Аллах призывает своих рабов к прощению, сказав: «Прояви снисходительность, вели творить добро и отвернись от невежд». (сура ал-А`раф, 199). А также Он сказал: « …сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро”. (сура Али Имран, 134). Поистине, милость в сердце раба заставляет его прощать того, кто поступил с ним плохо или несправедливо. И он не наказывает его, когда у него появляется возможность, и это становится причиной его прощения Аллахом. Говорит Аллах: “Пусть обладающие достоинствами и достатком среди вас не клянутся, что не будут помогать родственникам, беднякам и переселенцам на пути Аллаха. Пусть они простят и будут снисходительны. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас? Аллах — Прощающий, Милосердный”. (Сура Нур, 22). Этот аят был ниспослан, когда Абу Бакр – да будет доволен им Аллах – поклялся не расходовать на Мистаха, так как он был из числа тех, кто участвовал в распространении клеветы об Айше – да будет доволен ей Аллах – и была эта клятва наказанием от правдивейшего для Мистаха, и призвал Аллах к прощению словами: “Пусть они простят и будут снисходительны”. А затем указал в конце этого аята, что тому, кто прощает обошедшегося с ним плохо, Аллах простит: “Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас?”
Передается, что Абу Бакр – да будет доволен им Аллах – сказал: Дошло до нас, что Аллах прикажет глашатаю в судный день призвать: Пусть встанет тот, кто оставил у Аллаха что-либо, и встанут те, кто прощал. И Аллах избавит их от наказаний, равных тому, что они простили людям.
Призыв своим хорошим нравом
Ислам хочет, чтобы его сыны были призывающими к религии посредством своего хорошего нрава, поэтому он призывает их к прощению, даже по отношению к неверующим, если они поступили плохо на личностном уровне: «Скажи верующим, чтобы они простили тех, которые не надеются на дни Аллаха, дабы Он воздал людям за то, что они приобретали». (Сура ал-Джасия, 14).
Обращение мусульман с таким высоким нравом с немусульманами становилось причиной принятия многих из них ислама, а примером мусульман был сам пророк ﷺ. АбдуЛлах ибн Мас`уд – да будет доволен им Аллах – сказал: Как будто я смотрю на пророка ﷺ, рассказывающего что-то из его пророчества, и его народ бил его и проливал его кровь, а он вытирает кровь со своего лица и говорит: «О Господь, прости моему народу, поистине, они не знают».
Этот же смысл прослеживается в словах ибн Мас`уда – да будет доволен им Аллах – когда он покупал на рынке еду и хотел расплатиться, обнаружил, что у него украли деньги. И люди принялись взывать к тому, кто взял их, сказал АбдуЛлах ибн Мас`уд: «Если к этому привела его нужда, то пусть Аллах благословит его в этих деньгах, а если он сделал это по причине своей греховности, то пусть это станет его последним грехом».
Прощение первостепенней
Ислам постановил право потерпевшего в наказании поступившего с ним несправедливо тем же вредом, который тот нанес ему, в согласии со справедливостью. Однако прощение и милость, если они не ведут к поощрению несправедливости и упорству в нем, благороднее и выше. Сказал Аллах: «которые мстят, когда против них поступают несправедливо. Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников. Нет укора тем, которые мстят после того, как с ними поступили несправедливо. Укора заслуживают только те, которые поступают несправедливо с людьми и бесчинствуют на земле безо всякого права. Им уготованы мучительные страдания. А если кто проявит терпение и простит, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость». (Сура аш-Шура 39-43).
Слова “которые мстят, когда против них поступают несправедливо” указывают на то, что у верующего есть право на защиту себя, если с ним поступают несправедливо, устанавливая при этом границы для этой самозащиты, которые преступать нельзя.
Затем Аллах с поощрением указывает на более высокую степень, говоря: «Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом», и в продолжении говорит о том, что поступающие несправедливо не любимы Аллахом: «Воистину, Он не любит беззаконников».
Затем текст аята снова возвращается к тому, что у обиженного есть право на возмездие, и с жесткостью заявляет о том, что поступающих несправедливо ждет наказание в этой жизни и мучительное наказание в жизни вечной: «Укора заслуживают только те, которые поступают несправедливо с людьми и бесчинствуют на земле безо всякого права. Им уготованы мучительные страдания».
Затем текст не указывает на достоинство справедливости, чтобы не переключить все внимание на него, однако снова напоминает о достоинстве хорошего отношения, проявления терпения и прощения, объявляя, что для этого требуется решительность: «А если кто проявит терпение и простит, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость».
Таким образом, приходит это качество в тексте, переплетаясь красноречиво, и в нем наблюдаются движения души, мягкие прикосновения, деликатное направление с заботой о чувствах притесненного и суровым взглядом в сторону притесняющего, заявляя о праве притесненного на возмездие, а затем возвращаясь к мягкому побуждению его к терпению и милости…
В других аятах Курана разъясняется, что уготовано для прощающих: «Стремитесь к прощению вашего Господа и Раю, ширина которого равна небесам и земле, уготованному для богобоязненных, которые делают пожертвования в радости и в горе, сдерживают гнев и прощают людей. Воистину, Аллах любит творящих добро». (Сура Али Имран, 133-134).
Прощение – признак благородства души
Поистине, душа раба, проявляющего милость, благородна, высоки его стремления, велики его кротость и терпеливость. Сказал Муавия – да будет доволен им Аллах: “Будьте мягкими и терпеливыми, пока сможете, и если смогли – то вам прощение и честь”.
