Раб Аллаха должен поклоняться Ему поклонением внутренним (скрытым) и внешним (явным). Он обязан поклоняться Ему и сердцем, и языком и другими органами тела. Однако поклонение внешнее при отсутствии истинного внутреннего поклонения относится к тому, что не приближает человека к его Господу, не приносит ему награды и не влечёт за собой принятия его деяний. Цель ведь заключается в том, чтобы испытать сердца, дабы человек обнаружил свою внутреннюю сущность. Деяния сердца — дух и суть поклонения, и если деяния органов тела лишены этого духа, то они подобны мёртвому телу, лишённому духа. Намерение — это деяние сердца, которое является царём для остальных органов тела, и именно ему адресованы веления и запреты. Так как может быть снята обязанность с него и засчитано исполнение этой обязанности его паствой, его воинством, его последователями? Ведь на них наложены обязанности ради него, ради его праведности. Разве допустить это не значит поставить всё с ног на голову и вывернуть действительность наизнанку? Цель всех деяний, внешних и внутренних, — праведность сердца, его совершенство и его поклонение его Господу, Покровителю и Богу. И образцовое осуществление этого — служение и поклонение его и его воинства его Богу и Господу. А если оно посылает своё воинство, свою паству вместо себя, а сам уклоняется от служения и поклонения Господу, то такое служения заслуживает быть отвергнутым и вызвать лишь ненависть. Это очень точный пример.
Разве деяния, лишённые деяний сердца, не есть пустые движения, за которые, в лучшем случае, не будет ни награды, ни наказания?
Некоторые уделявшие много внимания сердцу, увидев путь этих (пренебрёгших деяниями сердца), отклонились от него, и целиком сосредоточились на поклонении сердцем и при этом полностью пренебрегли поклонением органами тела. Они сказали: мол, требуется истинное служение сердцем, а органы тела следуют за ним. Это две крайности: одни пренебрегли поклонением органами тела, из-за чего их поклонение сердцем испортилось; а те пренебрегли поклонением сердцем, из-за чего испортилось их поклонение органами тела. А верующие, знающие Аллаха и Его веления, поклоняются Ему истинным поклонением, внешним и внутренним. Они посвятили сердца свои служению Ему, и сделали так, чтобы органы их тел следовали за их сердцами. Таким образом, они сделали так, что и царь, и его воинство служат Богу. А это и есть истинное поклонение.
Мы знаем, что именно эту цель преследовал Господь, направляя посланников, ниспосылая Писания и устанавливая законы, и утверждение настаивающего на том, что это поклонение осуществляется и без поклонения сердцем, относится к числу самых ложных и скверных утверждений… А Аллах помогает следовать правильным путём.
Размышляющий о Шариате и его источнике непременно замечает связь между деяниями органов тела и деяниями сердца, и понимает, что первые бесполезны, если нет вторых, и что деяния сердца обязательнее деяний органов тела. Разве верующий и лицемер отличаются друг от друга не деяниями сердца каждого из них? И разве может кто-то войти в ислам, не предварив деяния органов тела деяниями сердца? Поклонение сердцем важнее и существеннее поклонения органами тела и оно более постоянное. Ведь оно обязательно всегда, в любое время. Поэтому вера — постоянная обязанность сердца, а ислам — обязанность органов тела, исполнять которую им приписывается время от времени. Колесница веры — сердце, а колесница ислама — органы тела.
Это лишь краткое разъяснение этой темы, а если бы я взялся рассуждать об этом пространно, то получился бы целый том внушительной толщины. Здесь я упоминаю о самом важном.
Суть вопроса в том, что деяния сердца становятся поклонением только благодаря намерению.
Так, малое омовение является требуемым поклонением, за совершение которого полагается награда, а за отказ от его совершения — наказание. В любом поклонении необходимо намерение (поклоняться посредством данного действия только Ему) и посвящение данного действия исключительно Господу. Оно должно быть посвящено только Ему. Помимо посвящения любого поклонения исключительно Богу требуется ещё, чтобы поклонение отличалось от привычки. А если внешне оба действия одинаковы, то отличить их друг от друга можно только посредством намерения. Деяние, которое не было посвящено Господу, не будет принято Им и является недействительным. И деяние, не сопровождаемое намерением поклоняться Ему и приближаться к Нему посредством данного деяния, не будет принято и является недействительным. Намерение приближения и поклонения — часть намерения посвятить данное действие Ему одному. Не может быть намерения посвятить данное действие исключительно Богу без намерения совершить это действие как поклонение Ему. И если намерение посвятить данное действие исключительно Богу является непременным условием любого поклонения, то намерение совершить это действие как поклонение Ему ещё больше заслуживает этого. И опровергнуть это можно лишь одним способом — заявить, что малое омовение не является поклонением. А это есть отрицание шариатских истин, известных всем и каждому. Это то же самое, что отказаться считать поклонением пост, закят, хадж, джихад и так далее… А Аллах помогает следовать правильным путём.
Аскат говорит
Ма ша Алла