Раздел 17
Состязание
Тема 1
Определение понятия «мусабака» и шариатское законоположение о нём
1- Определение понятия «мусабака»
Понятие «мусабака» тесно связано со словом «сабак» (приз), за который состязаются участники лошадиных скачек, верблюжьих бегов и соревнований по стрельбе (нидаль). Тому, кто опередит (сабака) конкурента, достаётся приз.
Поэтому слово «мусабака» означает соревнование в скорости между животными и т.д., а слово «мунадаля» или «нидаль» — соревнование в стрельбе из лука и другого оружия.
2 — Шариатское законоположение о состязаниях и доводы на это
Коран, Сунна и единодушное мнение исламских учёных указывают на дозволенность состязаний. Что касается довода из Корана, то Всевышний сказал: «Приготовьте против них сколько можете силы» (сура 8 «аль-Анфаль=Добыча», аят 60) [Прим переводчика. Укба ибн Амир рассказывал, что слышал, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, стоя на минбаре, сказал: «Приготовьте против них сколько можете силы» (сура 8 «аль-Анфаль=Добыча», аят 60). Воистину, сила заключается в умении стрелять! Сила заключается в умении стрелять! Сила заключается в умении стрелять!» (Муслим)].
Что же касается доводов из Сунны, то они содержатся в следующих хадисах.
Ибн Умар передал, что «однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел устроить скачки на подготовленных лошадях от Хафьи до Саният аль-Вада, а на неподготовленных — от Саният аль-Вада до мечети бану зурайк» [Аль-Бухари и Муслим]. Абу Хурейра передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Назначать приз можно только за победу в верблюжьих бегах, в соревнованиях по стрельбе из лука и в лошадиных скачках» [ Абу Дауд, ан-Насаи и ат-Тирмизи. Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим, а аль-Албани — достоверным в «Ирва аль-Галиль» (5/333).]
Исламские ученые единодушны в том, что в целом проведение и участие в состязаниях дозволено по Шариату.
Тема 2
Шариатские законоположения, касающиеся состязаний
1. Дозволено проводить состязания на скорость: скачки на лошадях и других животных, гонки, соревнования в беге. То же самое касается состязаний по стрельбе из лука и из других видов оружия.
2. Дозволено назначать приз в скачках на лошадях, верблюжьих бегах и в соревнованиях по стрельбе, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Назначать приз можно только за победу в верблюжьих бегах, в соревнованиях по стрельбе из лука и в лошадиных скачках» [Абу Дауд, ан-Насаи и ат-Тирмизи. Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим, а аль-Албани — достоверным в «Ирва аль-Галиль» (5/333)].
3. Дозволено проводить любые состязания, которые отвечают интересам Шариата. Например, соревнования, развивающие навыки ведения джихада, или состязания, требующие разрешения научных задач. В такого рода соревнованиях разрешено назначать приз победителю.
4. Дозволено проводить состязания в развлекательных целях, если только мероприятие не причиняет вреда и не запрещено по Шариату. При этом состязание не должно отвлекать людей от выполнения религиозных обязанностей, таких, например, как молитва и т.д. Иначе, в такого рода соревнованиях нельзя назначать вознаграждение.
5. Любой участник может отменить свое участие в состязании до выявления преимущества какой-либо из сторон. Если же преимущество выявилось, то отменить состязание может только потенциальный победитель, а не проигрывающий.
6. Состязание становится недействительным, если скончался его участник.
7. Устроителю состязания либо зрителям нежелательно восхвалять или порицать какого-либо участника соревнований.
Тема 3
Условия дозволенности принятия вознаграждения за победу в состязании
1. Личность стрелков или наездников должна быть визуально установлена.
2. Животные, принимающие участие в скачках, и лук, используемый для стрельбы, должны быть одного вида. Нельзя, например, устраивать скачки между чистокровными арабскими скакунами и нечистокровными лошадьми, либо устраивать состязание по стрельбе, используя арабские и персидские луки.
3. Определение дистанции забега либо дальности мишени. Расстояние устанавливается либо путём наблюдения, либо путём измерения расстояния.
4. Приз за победу в состязании должен быть известен и дозволен по Шариату, поскольку он является имуществом, которое установлено в договоре. Поэтому, как и в остальных договорах, знание о нём и его дозволенность обязательны.
5. Приз за победу в состязании не должен вноситься участниками соревнования, дабы это не походило на азартные игры. Если же вознаграждение за победу поступит в призовой фонд от обоих соперников либо от одного из них, то такое состязание недействительно.
Добавить комментарий