Когда АбдульМалик ибн Марван пришел с пленными ибн аль-Ащъаcа во время фитны, сказал АбульМалик Радже ибн Хайва: ”Что ты видишь?” Он ответил: “Что Аллах дал тебе то, что ты любишь и успех, так дай Аллаху то, что любит Он, — милость, и он простил им.
Поистине, милость – из нрава сильных, которые при возможности прощают по воле Аллаха тому, кто поступил с ними плохо.
Милость придает своему обладателю величие
Сейчас некоторые люди лишают себя милости, считая, что это сделает его униженным и презренным. Однако приходит убедительный текст, разъясняющий, что прощение возвышает человека и становится причиной его величия. От Абу Хурейры – да будет доволен им Аллах – передается: “Сказал пророк ﷺ: садака не убавит от вашего имущества, как не увеличивает Аллах в своем рабе милость, кроме как возвеличивая его, и не проявил смиренность ради Аллаха кто-либо, кроме как возвысил его Аллах (передается у Муслима).
Первые из людей, которые заслуживают твоего прощения, — это слабые: жены, дети, слуги и тому подобные. Поэтому, когда Аллах разъяснил, кто из жен и детей станет фитной, он сказал: «О те, которые уверовали! Воистину, среди ваших жен и ваших детей есть враги вам. Остерегайтесь их. Если же вы будете снисходительны, проявите великодушие и простите их, то ведь Аллах — Прощающий, Милосердный». (Сура ат-Тагабун, 14).
Человеку свойственно начинать с хорошего отношения с супругом или детьми, и если он увидел в них зло, это причинит ему большие страдания, и возможно, злость его усилится и будет сложно ему проявить милость и простить, потому что он рассматривает зло, нанесенное членом его семьи, в данный момент как вид неблагодарности. Для этого было необходимо направление именно для такого случая к тому, что он прощает, проявляет милость, чтобы заслужить прощение и милость от Аллаха.
Что касается слуг и тому подобных, то спросили о них у пророка ﷺ: До какой степени мы должны прощать слугам? Он замолчал, затем к нему вернулась речь, затем он снова замолчал, и когда он заговорил в третий раз, он сказал: Прощайте им каждый день по 70 раз. (Приводит Абу Дауд, шейх Албани сказал хадис сахих).
О, мой брат:
Если грех достоин прощения, встречай его с милостью и улыбкой!
О Аллах, я прошу Твоей милости и прощения в религии, этой жизни и жизни вечной, хвала Аллаху, Господу миров!
Фуади говорит
Хорошая статья, БаракАллах1 за труд.
У меня вопрос к автору, может вы сможете распутать путаницу в моей душе… На меня клеветали за спиной, потом одна из женщин сказала мне это в лицо. Этот поступок, который я якобы совершила, совершить в мою голову даже ненароком мысль не приходила. И мне больше обидно потому, что эта женщина казалась мне родной…считала, что у нее ангельский характер и что она хороший человек. Но теперь…я даже словом ее не упрекнула и думаю, что простила ее, но когда я вспоминаю о том что она мне наговорила, то сново злость пробирает меня и в голове мысль появляется «О Аллах1, накажи ее за ее несправедливые слова…» но это сразу проходит и я раскаиваюсь о своих мыслях. Все это значит, что я не способна простить?
Дамир Хайруддин говорит
Я не автор, но не хочу оставить ваш вопрос без ответа. Сделайте искреннее дуа за этого человека, и тогда вы почувствуете облегчение в своей душе и как какой-то груз спадёт с неё.
Gulbarchyn говорит
assalamu aleikum wa rhamtullahi wa barakatuhu,
JazakALLAhu Chairan, ochen pelznaja statja,
Yuusuf говорит
La ilaha illalla Muhammeder-resulalla.
меруерт говорит
БарокАЛЛАХУ фикум!
Алам говорит
Автор забыл еще одну причину почему надо прощать. Все события происходят по воле Аллаха.
Хадиджа говорит
Ассаламуалейкум всем братьям и сестрам!
Когда искренне прощаешь, и просишь Аллаха за этого человека,который тебе причинил боль и страдания,твоя душа наполняется светом, в прощении есть огромная сила,сила добра и созидания.Прощайте и Аллах простит вас!!!
gulya говорит
Саламу алейкум всем уважаемые ахи и ухти:) Очень хорошая статья. Простить может человек с мягким сердцем и сильным духом,ведь для того чтобы не отомстить обидчику нужно иметь сильную волю т.к.шайтан не спит,он постоянно подталкивает совершить какую нибудь гадость.ПУСТЬ АЛЛАХ ДАСТ НАМ ВСЕМ КРЕПКИЙ ИМАН И СИЛЫ ПРОТИВОСТОЯТЬ ШАЙТАНУ ИНША АЛЛАХ
akbar-ali говорит
простив человек воспитывает душу,надо всегда помнить:все мы не безгрешны. прекрасный сайт .Храни вас АЛЛАХ. Веру надо подпитывать и я нашёл здесь много нового.
Sharaf говорит
Jazakalohu hairan
Белка говорит
тяжело прощать особенно когда,в твоей власти отомстить или же унизить обидчика,но будем рады в другой жизни прощению..Аллах же Видящий,Слышащий,просто надо подождать…Маша Аллах Хорошая статья,как и предыдущие))
Тимур говорит
После прощения приходит истина и горечь неотвратимости произошедшего. После прощения понимаешь, что если неотвратимо то, за что ты простил, то и неотвратимо было бы твоя месть и злоба. Злобу нужно прирывать, а прощение — достойнейший повод это сделать.