В наше время многие мусульмане, к сожалению, не спешат выполнять хадж несмотря на наличие возможности. Некоторые из них отвлечены мирскими делами и откладывают его совершение из года в год, а другие думают, что если сами не успеют совершить хадж при жизни, то за них эту обязанность выполнят наследники. При этом мало кто по-настоящему беспокоится о том, что либо сам человек, либо его домочадцы не совершили хадж. Цель данной статьи состоит в том, чтобы привлечь внимание верующих к этому серьёзному вопросу и побудить их отправиться в хадж, как только представится такая возможность.
Определение слова «хадж»
В языковом смысле арабское слово «хадж» означает «цель» (касд).
В шариатской терминологии слово «хадж» означает поклонение Аллаху посредством выполнения определённых обрядов в определённом месте и в определённое время в соответствии с Сунной посланника Аллаха, мир ему и благословения Аллаха.
Шариатское законоположение о хадже
Хадж — один из столпов ислама и его величайших обязанностей. Этот вывод следует из Слов Всевышнего: «Люди обязаны пред Аллахом совершить хадж к Дому, если найдут для этого возможность» (сура 3 «Аль-Имран=Семейство Имрана», аят 97), а также: «Завершайте хадж и умру во имя Аллаха» (сура 2 «аль-Бакара=Корова», аят 196).
Что касается довода из Сунны, то он содержится в хадисе: «Ислам зиждется на пяти [столпах]…», в котором было упомянуто о хадже.
Человек обязан совершить хадж лишь раз в жизни. Если же он совершит хадж более одного раза, то каждый повторный хадж будет засчитан ему как дополнительный.
Как только у мусульманина появятся все условия для совершения хаджа, он должен незамедлительно отправиться в путь для выполнения этой обязанности. Если же он промедлит с выполнением этой обязанности без уважительной причины, то возьмёт на себя великий грех. Этот вывод следует из слов пророка, мир ему и благословения Аллаха: «Поспешите (отправиться) в хадж, ибо никому из вас неведомо, какое препятствие может возникнуть перед ним» (Ахмад. Шейх аль-Албани назвал этот хадис хорошим в «Ирва аль-Галиль» (990).
Перечислим вкратце условия для совершения хаджа:
1. Исповедание ислама.
2. Разум.
3. Шариатское совершеннолетие.
4. Свобода.
5. Наличие возможности.
Поскольку чаще всего непонятным является вопрос о том, что понимается под «наличием возможности», разберём его подробнее. Как было сказано ранее, наличие возможности — одно из условий хаджа. Этот вывод следует из Слов Всевышнего: «Люди обязаны пред Аллахом совершить хадж к Дому, если найдут для этого возможность» (сура 3 «Аль-Имран=Семейство Имрана», аят 97). У человека может не быть возможности совершить хадж по разным причинам. Во-первых, из-за материальных трудностей. Например, у человека нет достаточных припасов ни для себя, ни для своих иждивенцев, или у него нет транспортного средства, на котором он смог бы добраться до Мекки и вернуться домой. Во-вторых, из-за физических трудностей. Например, человек может быть глубоким стариком или иметь такую болезнь, которая не позволяет ему передвигаться на транспортном средстве и переносить тяготы поездки. В-третьих, из-за отсутствия безопасности по пути в Мекку. Например, при разбое на дорогах, эпидемии и других ситуациях, когда у паломника есть основания опасаться за свою жизнь и имущество. По вышеперечисленным причинам хадж не обязателен для человека, пока у него не появится возможность его совершить, ведь Всевышний сказал: «Аллах не возлагает на душу больше, чем она может вынести» (сура 2 «аль-Бакара=Корова», аят 286). Наличие возможности относится к способности души вынести то, что на неё возложено, и именно о такой способности упомянул Аллах в вышеприведённом аяте.
Наличием возможности для совершения хаджа женщиной является дополнительное условие: наличие у неё близкого родственника мужского пола, за которого ей запрещено выходить замуж (махрам). Близкий родственник мужского пола должен сопровождать женщину во время хаджа, поскольку женщине запрещено отправляться в хадж либо в другую поездку без махрама.
Шейх Ибн Усеймин сказал: «Если человек, у которого была возможность и сила отправиться в хадж, проявил халатность и не выполнил эту обязанность при жизни, то после его смерти не следует совершать хадж от его имени. Ведь пока он был жив, он не желал отправиться в хадж, так почему же от его имени нужно совершать хадж, если он сам этого не хотел?
Вопрос: следует ли наследникам покойного выделить деньги из его имущества, чтобы кто-то совершил за него хадж, если он не выполнил эту обязанность при жизни?
