» Муслима, № 1968).

Третье: Выпускание крови, т.е. пролитие крови жертвенного животного. Кровопускание происходит путем перерезания двух яремных вен, т.е. парных вен, располагающихся на шее. Эти две артерии, уносящие кровь от шеи и головы, связаны с сердцем. Если их перерезать, то кровь вытечет обильно, в результате чего животное быстро умрет.
Шариатское доказательство необходимости кровопускания содержится в словах пророка, мир ему и благословения Аллаха: «[Если зарежешь жертвенное животное] тем, чем [можно] выпустить кровь, поминая [при заклании] Имя Аллаха, [можешь] есть [его мясо]» («Сахих» аль-Бухари, № 2488, «Сахих» Муслима, № 1968). Таким образом, кровопускание является условием жертвоприношения.

Вопрос: является ли перерезание горла и пищевода условием жертвоприношения наряду с перерезанием двух яремных вен? Как известно, на шее животного расположены четыре вещи: две яремные вены, горло и пищевод. Является ли условием заклания животного перерезание всех этих четырех вещей?
Ответ. Несомненно, что если будут перерезаны две яремные вены, горло и пищевод, то это будет лучше и чище, однако если человек ограничится перерезанием двух яремных вен, то этого достаточно, и мясо принесенного им в жертву животного будет дозволенным согласно Шариату. Но если он перережет только пищевод и горло, то этого недостаточно, и мясо принесенного им в жертву животного будет запретным согласно Шариату. Этот вывод следует из хадиса, в котором пророк, мир ему и благословения Аллаха, запретил заколотое животное шайтана, т.е. зарезанное животное, которому не перерезали две яремные вены.
[«Сунан» Абу Дауда (№ 2826). Шейх аль-Албани назвал этот хадис слабым в “Даиф аль-Джами” (№ 6068). Заколотое животное шайтана — это жертвенное животное, которому не перерезали яремные вены, в результате чего выпускание крови не было доведено до конца. Люди во времена доисламского невежества перерезали лишь часть горла животного и оставляли его умирать. Это закалывание названо закланием шайтана потому, что он внушил язычникам так поступать и приукрасил для них это деяние» («Лисан аль-Араб») — прим. Д.Х.]

Вопрос: является ли условием жертвоприношения перерезание горла животного в определённом месте: посередине, внизу или наверху шеи?
Ответ. Нет, это не является условием. Самое главное — перерезать шею, будь то в верхней ее части у головы, в нижней части у груди или посередине.

Четвертое: Произнесение Имени Аллаха над животным во время жертвоприношения, поскольку пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: «[Если зарежешь жертвенное животное] тем, чем [можно] выпустить кровь, поминая [при заклании] Имя Аллаха, [можешь] есть [его мясо]«. Если выпускание крови является условием жертвоприношения, то произнесение Имени Аллаха также является условием действительности жертвоприношения. Более того, это подтвердил Сам Всевышний Аллах, сказав: «Не ешьте из того, над чем не было произнесено Имя Аллаха, ибо это есть нечестие!» (сура «аль-Анъам», аят 121). Поэтому если человек принес в жертву животное, не упомянув Имя Аллаха, то мясо этого животного является запретным согласно Шариату. То же самое, если он забыл произнести Имя Аллаха, потому что условие не устраняется забывчивостью. Например, если человек помолился в состоянии осквернения, забыв совершить ритуальное омовение, то его намаз недействителен. Кроме того, шариатское доказательство содержится в Словах Аллаха: «Не ешьте из того, над чем не было произнесено Имя Аллаха«. Произносить имя Аллаха перед жертвоприношением обязан каждый.

