Если человек уразумеет, что на самом деле принесёт ему пользу в земной и в последней жизни, то он обязательно устремится к приобретению шариатских знаний. Несомненно, что это занятие является одним из величайших видов поклонения Аллаху, средством приближения к Нему и способом снискания Его довольства. Однако, как и во всякой науке, для достижения результата необходимо следовать определённой методологии, которая вырабатывалась веками и которой следовали величайшие учёные исламской уммы. Цель данной статьи, состоящей из двух частей, заключается в том, чтобы предложить уважаемым читателям так называемую “Программу по изучению шариатских наук”, начиная с самого начального и заканчивая базовым продвинутым уровнем, а также дать практические советы по заучиванию фактического содержания текстов (матн).
Часть 1 — план «Программы по изучению шариатских наук»
Шариатские знания — это свет от Аллаха, который не даруется грешникам. Следовательно, тому, кто стремится приобрести знания об исламской религии, необходимо, прежде всего, отказаться от мелких прегрешений, не говоря уже о тяжких грехах. Как говорили праведные предшественники из первых поколений мусульман: «Поистине, мы замечали, что всякий раз, когда мы ослушивались Аллаха, это отражалось не только на поведении наших жён, но даже на строптивости наших верховых животных».
Кроме того, встав на путь изучения исламских наук, следует избегать главных ошибок, которые допускают некоторые студенты:
- Торопливость. Необходимо проявлять терпение, поскольку шариатское знание невозможно приобрести за короткое время.
- Смещение приоритетов. Необходимо сначала изучить основы к-л науки, овладеть методологией предмета, прежде чем приступать к изучению фундаментальных и объёмных трактатов.
- Непоследовательность. Необходимо сначала изучить один труд до конца, прежде чем приступать к изучению новой книги.
- Отказ от заучивания. Необходимо заучивать основные положения пройденного материала и периодически повторять их, а не полагаться на собственную память, записи в тетради или просто «присутствие» на лекции учёного.
Уяснив эти моменты, можно составить план по изучению Шариата, назвав его, к примеру, «Программа по изучению шариатских наук». Ниже предлагается одна из таких учебных программ, которую разработал имам-хатыб Мечети пророка в Медине, доктор Абд аль-Мухсин ибн Мухаммад аль-Касим.
Согласно классификации шейха наша «Программа по изучению шариатских наук» делится на пять уровней, каждый из которых предполагает заучивание следующих текстов:
Первый уровень (базовый начальный, 4 книги):
1 — «Навакыд аль-Ислам» («Действия, выводящие из Ислама»), вероубеждение;
2 — «аль-Кава’ид аль-арба’» («Четыре правила»), вероубеждение;
3 — «аль-Усуль ас-саляса ва адыллятаха» («Три основы и доводы на них»), вероубеждение;
4 — «аль-Арбаун ан-нававийя» («Сорок хадисов ан-Навави»), хадисы.
Второй уровень (базовый средний, 4 книги):
1 — «Манзума» аль-Байкуни («Стихотворное изложение» аль-Байкуни), хадисоведение;
2 — «Тухфат аль-атфаль» («Диковинный дар детям»), правила чтения Корана (таджвид);
3 — «Шурут ас-салят ва аркануха ва ваджибатуха» («Условия молитвы, её столпы и обязательные элементы»), фикх;
4 — «Китаб ат-таухид» («Книга единобожия»), вероубеждение.
Третий уровень (основной средний, 3 книги):
1 — «Манзума» Абу Исхак аль-Ильбири («Стихотворное изложение» аль-Ильбири), воспитательное;
2 — «аль-Мукаддыма аль-Аджуррумийя» («Введение в грамматику» Ибн Аджуррума) арабский язык;
3 — «аль-Акыда аль-Васитыйя» («Васитийское вероубеждение»), вероубеждение;
Четвёртый уровень (продвинутый средний, 4 книги):
1 — «аль-Варакат» («Листы»), методология фикха (усуль аль-фикх);
2 — «’Унван аль-хикам» («Заглавие мудростей»), воспитательное;
3 — «ар-Рахбийя» («Стихотворное изложение правил наследования» ар-Рахби), наследственное право;
4 — «аль-Акыда ат-Тахавийя» («Тахавийское вероубеждение»), вероубеждение.
