Юсуф ибн Ташфин
18 числа месяца рамадан 484 года хиджры (3 ноября 1091 г.) правитель государства Альморавидов Юсуф ибн Ташфин смог завершить процесс объединения мусульманских эмиратов Испании. По просьбе эмира Севильи Мутамида главнокомандующий государства Альморавидов в Африке вмешался в распри испанских мусульман и сумел покончить на некоторое время с феодальной раздробленностью. Подчинив своей власти всех мусульман Иберийского полуострова, он в значительной степени замедлил Реконкисту — захват христианами мусульманской Испании. К 1091 г. его государство включало Марокко, Западный Алжир, Западную Сахару, мусульманскую Испанию и Балеарские острова. Однако Юсуф ибн Ташфин не в первый раз пришел на помощь единоверцам Испании. Он был героем битвы при Заллаке (1086 г.), нанеся тяжелое поражение Альфонсу VI, королю Леона и Кастилии. После победы в битве при Заллаке Юсуф ибн Ташфин принял почетный титул «амир аль-муслимин» (повелитель мусульман). Он отказался от титула «амир аль-муминин» (повелитель правоверных), поскольку признавал этот титул за багдадским халифом, считавшимся главой мусульманского мира.
Юсуф ибн Ташфин был по происхождению бербером. Он начал свою созидательную деятельность по объединению исламских земель еще в Африке. Спустя год после назначения на должность главнокомандующего войсками Альморавидов в Магребе он основал г. Марракеш (1062 г.), сделав его своей резиденцией. В течение 20 лет он сумел объединить территории среднего Магреба до Алжира. Это позволило ему откликнуться на призыв о помощи мусульман Испании, которые подвергались непрекращающимся нападениям христиан.
Летом 1086 года войско Альморавидов, возглавляемое Юсуфом ибн Ташфином, по приглашению эмиров Севильи, Бадахоса и Гранады переправилось из Марокко в Андалузию и, соединяясь по дороге с войсками эмиров, через Севилью направилось на север. Альфонсо VI был занят осадой мусульманской Сарагосы, когда до него дошло известие о приближении нового врага. Король Леона и Кастилии поспешил в Толедо и, быстро созвав свои войска из провинций, отсюда пошел навстречу объединенной мусульманской армии. В октябре 1086 г. произошло кровопролитное сражение при Заллаке. Эмир Севильи Мутамид командовал авангардом, состоявшим из войск испанских мусульман, и проявил большую храбрость, сдерживая атаки христиан до тех пор, пока к нему не подоспел на помощь отряд альморавидов. В решающий момент битвы 80-летний Юсуф ибн Ташфин со своими воинами ударил в тыл испанцам, и к вечеру христиане были разбиты наголову. Большая часть их войска осталась на поле битвы, а самому Альфонсу VI едва удалось спастись с 30 всадниками. Разбив врага, Юсуф ибн Ташфин вернулся в Марракеш.
После смерти Абу Бакра ибн Омара (1087 г.) Юсуф ибн Ташфин стал новым правителем государства Альморавидов . Его власти подчинились племена Альморавидов Сахары и Сенегала. Он чеканит свою монету, которая была в обращении в течение нескольких веков.
В 1090 году по просьбе эмира Севильи Мутамида могущественный и авторитетный правитель альморавидов вмешался в междоусобицу испанских мусульман и покончил с ней год спустя. Для этого ему пришлось прибегнуть к радикальным мерам, силой заставив прекратить распри эмиров Малаги и Гранады. Столь решительные действия Юсуфа пришлись не по нраву Мутамиду и другим князьям мусульманской Испании, которые испугались утратить свою независимость. В результате эмиры решили призвать на помощь своих вчерашних врагов — христиан. Такое решение, в свою очередь, вызвало негодование мусульманских ученых, которые объявили Мутамида и других эмиров низложенными, призвав Юсуфа положить конец господству еретиков и безбожников. Однако 85-летний правитель поручил эту задачу своему полководцу Зиру ибн Абу Бакру, а сам вернулся в Африку.
Юсуф ибн Ташфин не дожил до окончательного присоединения Испании к государству Альморавидов. Будучи столетним стариком, он умер в 1106 году. Его дело по объединению мусульман Магреба и Испании продолжил сын Али. На доставшихся ему по наследству землях он создал сильное централизованное государство со столицей в г. Марракеш, который его отец основал еще в далеком 1062 году.
Аднан говорит
Непобедимость исламской рати суть есть плодъ правильныхъ убежденiй объ ценности ахирета по сравнению с дунье
казах говорит
Исламская армия была непобежденной тогда когда среди мусульман не были людей пораженческой акиды, не были мусульман которые хвалили, защищали кафиров и ругали мусульман.