Вопрос: мы уяснили, что произнесение Имени Аллаха над животным является условием действительности жертвоприношения, и что если человек умышленно не произнёс имя Аллаха или же не произнёс его по ошибке или забывчивости, то мясо жертвенного животного является запретным согласно Шариату. Однако, что вы скажете о Словах Всевышнего Аллаха: «Господь наш! Не взыщи с нас, если мы позабыли или ошиблись!«(сура «аль-Бакара», аят 286)? Ведь, как известно из Сунны, Аллах ответил на эту мольбу, сказав: «Я уже сделал это» («Сахих» Муслима, № 126).
Ответ. Мы не имеем претензий к тому, кто зарезал животное, позабыв произнести Имя Аллаха, и не говорим, что он — грешник. Но ведь осталась еще одна сторона: человек, который пришел, желая поесть мясо этого животного, и спрашивает: «Было ли произнесено Имя Аллаха при заклании или нет?» Ему отвечают, что нет. Значит, ему запрещено есть это мясо. Но если предположить, что он отведал мясо этого животного по забывчивости или незнанию, то греха на нем нет.

Вопрос: из ваших слов следует, что если человек забудет произнести Имя Аллаха перед закланием верблюда, который стóит очень дорого, то его мясо будет запретным согласно Шариату. Не будет ли это являться растратой имущества людей, которые заплатили за этого верблюда?
Ответ. Это не будет растратой имущества, потому что всякая вещь, оставленная по приказу Аллаха, является не потерей, а, наоборот, повиновением Великому и Всемогущему Аллаху. Разве мы не повинуемся Аллаху, отдавая сороковую часть нашего имущества в качестве закята? Например, если у человека есть сорок миллионов, то он выплачивает один миллион в качестве закята. Поэтому если мы оставляем это жертвенное животное, над которым не было произнесено Имя Аллаха, то мы на самом деле не теряем свое имущество, а, напротив, вкладываем его в дозволенное и уместное с точки зрения Шариата.
Во-вторых, если сейчас мы запретим человеку употреблять в пищу мясо этого животного, то в следующий раз он уже не только не забудет произнести Имя Аллаха при заклании, но, возможно, даже произнесет его десять раз.
Некоторые люди возражают этому принципу, что, в частности, проявляется при отсечении руки за воровство. Они говорят: «Если мы будет отсекать руку каждому вору, то половина народа будет ходить с отсеченной рукой».
Таким людям мы ответим: «Вы сейчас утверждаете, что половина народа — это воры. Но если бы вы отсекли руку одному вору, то красть перестали бы тысячи воров».
Так и этот человек, который позабыл произнести Имя Аллаха. Если мы скажем ему, что мясо принесенного тобой жертвенного животного запретно, то в будущем он уже никогда не забудет это сделать. Тем более, что у нас есть ясный аят из Корана: «Не ешьте из того, над чем не было произнесено Имя Аллаха!» (сура «аль-Анъам», аят 121).
Из нашего условия о необходимости перерезания двух яремных вен, расположенных на шее животного, есть единственное исключение: животные, шею которых очень трудно перерезать. Если дело обстоит таким образом, то дозволено ударить ножом любое место на теле животного.
Обязательность затачивания ножа, поскольку заклание острым ножом облегчает мучения животного. Если же животное было зарезано не острым ножом, т.е. не наилучшим образом, однако у него на шее было перерезано то, что необходимо, то его мясо является дозволенным, но человек, не наточивший нож, взял на себя грех.

Вопрос: можно ли затачивать нож перед жертвенным животным?
Ответ. Нельзя затачивать нож перед жертвенным животным, потому что пророк, мир ему и благословения Аллаха, приказал не только затачивать нож, но и скрывать это от скота («Сунан» Ибн Маджи, № 3172), “Муснад” Ахмада, № 5830. Шейх аль-Албани назвал этот хадис слабым в “Гайа аль-Марам”, № 39). Помимо того, что затачивание ножа на виду у животного доставляет ему мучения, так оно еще может сбежать от страха, и тогда людям будет трудно поймать его.
Обязательность избавления жертвенного животного от мучений. Необходимо быстро зарезать животное, а не оставлять его медленно умирать. Если зарезать его быстро, то оно будет избавлено от излишних мучений.

