Сборник известен под названием «“Сунан” Абу Дауда». Так назвал его сам автор. «Сунан» — множественное число от слова «сунна». Сунна Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) включает его хадисы. Однако имам Абу Дауд, называя так свою книгу, подразумевал не просто хадисы, а хадисы, содержащие нормы Шариата, поскольку книги, носящие название «Сунан», состоят из глав, соответствующих различным разделам фикха: «Вера», «Очищение», «Молитва», «Закят» и так далее.
Содержание сборника соответствует его названию. Автор отбирал хадисы, содержащие нормы Шариата. Имам Абу Дауд пояснил в своём послании к жителям Мекки: «В сборник “Сунан” я включил только хадисы, содержащие нормы Шариата, и не стал включать хадисы об умеренности в пользовании мирскими благами (зухд) и достоинствах различных дел…»
Сборник Абу Дауда считается первым сборником хадисов, содержащих нормы Шариата (ахадис ахкам).
Аль-Хаттаби говорил, что до имама Абу Дауда никто из учёных не ставил перед собой цель создать сборник, состоящий только из хадисов, которые содержат нормы Шариата.
Если говорить о времени появления «Сунана», то известно, что сборник был составлен до кончины имама Ахмада, поскольку имам Абу Дауд показывал «Сунан» имаму Ахмаду и тот одобрил его. А имам Ахмад скончался в 241 году от хиджры. «Сунан» можно считать одним из ранних сочинений имама Абу Дауда, поскольку работа над «Сунаном» была завершена до 241 года от хиджры, а сам имам Абу Дауд скончался в 275 году от хиджры, то есть спустя 34 года после кончины имама Ахмада.
Из высказываний некоторых современников имама Абу Дауда следует, что в течение последующих 34 лет имам ещё не раз возвращался к своему сборнику, вычитывал его и вносил небольшие изменения. Известный учёный Абу ‘Али аль-Люлюи сказал, передавая хадис № 911: «Во время четвёртого прочтения имам Абу Дауд не упоминал его».
Имам Абу Дауд не раз читал «Сунан», чтобы люди слушали и передавали услышанное другим искателям знания.
‘Али ибн аль-Хасан ибн аль-‘Абд, один из тех, кто передавал «Сунан», сказал: «Я слушал “Сунан” шесть раз».
Последний раз имам Абу Дауд читал «Сунан» в год своей смерти.
Что касается версий о том, что имам Абу Дауд составил «Сунан» до 220 года, то они, вне всяких сомнений, ошибочны, поскольку в 220 году от хиджры имам Абу Дауд отправился в своё первое путешествие в арабские земли в поисках знаний, а в «Сунане» приводятся хадисы от передатчиков из числа жителей Багдада, Басры, Куфы, Хиджаза, Шама и Египта. Очевидно, что имам Абу Дауд не мог включить в свой сборник передаваемые ими хадисы в то время, поскольку он их ещё не видел и не слышал от них эти хадисы…
Если говорить о самом сборнике, то, как говорил сам имам Абу Дауд в своём послании к жителям Мекки, он состоял из 18 частей, из них одну часть представляли хадисы с пропущенным первым передатчиком (мурсаль — مرسل).
Вероятнее всего, впоследствии передатчики сборника разделили его по-другому.
Аль-Хатыб аль-Багдади, который был в числе тех, кто передавал «Сунан» со слов аль-Люлюи, разделил сборник на 32 части.
Сборник издаётся с 1271 года от хиджры. Впервые он был издан в Индии (Дели).
«Сунан» Абу Дауда — самый маленький из шести наиболее достоверных сборников хадисов. Он состоит из 36 книг, сборник Ибн Маджи — из 37, сборник ат-Тирмизи — из 50, сборник ан-Насаи — из 51, сборник Муслима — из 54, сборник аль-Бухари — из 97.
Методика собирания хадисов имама Абу Дауда во многом схожа с методикой имама аль-Бухари и Муслима. Одним из отличий Абу Дауда является то, что он включил в свой «Сунан» главу «Книга букв и чтений». Ат-Тирмизи включил в свой сборник книгу притч, ан-Насаи — книгу условий, а Муслим написал к своему сборнику введение, в котором разъяснил некоторые вопросы, связанные с хадисоведением.
«Сунан» Абу Дауда входит в число шести наиболее достоверных и признанных учёными сборников хадисов. Сборник Абу Дауда занимает третье место после сборников имамов аль-Бухари и Муслима. А имам аль-Хаттаби даже ставил его на первое место.
Муслим говорит
Ва алейкум ассалям. Ин шаа Аллах скоро выйдет сунан Абу Дауда.
Абдуль-Азиз говорит
Салам алейкум!
А будет переведен и издан этот сборник? А также сборники Тирмизи, Насаи и Ибн Маджаха?