Раздел 22
Вакуфное имущество
Тема 1
Определение понятия «вакф» и шариатское законоположение о нём
1- Определение понятия «вакф»
Слово «вакф» означает удержание определенного полезного долгосрочного имущества и использование его на богоугодные дела. Сам вакуфный актив сохраняется в первоначальном виде, а плоды, которые он приносит, расходуются исключительно в благотворительных целях.
Например, человек выделяет свой дом в качестве вакфа. Дом сдаётся в аренду, а вся выручка от этого расходуется на нуждающихся, содержание мечетей, издание религиозных книг и т.п.
2- Шариатское законоположение о вакуфном имуществе и доводы на это
Завещание имущества в качестве вакфа является желательным деянием. Основным доводом в данном вопросе является хадис, который передал Ибн Умар: «Получив землю после завоевания и раздела Хайбара, Умар пришёл к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы посоветоваться с ним об этом, и сказал: «О Посланник Аллаха, я получил землю в Хайбаре, и у меня никогда не было имущества, более ценного, чем эта земля. Что ты велишь мне делать с ней?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Если хочешь, завещай в качестве вакфа её основу и давай садаку [за счёт того, что она будет тебе приносить]. И чтобы землю не продавали, не даровали и не наследовали». И Умар стал давать садаку, заявив, что эту землю нельзя будет ни продавать, ни покупать, ни завещать, ни дарить» [Аль-Бухари и Муслим]. Кроме того, Абу Хурейра передал, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда человек умирает, то все его дела прекращаются, кроме трех. Это – милостыня, которая продолжается [и после его смерти]; знания, которые приносят пользу людям; и праведный ребёнок, который обращается за него с мольбами к Аллаху» [Муслим]. Под «милостыней, которая продолжается [и после его смерти]» подразумевается вакуфное имущество.
Тема 2
Некоторые шариатские законоположения, связанные с вакуфным имуществом
1. Завещатель вакуфного имущества должен быть правоспособным, разумным, совершеннолетним, свободным и рассудительным человеком.
2. В качестве вакфа должно выступать такое имущество, которое приносит постоянную пользу при сохранении самого имущества в изначальном виде. Имущество, завещаемое в качестве вакфа, должно быть чётко определено.
3. Вакуфное имущество должно быть выделено на одобряемые Шариатом цели. Например, доходы от вакфа могут быть израсходованы на содержание мечетей, помощь неимущим, издание религиозных книг и т.п., поскольку цель вакфа исключительно богоугодная. Поэтому запрещено расходовать доходы, полученные от вакуфного имущества, на содержание немусульманских храмов или приобретение запрещённых по Шариату вещей.
4. Если вакуфное имущество перестало приносить пользу, и оно не может быть использовано по целевому назначению, то его следует продать, а на вырученные средства приобрести аналогичный актив. Например, если вакф был мечетью, то на полученные от ее продажи средства следует построить другую мечеть, а если он был домом, то на полученные от его продажи средства следует приобрести другой дом. Такое распоряжение вакуфным имуществом более всего соответствует цели его учреждения.
5. Вакф относится к юридически обязывающему типу договоров, а не к свободному виду договоров. Для вступления в силу договора вакфа достаточно устного заявления учредителя. Договор вакфа не подлежит расторжению, а вакуфное имущество перепродаже.
6. Имущество, завещаемое в качестве вакфа, должно быть чётко определено. В противном случае договор вакфа недействителен.
7. Договор вакфа является абсолютным, поэтому он не может быть чем-то обусловлен или ограничен определённым сроком. Единственным исключением является тот случай, когда учредитель вакфа обусловливает использование его после своей кончины.
8. Необходимо выполнять условия, которые поставил учредитель вакфа, если только они не противоречат Шариату.
9. Если учредитель завещал вакуфное имущество своим детям, то мужчины и женщины получают равные права на него.
Добавить комментарий