Вопрос: следует или нет связывать четыре ноги жертвенного животного?
Ответ. Ноги жертвенного животного не следует связывать. Человек, который совершает жертвоприношение, должен поставить свою ногу на наружную сторону шеи животного, чтобы оно не поднялось, и оставить передние и задние ноги животного свободными. С одной стороны, это доставляет меньше мучений животному, а с другой — облегчает выпускание крови, потому что кровь вытекает при движении и мышечных сокращениях.
Некоторые люди сегодня поступают иначе. Они укладывают овцу на бок, связывая ей передние и задние ноги, а когда они хотят приступить к закланию, то становятся на колени. Это доставляет животному мучения. Другие люди поступают еще хуже: они берут левую переднюю ногу овцы и привязывают ее позади шеи, что причиняет животному больше мучений. Поэтому мы говорим: «Поставьте свою ногу на верхнюю часть шеи овцы и зарежьте ее! Затем не мешайте её движениям, но не убирайте свою ногу с шеи, пока она не умрет».

Вопрос: некоторые люди сворачивают овце шею до того, как она умрет. Относится ли это к облегчению мучений животного?
Ответ. Так поступать нельзя! Сворачивание шеи овце причиняет ей сильную боль, а нам нет никакой необходимости так мучить ее. Наоборот, мы должны дождаться, пока не вытечет вся кровь, поскольку после ее вытекания все заканчивается.

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментарии

  1. рамазан пишет:

    Саламу алейкум брат.
    Скажи пожалуйста какие слова надо произносить перед жертвопринашениям

    • Уа алейкум ассалям уа рахмату-Ллах!
      Минимум, что необходимо произнести, это Бисми-Ллях (С Именем Аллаха).
      Желательно добавить такбир. В таком случае следует сказать: Бисми-Ллях уа Аллаху акбар! (С Именем Аллаха и Аллах Превелик!).
      Если вы совершаете жертвоприношение за себя и вашу семью, то произнесите следующие слова: «Бисми-Ллях ва Аллаху акбар. Аллахумма хаза минка ва ляка. Аллахумма хазихи анни ва ан ахли байти» (С Именем Аллаха и Аллах Превелик! О Аллах, это от Тебя и принадлежит Тебе! О Аллах, эта (жертва) за меня и за членов моей семьи).

  2. Сафа пишет:

    Ассалям алейкум Дамир! Меня смутил Ваш ответ про ноги животного для жертвоприношения. Я был мальчиком, когда мать расказывала, как Ибрахим аляихиссалям повел сына принести в жертву и сын просил отца связать руки и ноги,чтобы не испачкать одежду.
    Разве можно удержать корову или верблюда, если не связать ноги?

  3. Ровшан пишет:

    Салам алейкум, Дамир. Спасибо за ваши комментарии. У меня появился ряд вопросов по практике жертвоприношения в Ид аль- Адха.
    1. Любое животное (млекопитающее), разрешённое в пищу, может быть принесено в жертву либо существуют строгие ограничения?

    2. Может ли в качестве жертвы быть принесено дикое животное (например, дикий верблюд, дикая коза)?

    • Уа алейкум ас-салям уа рахмату-Ллах!
      Согласно определению факихов «удхия» — это определенное животное, принесенное в жертву ради приближения к Аллаху в определенное время с определенными условиями
      Для праздничного жертвоприношения (удхия) пригодны только восемь парных животных: верблюд-верблюдица, бык-корова, баран-овца, козел-коза. Что касается иных видов животных, то они не приемлемы для удхия.
      От этого единогласного мнения ученых (иджма’) отклонились Хасан ибн Салих, считавший, что в качестве удхии дозволено закалывать антилопу, газель, буйволов и т.п., и имам Ибн Хазм, сказавший, что удхию дозволено совершать любым животным, мясо которого дозволено употреблять в пищу. Однако остальные ученые возразили на их аргументацию. Более подробно см. http://toislam.ws/books-fikh/48-udhiya

  4. Муслим пишет:

    Ассаламу Алейкум!

    Подскажите, как правильно раздать мясо зарезанного барана на Курбан Байрам?
    Сколько и какие части раздать и какую часть оставить себе?

    • Уа алейкум ас-салям уа рахмату-Ллах!

      Ученые единодушны в том, что часть мяса жертвенного животного необходимо раздать в качестве милостыни, однако они разошлись в том, каково минимальное количество этого мяса.

      Наилучшим же распределением жертвенного животного является то, что передается в хадисе от Ибн ‘Аббаса, в котором сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Треть мяса следует оставить себе, треть в качестве угощения, а треть раздать нуждающимся». Этот хадис приводит имам аль-Асфахани в “аль-Уазаиф”, который сказал: “Хадис хороший”. См. также “аль-Мугни” 9/448.