Ответ: Нет, не следует, потому что это бесполезно для такого человека и, кроме того, не затрагивает права других людей в отличие от закята. Ибн аль-Каййим в книге «Тахзиб ас-Сунан» сказал: «Основываясь на этом принципе, мы исповедуем свою религию», или он сказал нечто подобное. На это мнение указывают шариатские доказательства. Поэтому человек должен побояться Великого и Всемогущего Аллаха: если у него была возможность отправиться в хадж, но он при жизни не выполнил эту обязанность, то даже если после его смерти за него совершат хадж тысячу раз, это не избавит его от греха за невыполнение хаджа при жизни» (комментарий к «Сорока хадисам ан-Навави»).
В заключение темы целесообразно привести высказывание Умара ибн аль-Хаттаба: «Кто имеет возможность совершить хадж, но не совершает его, пусть, если пожелает, умрёт иудеем, а, если пожелает, — христианином» («Мусаннаф» Ибн Абу Шейбы (14455, 14456. Более подробно см. «Найль аль-Аутар» (4/337).
На вопрос о том, в чём состоит смысл этих слов, — шейх Ибн Усеймин ответил: «Смысл этих слов состоит в следующем: если такой человек скончается, то есть опасение, что он будет неверующим (и окажется) либо с иудеями, либо с христианами». («Собрание фетв и посланий Ибн Усеймина», том 21, стр. 23).
Aisha говорит
Assalymu aleykum. Pajalusta skajite s dalilom gde shto gde skazana jensjina katorie net muja ili net sina I drugova mahrama ili net muja I sina a drugim mahramam u nio net vozmojnosti poiti tak kak vinansivie obstaetelstva ne pozvolaet. I gde skazana shto ana mojet poiti s grupoi jenshiami bez mahrama.
Дамир Хайруддин говорит
Ва алейкум ассалям!
Мусульманке запрещено отправляться в путь без махрама.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Женщине не разрешается уезжать без махрама и встречать мужчину без его присутствия». Тогда один мужчина сказал: «О Посланник Аллаха! Я хочу идти в такой-то и такой-то поход, а моя жена хочет совершить хадж». Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Отправляйся с ней» (аль-Бухари)
В другом хадисе пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал тому, кто был в армии, жена которого вышла в хадж одна: «Вернись и соверши хадж с женой !» (аль-Бухари и Муслим).
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, также сказал: «Не дозволено женщине, которая верует в Аллаха и в Судный День, выходить в путь, кроме как если с ней будет махрам, отец ее или сын, муж или брат, или махрам из их числа».
(Муслим).
Сестра говорит
Ас-саляму алейкум ва рахматуЛлах ва баракатух!!
Моей бабушке давно за 80 лет. АльхамдулиЛлах!
Но она не совершала хадж, сейчас она уже почти не встает! Но находиться в здравом уме! Должен ли папа совершить за нее хадж? Может он может сделать это за маму по собственному желанию? Или я иншалЛах?! Или же это будет действительно только, если она сама попросит?!
Сестра говорит
Ас-саляму алейкум ва рахматуЛлах уа баракатух!!!
Подскажите, в хадж девушке можно пойти только
С мужчинами по своей линии? А с мужем мусульманином можно?
Mustarshid говорит
Ва алейкум ассалам ва рахьматуЛлахьи ва баракатухьу !
Уважаемая Сестра ! Женщине, направляющейся в хадж впервые, необходимо отправиться в дорогу вместе со своим мужем или с кем-то, кто относится к махрамам. Но если ни муж, ни махрамы не могут сопровождать ее, тогда для выполнения своего долга, возложенного на нее Всевышним, шариат дает возможность отправиться в путь вместе с доверенной группой людей (это могут быть семьи родственников или таких же женщин…)
Дамир Хайруддин говорит
Приведите шариатский довод на ваше утверждение. Закят тоже является одним из столпов Ислама, но если у человека нет облагаемого закятом минимума имущества (нисаб), то эта обязанность с него спадает. Он дожен взять в долг, чтобы выплатить закят? Нет. Поэтому если вы утверждаете что-то о религии Аллаха, то приведите довод из Корана или Сунны.
Mustarshid говорит
Ассаламу алейкум ва рахьматуЛлахьи ва баракатухьу !
Уважаемый Брат Дамир, честно сказать, как то резко Вы пишете.
Я не обладаю знаниями такими, чтобы приводить Вам или кому нибудь другому доводы касательно таких вопросов. Тем более мои знания имеют только русскоязычные корни, из первоисточников ничего пока не понимаю.
Аналогия, которая проведена вами не совсем мне понятна.
Вопрос был понят мной, как — У меня есть возможности (финансы+здоровье и т.д.), могу ли я совершить хадж не только со своим мужем (возможно он не в состоянии) ?
Я не утверждаю, а привел мнение Имама Аш-Шафии.
«Женщине нельзя отправляться в путь без махрама, кроме как в хадж ( с группой благочестивых женщин), и это мнение и ясно передаётся от самого имама Шафии в его книге «Аль-Умм»» (Муфтий Мухаммад ибн Адам аль-Кавсари, привел эти слова со слов Имама Ан-Навави, который Имам привел в «Аль-Маджму»).