Пятый уровень (базовый продвинутый, 3 книги):
1 — «Булюг аль-Марам» («Достижение цели»), хадисы;
2 — «Зад аль-мустакни» («Запасы для нестремящегося к излишествам»), ханбалитский фикх;
3 — «Альфийя» Ибн Малик («Тысячестишие» Ибн Малика), арабский язык.
На русский язык переведены и доступны в виде аудиолекций:
1 уровень — все книги;
2 уровень — «Манзумат аль-Байкуния», «Шурут ас-салят» и «Китаб ат-Таухид»;
3 уровень -«аль-Аджуррумийя» и «аль-Акыда аль-Васитыйя»;
4 уровень — «аль-Варакат» и «аль-Акыда ат-Тахавийя»;
5 уровень — «Булюг аль-Марам» и «Альфийя».
Шейх Абд аль-Мухсин аль-Касим рекомендует изучать вышеперечисленные книги вместе с комментариями ведущих исламских учёных. В частности, он предложил комментарии следующих богословов:
Первый уровень:
1 — «Навакыд аль-Ислам», комментарий Салиха аль-Фаузана;
2 — «аль-Кава’ид аль-арба’», комментарий Салиха аль-Фаузана;
3 — «аль-Усуль ас-саляса ва адыллятаха», комментарий Ибн аль-Касима;
4 — «аль-Арбаун ан-нававийя», комментарий Ибн Раджаба.
Второй уровень:
1 — «Манзума» аль-Байкуни, комментарий Хасана аль-Машшата;
2 — «Тухфат аль-атфаль», комментарий Сулейманан ибн Хусейна;
3 — «Шурут ас-салят ва аркануха ва ваджибатуха», комментарий Мухаммада ибн Ибрахима;
4 — «Китаб ат-таухид», комментарий Ибн аль-Касима.
Третий уровень:
1 — «Манзума» Абу Исхака аль-Ильбири, комментарий не указан.
2 — «аль-Мукаддыма аль-Аджуррумийя», комментарий Мухаммада ибн Усеймина
3 — «аль-Акыда аль-Васитыйя», комментарий Мухаммада ибн Ибрахима.
Четвёртый уровень:
1 — «аль-Варакат», комментарий Абдуллаха аль-Фаузана;
2 — «’Унван аль-хикам», комментарий не указан;
3 — «ар-Рахбийя», комментарий Ибн аль-Касима;
4 — «аль-Акыда ат-Тахавийя», комментарий Ибн Абу аль-Изза
Пятый уровень:
1 — «Булюг аль-Марам», комментарий Абдуллаха аль-Фаузана;
2 — «Зад аль-мустакни», комментарий Ибн аль-Касима;
3 — «Альфийя», комментарий Ибн Акыля.
Наконец, шейх Абд аль-Мухсин аль-Касим рекомендует для каждого уровня дополнительное прочтение следующих книг:
1 уровень — «ат-Тибйян фи адаб хамалят аль-Куран» («Разъяснение правил поведения носителей Корана») ан-Навави и «аль-Вабиль ас-саййиб мин аль-калим ат-таййиб» («Благодатный дождь благих слов») Ибн аль-Каййима (переведён на русский язык);
2 уровень — «аль-Кабаир» («Тяжкие грехи») аз-Захаби (переведён на русский язык) и «аль-Фусуль фи сира ар-расуль» («Главы из жизнеописания посланника») Ибн Касира;
3 уровень -«аль-Джаваб аль-кяфи» («Исчерпывающий ответ») Ибн аль-Каййима (переведён на русский язык) и «аль-Убудийя» («Богопочитание») Ибн Таймийи (переведён на русский язык);
4 уровень — «Хади аль-арвах» («Проводник душ») Ибн аль-Каййима и «Сайд аль-Хатыр» («Добыча разума») Ибн аль-Джаузи;
5 уровень — «Тафсир аль-Куран аль-Азым» («Толкование Великого Корана») Ибн Касира (краткий тафсир переведён на русский язык) и «Зад аль-ма‘ад» («Запасы для Дня воскрешения») Ибн аль-Каййима.
О практических советах и методике заучивания краткого содержания текстов (матн), содержащих религиозное знание, речь пойдёт в следующей статье, если будет угодно Аллаху.
Тагир говорит
Да, где взять. Ассаляму алейкум
Сослан говорит
Здравствуйте.
А где взять указанную литературу?