      Имам Ибн Кудама пишет: “Имам Ахмад сказал: «Мы следуем в этом вопросе тому, что передается в хадисе от Ибн ‘Аббаса». Таково также мнение Ибн Мас’уда и Ибн ‘Умара, и неизвестно, чтобы кто-либо из сподвижников противоречил им в этом вопросе”. См. “аль-Мугни” 9/449.

  5. сулейман пишет:

    АССАЛАМУ АЛЕЙКУМ РАХМАТУЛЛАХ.ВОПРОС;МОЖЕТЬ ЛИ НЕСКОЛЬКО ЧЕЛОВЕК СКИНУТСЯ ДЕНГАМИ КУПИТЬ И РАЗДЕЛИТЬ МЯСУ МЕЖДУ СОБОЙ

    • Уа алейкум ас-салям уа рахматуЛлахи уа баракатух!
      Если я правильно понял ваш вопрос, вы спрашиваете про жертвенное животное (курбан), которое мусульманин приносит в жертву после праздничного намаза в День Жертвоприношения(10 число месяца зу-ль-хиджжа) и в дни ат-ташрик (11,12 и 13 числа месяца зу-ль-хиджжа).
      Если речь идет о корове или верблюде, то здесь проблем нет, так как Джабир передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Корова приносится в жертву за семерых и верблюд за семерых» (Абу Дауд 2808, ан-Насаи 4121. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным). То есть, до семи человек могут войти в курбан, если режется корова или верблюд.
      Однако если речь идет об овце или козе, то только один человек может совершить это жертвоприношение от своей семьи. Имам ан-Навави сказал: “Что касается овцы, то она может быть принесена в жертву только от одного человека!” («аль-Маджму’» 8/399).

      Уа ас-салям!

  6. Руслан пишет:

    Ассаламу алейкум! В статье говорится,что если не поминалось имя Аллаха при заклании,то мясо харам для муслима даже если по забывчивости. А то ,что заколото обладателем писания- халал,но он же не поминает Аллаха при заклании. Как понять правильно?

    • Уа алейкум ас-салям уа рахмату-Ллахи уа баракатух
      Брат, я тебе отвечу так. Что касается иудеев, то здесь вопросов нет, так как они произносят Имя Аллаха перед закланием (и не одно). Я сам спрашивал это у одного брата, который был иудеем, прекрасно знал иудаизм и принял ислам.
      Что касается христиан, то во времена пророка, салла-Ллаху алейхи уа саллям, христиане не отличались от нынешних (тот же догмат о троице и т.д.). Но несмотря на это мясо животных, зарезанных ими, нам дозволено. Смотри, что говорят ученые: Имам аш-Ша’би сказал: “Аллах дозволил нам есть то, что зарезали люди Писания, несмотря на то, что Он знает о том, что они произносят при закалывании”. ‘Ата говорил: “Ешь то, что зарезал христианин, даже если он зарезал во имя ‘Исы, ибо Аллах дозволил нам есть их мясо, несмотря на то, что Он знает, что они произносят!” См. “Тафсир аль-Куртуби” 6/74. Самым лучшим и объединяющим в себе все мнения является то, о чем говорили имам аз-Зухри и Хасан аль-Басри: “Если ты услышишь, что они зарезали животное во имя кого-либо, кроме Аллаха, то не ешь его. Но если ты не слышал этого, то ешь, ведь Аллах дозволил тебе это, зная о том, что они неверующие”. См. “Тафсир аль-Байдауи” 2/298, “Фатх аль-Бари” 9/552.
      Люди Писания (иудеи и христиане) отличаются от прочих неверующих по той причине, что они признавали пророков, которые были посланы к ним и веровали в то, с чем они были посланы, а также им были ниспосланы божественные Писания: Таурат (Тора) и Инджиль (Евангелие). Однако впоследствии они исказили эти Писания и учения пророков и сошли с пути истины. Что же касается прочих многобожников, то они вообще не уверовали в пророков, и им не было дано Писание. Именно по этой причине Всевышний Аллах дозволил жениться на целомудренных женщинах людей Писания и есть мясо зарезанных ими животных, сделав их исключением из прочих неверующих. См. “Тафсир ат-Табари” 3/467 и “Тафсир ас-Са’ди” 209.