Если информация, которая у меня неверна, то прошу прощения у Всевышнего!
Ибо у меня не было никакого умысла говорить и обьяснять то, что я не знаю.
С уважением отношусь к вашим знаниям и ни в коем случае не спорю с вами. Прошу Всевышнего наставить нас всех на путь понимания религии и праведности!
Ассаламу алейкум ва рахьматуЛлахьи ва баракатухь !
Тимур Абдуллин говорит
Ваалейкуму ссалям варахматуллухи вабаракятуху.
Брат, я извеняюсь что встреваю в ваш разговор, но я бы тоже хотел узнать доводы ученых имеющих это мнение.
Просто я читал такой хадис:
От Ибн ‘Аббаса сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не совершает женщина Хадж, кроме как с махрамом!» аль-Баззар 2/187, ад-Даракъутни 2/222, ат-Табарани 11638. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Аууана, хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани. См. “Фатхуль-Бари” 4/88, “ад-Дирая” 2/14, “ас-Сильсиля ас-сахиха” 3065.
Дамир Хайруддин говорит
Ва алейкум ассалям ва рахмату-Ллахи ва баракатух!
Амин!
Дамир Хайруддин говорит
Ва алейкум ас-салям ва рахмату-Ллахи ва баракатух!
С мужем можно. Он является вашим опекуном. Если нет мужа, то с отцом. Если нет отца, то с братом. Если нет брата, то с дядей. Все они, разумеется, должны быть мусульманами.
Сестра говорит
Ва алейкум ас-салям ва рахмату-Ллахи ва баракатух!!!
ДжазакАллаху Хайран!!!
Спасибо за ответ!
Mustarshid говорит
Ассаламу алейкум ва рахьматуЛлахьи ва баракатухьу !
Уважаемый Брат Дамир, благодарю вас за очередное полезное напоминание нам всем.
Еще несколько лет назад у меня возник вопрос — а могу ли я отправиться в хадж не на самолетах и в комфортных условиях, а на так сказать «дикарем» используя возможности текущей дорожной инфраструктуры… где то на машине, где то на велосипеде и где то даже пешком.. субхьанАллах, мое намерение и до сих пор меня иногда подстегивает на этот поступок, но я столкнулся с вопросами, что просто так на территории других государств не попасть, нужны визы и все такое.. каждая виза стоит денег (виза в СА стоит вроде не меньше 700 у.е.) и т.д. ведь без них не пропустят, даже если ты паломник или я не прав ?
Плюс сколько раз я слышал, что те или иные фирмы или гиды обманывали своих клиентов.
На сегодняшний день, что бы поехать в Мекку в регионах РФ уже просят по 250 тыс руб. С минимальными условиями проживания. Но даже эта цифра неподьемна лично для меня несмотря на то, что Всевышний дал мне заработок, алхьамдулиЛлахь !
Но несмотря на это я не теряю ин шаа Аллах надежды, что Всевышний даст возможность всем членам моей семьи совершить Хадж ! Чего желаю и всем братьям и сестрам.
Резюмирую.. Стоит ли отправляться в Хадж не по обычной схеме (самолет, отель и т.д. )? Ведь опасности, которые могли бы нас поджидать в пути не в меньшей мере могу нас настичь и в городской суете (ограбить или навредить могут элементарно в метро, извините если сравниваю не те вещи, но как то так в голове все складывается).
Прошу Всевышнего простить мне мое непонимание !
Ассаламу алейкум ва рахьматуЛлахьи ва баракатухьу !
Дамир Хайруддин говорит
Ва алейкум ассалям ва рахмату-Ллахи ва баракатух!
Насколько мне известно, посольство Саудовской Аравии не выдаёт индивидуальные визы на хадж. От вашего имени заявление на хадж-визу должна подать уполномоченная компания. Кроме того, если я не ошибаюсь, визы на хадж и умру посольство Саудовской Аравии выдаёт бесплатно.
Я советую вам отправиться в хадж на самолёте через уполномоченную фирму, выбрав самый экономный вариант, если у вас недостаточно средств. Вопрос логистики предоставьте решать уполномоченной туркомпании, а сами полностью сосредоточьтесь на хадже.
Я не хочу делать рекламу никакой фирме,но для пояснения приведу пример. Есть компания «Наджм Тур» (мне ничего неизвестно о том, хорошая она или плохая). На хадж 2015 года есть программа «Эконом», стоимость по акции — 3750 долларов. Более подробно см. здесь http://najmtur.ru/article/?article_id=103
Mustarshid говорит
Ассаламу алейкум ва рахьматуЛлахьи ва баракатухьу !
ДжазакАллахьу хайран за ответ. Честно, я прочитал несколько интересных фактов для себя (я про визу). Постараюсь узнать еще раз все по подробней. Возможно я был дезинформирован ((
Saffi говорит
Дай Аллах совершить Вам хадж и умру по великой милости Аллаха, Свят Он и Велик! Амин! Ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи!