Шариат — универсальный комплекс предписаний Аллаха, который регулирует все сферы жизни людей. Наша сегодняшняя тема, издольщина, касается в первую очередь трудящихся в сельском хозяйстве. Однако мы надеемся, что эта тема будет полезна и для остальных наших читателей.
Раздел 12
Издольщина
Тема 1
Определение понятий «музараа» и «мусака» и шариатское законоположение об издольщине
1 — Определение понятий «музараа» и «мусака»:
Музараа (издольщина) — вид договора, при котором землевладелец предоставляет земледельцу свое сельскохозяйственное угодье для обработки либо передает ему зерно для культивации, а взамен получает от него определённую долю полученного с земли урожая.
Мусака – вид договора, при котором владелец сада с растущими деревьями, плоды которых пригодны в пищу, передаёт его садоводу для ухода и ирригации, а взамен получает от него определённую долю урожая.
Эти два вида договора отличаются тем, что в первом случае (музараа) он касается зерновых злаков, а во втором (мусака) – плодовых деревьев, например, финиковых пальм. Однако в обоих случаях стороны договора получают определенную долю от валового урожая.
2 — Шариатское законоположение об издольщине
Оба вида договора узаконены в Шариате. Они относятся к дозволенным формам соглашений, ибо люди нуждаются в них.
Ибн Умар передал, что «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, позволил (иудеям, населявшим) Хайбар, обрабатывать его землю за половину урожая фиников или посевов» [Аль-Бухари и Муслим].
Тема 2
Условия издольщины:
1. Каждая сторона обоих видов договоров должна обладать имущественной дееспособностью: быть совершеннолетним, свободным и благоразумным человеком.
2. При заключении договора «мусака» количество деревьев должно быть чётко определено. Также, в договоре «музараа» количество высеиваемых семян должно быть чётко оговорено.
3. Если предметом договора является уход за садом, то плоды деревьев должны быть пригодны для употребления в пищу. Например, к таким видам деревьев относятся финиковые пальмы.
4. Человеку, ухаживающему за плодовыми деревьями или обрабатывающему земельный участок, должна быть выделена определённая доля полученного урожая, например, треть, четверть и т.д.
Тема 3
Шариатские законоположения, связанные с издольщиной
С данной темой связаны следующие шариатские законоположения:
1. Работник обязан выполнять свою работу наилучшим образом, чтобы был собран полноценный урожай. Он должен заниматься пахотой, орошением, пропалыванием, уходом, искусственным опылением, высушиванием плодов и другими видами необходимых работ.
2. Землевладелец обязан провести все необходимые работы, направленные на сохранение свойств земли и посевов: выкопать колодцы, подвести воды на поля, огородить участки, предоставить сельхозорудия и снабдить поливными насосами.
3. Работник становится собственником оговорённой части урожая после появления плодов.
4. Каждая сторона имеет право расторгнуть договор, когда пожелает, поскольку он носит не обязательный, а свободный характер, т.е. заключён по усмотрению сторон. Если договор расторгается после появления плодов, то стороны обязаны исполнить условия договора. Если договор расторгается по инициативе работника до появления злаков или плодов, то ему ничего не полагается из урожая, поскольку он разрывает договор по собственной воле и отказывается от права на результаты своего труда. Эта ситуация схожа с договором доверительного управления капиталом (мудараба), когда предприниматель расторгает договор, отказываясь от своей части прибыли. Если же договор расторгается по инициативе владельца земли или сада до появления урожая, но после начала работ, то он должен выплатить работнику компенсацию.
5. Если работник орошал и обрабатывал землю в течение срока, за который обычно поспевает урожай, но год выдался безурожайным, то ему ничего не полагается за проделанный труд.
Ахмад говорит
Ассаламу алейкум дорогие братья. напишите пожалуйста статью о молитве с опущенными руками…насколько это достоверно и есть ли это в масхабе Малики? БаракяАллаху фикум
Дамир Хайруддин говорит
Ва алейкум ассалям ва рахматуЛлах
Насколько мне известно в Сунне нет ни одного достоверного либо слабого хадиса о стоянии с опущенными руками в молитве. Что касается имама Малика, то он возлагал руки на грудь согласно Сунне. Однако после того, как его сильно избили за отказ занять судейскую должность, он до конца жизни не мог возлагать руки на грудь, поскольку у него были перебиты суставы. Поэтому он совершал молитву с опущенными руками. Некоторые невежды стали подражать имаму Малику, думая, что такое совершение молитвы соответствует Сунне, но они не знали о причине, из-за которой этот великий имам так выполнял молитву. Если я не прав, пусть меня исправят более знающие братья или сёстры. Ва ассалям алейкум!