  7. Ровшан пишет:

    Салам алейкум, уважаемый Дамир. У меня три вопроса в связи с приближающимся благословенным праздником Ид аль-Адха.
    1. Если мусульманин оказался в местности, где нет других мусульман или лиц, достойных зарезать жертвенное животное, как он может решить данную проблему?
    2. Если мусульманин оказался в местности, где нет животных, пригодных для жертвоприношения, как он может решить данную проблему?
    3. Если мусульманин оказался в местности, где нет других мусульман, кому ещё можно передать мясо жертвенных животных?

    • Уа алейкум ас-салям уа рахмату-Ллахи уа баракатух!
      1. Если мусульманин сам не может зарезать жертвенное животное и нет других людей, кто имеет право по Шариату это сделать, то он может отправить деньги в другую местность, где от его имени могут зарезать животное.
      2. См. пункт 1.
      3. Относительно дозволенности раздавать мясо жертвенного животного (курбан) неверующим ученые разошлись во мнениях. Некоторые ученые это запрещают, считая, что мясо жертвенного животного (курбан) — как обязательная садака, которая должна даваться только мусульманам. Другие ученые это дозволяют. Например, шейх Ибн аль-Усеймин сказал: «Дозволено дать неверующему часть мяса жертвенного животного в качестве садаки, но при условии, что этот неверующий не относится к тем, кто убивает мусульман. Если же он относится к тем, кто убивает мусульман, ему нельзя ничего давать, потому что Всевышний сказал: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных. Аллах запрещает вам дружить только с теми, которые сражались с вами из-за религии, выгоняли вас из ваших жилищ и способствовали вашему изгнанию. А те, которые берут их себе в помощники и друзья, являются беззаконниками» (сура «аль-Мумтахана», аяты 8-9). («Фетвы шейха Ибн аль-Усеймина», 2/663).

      • Ровшан пишет:

        Салам алейкум, Дамир. Спасибо за ваши разъяснения. Я так понимаю, согласно шариату, животное должно быть принесено в жертву в благословенный день Ид аль-Адха. Но насколько я знаю, сотни тысяч человек, совершающих хадж, не режут одновременно таких животных, а перечисляют необходимые суммы для их приобретения. Как дальше развивается ситуация — животных режут в день Ид аль-Адха где-то в другом месте или их режут в какой-то другой день?

        • уа алейкум ассалям уа рахматуЛлах,
          Время курбана наступает после праздничной молитвы 10 числа месяца зу-ль-хиджжа и длится до захода солнца 13 зу-ль-хиджжа (последний из трех дней ат-ташрик). Люди, совершающие хадж, покупают спец. сертификаты. Там записывается имя человека и т.д. В течение этих 4 дней от его имени будет принесено в жертву животное на скотобойнях в окрестностях Мекки (для этого специально временно приезжают тысячи профессиональных мясников из мусульманских стран). Там все организовано, начиная от санитарно-эпидемиологических служб и заканчивая доставкой мяса спецсамолетами нуждающимся мусульманам в Африке и Азии.

          • Ровшан пишет:

            После вашего ответа возник ещё один вопрос. Эти спецрейсы осуществляются до истечения 13 зу-ль-хиджжа?

          • Думаю, что и до и после, это не имеет значения.

  8. tima пишет:

    Ассалямуалейкум рахматуллах . вопрос кострата овцу можно в жертву принести?

    • Уа алейкум ас-салям уа рахмату-Ллахи уа баракатух,
      Вы, наверное, имеете в виду кастрированного барана. Да, можно. Абу Рафи’ рассказывал: “Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) принес в качестве жертвоприношения двух черно-белых кастрированных баранов”. Хадис привел имам Ахмад в «Муснаде». Шейх аль-Албани назвал хадис достоверным в “Ирва аль-галиль” 1147).
      Более подробно о правилах жертвоприношения см. здесь http://toislam.ws/books-fikh/48-udhiya

Написать комментарий

*