Заповедные месяцы

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

Ас-салям алейкум, уважаемые братья и сестры по вере!

Напоминаем вам, что в минувшую субботу наступило первое число месяца зу-ль-ка’да 1434 года хиджры. Месяц зу-ль-ка’да является одним из четырех заповедных месяцев мусульманского календаря. Три заповедных месяца — зу-ль-ка’да, зу-ль-хиджжа и мухаррам – следуют друг за другом, а четвертый заповедный месяц раджаб наступает 7-ым по счету после мухаррама. Как вы понимаете из названия, заповедными (харам) эти месяцы были названы по особым причинам. О достоинстве этих месяцев, указании на их заповедность в Коране и Сунне и наших обязанностях в них и пойдет речь в данной статье.

Поистине, Всевышний Аллах создал нас для того, чтобы мы поклонялись Ему Одному, ибо в Священном Коране Он сказал: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». (сура «аз-Зарийат», аят 56). И нет сомнений в том, что покорные рабы Аллаха должны поклоняться Всевышнему в любое время, и где бы они ни находились. Однако есть периоды времени и места, которые Господь по Своей Мудрости особенно выделил для выполнения тех или иных видов поклонения, дабы верующие ещё больше смогли усердствовать в надежде на получение довольства и награды Аллаха.

Среди таких периодов времени, которые избрал Всевышний Аллах – четыре заповедных месяца: зу-ль-ка’да, зу-ль-хиджжа, мухаррам и раджаб. На достоинство и величие этих месяцев указывают Священный Коран и Пречистая Сунна.

«Воистину, число месяцев у Аллаха – двенадцать. Так было записано в Писании в тот День, когда Аллах сотворил небеса и землю. Четыре месяца из них – заповедные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (сура «ат-Тауба», аят 36).
Абу Бакра Нуфай’ ибн аль-Харис, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк, мир ему и благословения Аллаха, сказал: Время вернулось, приняв тот вид, который оно имело в тот День, когда Аллах сотворил небеса и землю. Год состоит из двенадцати месяцев, четыре из которых являются заповедными. Три из них — зу-ль-ка’да, зу-ль-хиджжа и мухаррам — следуют друг за другом, а четвёртым является раджаб мудара, занимающий своё место между месяцами джумада санийа и ша’баном” (Аль-Бухари, Муслим). Эти слова посланник Аллаха, мир ему и благословения Аллаха, произнес в проповеди во время прощального паломничества.

Вышеперечисленные месяцы были названы заповедными по двум причинам:
1) Потому что в течение этих месяцев было запрещено воевать, если только не для отражения агрессии врага.
2) Потому что несправедливость и грехи в эти священные месяцы более тяжки, чем в другое время.

Поэтому Аллах запретил нам совершать прегрешения в эти месяцы, сказав: «и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (сура «ат-Тауба», аят 36). Несмотря на то, что запрещено совершать грехи в любое время года, особенно тяжкими они являются именно в эти четыре месяца.

Ибн Касир в своем “Тафсире” пишет: “Всевышний сказал: «и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» (сура «ат-Тауба», аят 36), т.е. в эти заповедные месяцы, ибо совершение грехов в них является более тяжким и вопиющим преступлением, чем в другие месяцы. Это можно сравнить с совершением грехов на Заповедной территории (Мекки и Медины), ибо содеянные там грехи являются более тяжкими, чем совершение тех же грехов в других местах, ведь Всевышний сказал: «Тем, кто замыслит в ней (в Заповедной мечети) греховное, Мы дадим вкусить мучительные страдания» (сура «аль-Хадж», аят 25). То же самое касается и заповедных месяцев: тяжкость греха в них увеличивается. Поэтому по мнению имама аш-Шафии и многих других ученых размер дийа (компенсация за убийство или ранение, которую виновный выплачивает родственникам пострадавшего или ему самому — прим. Д.Х.) увеличивается в заповедные месяцы. Аналогичным образом дийа возрастает за убийство на Заповедной территории или за убийство человека, находящегося в состоянии ихрама. О Словах: «и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе» Катада сказал: «Воистину, причинение несправедливости (зульм) в заповедные месяцы является более тяжким грехом и бременем, чем причинение несправедливости в другие месяцы, хотя несправедливость является тяжкой в любое время (года). Однако Аллах возвеличивает одни вещи перед другими по Своему желанию. Так, Аллах выделил самое лучшее из Своих творений: из всех ангелов Он избрал посланцев, из всех людей Он избрал посланников, из всей речи Он избрал поминание Аллаха, из всей земли Он избрал мечети, из всех месяцев Он избрал рамадан и заповедные месяцы, из всех дней (недели) Он избрал пятницу, а из всех ночей Он избрал ночь предопределения. Так возвеличивайте же то, что возвеличил Аллах, ибо разумеющие и понимающие люди возвеличивают лишь те вещи, которые возвеличил Сам Аллах».

В то же время награда за благие деяния, которые совершаются в заповедные месяцы, также увеличивается. Ибн Аббас, да будет доволен ими обоими Аллах, в частности, сказал: «И Аллах сделал так, что грех, содеянный в эти месяцы, является более тяжким, равно как и награда за благое деяние, которое совершено в эти месяцы, увеличивается» (“Тафсир” Ибн Касира).

Поэтому в заключение призываю себя, а затем и моих единоверцев чтить заповедные месяцы Аллаха, остерегаться совершать в них грехи, стремиться к увеличению благих деяний и надеяться на награду Аллаха! Пусть каждый из нас никогда не забывает об этих четырех месяцах, выделяет их в своем календаре и напоминает о заповедности этого времени окружающим!

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Комментарии

  1. Таня пишет:

    А можете на русском написать какие это месяцы?

  2. muslim пишет:

    جزاك الله خيرا على النصيحة

Написать комментарий

*