В связи с предстоящим изданием книги «Ахкам аль-Джанаиз=Правила похоронного обряда», если на то будет воля Аллаха, я принял решение составить подробную биографию шейха аль-Албани (да помилует его Аллах). Дело в том, что краткая биография этого учёного, которую я составил свыше десяти лет тому назад, больше не отвечает запросам читателей, тем более, что в последнее время появилось много новых полезных и поучительных сведений о жизни шейха. В течение ближайшего времени обновлённая биография шейха будет выкладываться на нашем сайте по частям, если пожелает Всевышний Аллах, а затем полностью войдёт в первое издание «Ахкам аль-Джанаиз» на русском языке. Поэтому в случае обнаружения в биографии неточностей, опечаток или ошибок, прошу наших уважаемых читателей немедленно сообщить мне об этом, написав на электронную почту [email protected] При чём обращаю внимание всех единоверцев на то, что вы можете распространять на пути Аллаха публикуемые на нашем сайте сведения из жизни шейха, однако при этом ссылка на musulmanin.com обязательна.
И, наконец, последнее. Имам Малик (да помилует его Аллах) сказал: «Слова любого человека можно принять либо отвергнуть, кроме слов человека, находящегося в этой могиле», — после чего указал на могилу пророка (мир ему и благословение Аллаха). Иными словами, кроме посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) всем людям свойственно ошибаться, в том числе и великим учёным нашей уммы. Однако ошибки знатоков религии, тем более в результате иджтихада, никому не дают право уничижительно о них отзываться и подвергать оскорблениям. К сожалению, не избежал нападок и шейх аль-Албани. Ответом же на выпады его ненавистников пусть послужит следующая история, о которой рассказала жена шейха Умм аль-Фадль: «Помню, как однажды я ехала с ним в машине и он поставил кассету с проповедью какого-то человека, который подвергал шейха нападкам, лгал на него, называл неверующим и т.д. Я готова была лопнуть от гнева. Я смотрела на шейха, а он был спокоен, как будто ничего не происходило. Наконец, я не выдержала и сказала: «Разве ты не слышишь, что он говорит?!» Тогда он сделал мне знак рукой, показывая, что, мол, ничего страшного, меня это ничуть не волнует».
Шейх аль-Албани — великий мухаддис и и защитник Сунны
Родословная, дата и место рождения шейха
Полное имя шейха — Абу Абд ар-Рахман Мухаммад ибн аль-Хадж Нух Наджати ибн Адам, более известный под именем Мухаммад Насируддин аль-Албани. Нисбу аль-Албани («албанец») он взял по стране своего рождения — Албания1. Точная дата рождения шейха неизвестна. По его словам2 он родился в 1333 году от Хиджры (1914 г. по григорианскому календарю), в городе Шкодер (северо-запад Албании).
Политическая ситуация в Албании накануне рождения шейха и в первые годы его жизни
Шейх аль-Албани родился во время больших социально- политических потрясений в стране. Весной 1912 г. в Албании (которая входила в состав Османской империи с 1478 г.) вспыхнуло крупное национальное восстание. Нестабильной ситуацией решили воспользоваться соседние государства (Болгария, Греция, Сербия и Черногория), стремившиеся расширить свои территории. В октябре того же года страны Балканского союза объявили Турции войну и напали на Албанию3. В ноябре 1912 г. во Влёре (город на юге Албании) была провозглашена независимость от Османской империи. Одним из подписантов Декларации независимости был будущий правитель Албании, 17-летний Ахмет Зогу. Однако независимость была лишь формальной. Фактически над Албанией был установлен протекторат Австро-Венгрии, Великобритании, Германии, Италии, России и Франции.
Поэтому неудивительно, что с началом Первой мировой войны Албания раскололась по религиозным и племенным признакам, превратившись в арену соперничества противостоящих государств. Греция, Италия, Австро-Венгрия, Болгария, Франция поочерёдно оккупировали разные части страны. Например, родной город шейха, который родился в год начала Первой мировой войны, несколько раз оказывался под оккупацией различных европейских держав. В июне 1915 г. Шкодер был занят черногорцами, в январе 1916 г. – войсками Австро-Венгерской империи, в ноябре 1918 – французами, а в 1919 г. – вновь передан Албании.
Причина хиджры семьи шейха из Албании в Сирию
В 1920 г. губернатором Шкодера становится Ахмет Зогу, который вскоре будет назначен министром внутренних дел Албании, возглавит армию и станет премьер-министром страны. Во время Июньской революции 1924 г. он бежал из Албании в Королевство сербов, хорватов и словенцев. При их поддержке и с помощью отряда русских эмигрантов через полгода Ахмет Зогу совершил в Албании государственный переворот. С января 1925 г. он стал единоличным правителем страны: сначала в качестве премьер-министра, затем в качестве президента республики и, наконец, короля Албании.
При военной, материальной и дипломатической помощи Югославии, Англии, Франции и Италии Ахмет Зогу подавил внутреннюю оппозицию в стране, став авторитарным лидером. Диктатор хотел модернизировать Албанию по образцу Ататюрка. Поэтому наряду с реформами был взят курс на секуляризацию и европеизацию страны4.
Отец шейха аль-Албани, которого звали аль-Хадж Нух Наджати, рано заметил предвестники грядущих перемен. Ещё во времена Османской империи он получил шариатское образование в Стамбуле, после чего вернулся в Албанию, став крупным правоведом ханафитского мазхаба. Он был имамом одной из мечетей Шкодера, преподавал в ней и давал наставления, пользуясь среди народа непререкаемым авторитетом.
Опасаясь за свою религию и за религию своих домочадцев, отец шейха стал всё чаще задумываться о хиджре. Он читал много хадисов о достоинстве Шама и неоднократно проезжал через эти благословенные земли по пути в хадж и возвращаясь из хаджа. Поэтому, приняв окончательное решение переселиться, его выбор остановился на Дамаске5. Шейху аль-Албани на момент хиджры было около девяти лет.
Первые годы в Сирии, начальное образование шейха и обучение ремёслам
Сразу же после переселения в Дамаск отец записал своего сына в частную начальную школу. Это заведение принадлежало благотворительной организации, которая оказывала помощь переселенцам и обездоленным. Несмотря на то, что мальчик вообще не знал арабского языка6, он в первый же год обучения прошёл двухлетнюю программу школы, получив аттестат о начальном образовании через четыре года. Отец шейха не захотел, чтобы сын продолжал учёбу в государственном заведении. В то время Сирия находилась под мандатным управлением Франции и в общественных школах почти не преподавали шариатские дисциплины.
По этой причине отец решил перевести сына на домашнее обучение, составив для него специальную образовательную программу. Под его руководством юноша заучивал Священный Коран, а также обучался нормам чтения Корана (таджвид), праву ханафитского мазхаба и морфологии арабского языка7. Кроме того, он обучался праву ханафитского мазхаба и риторике арабского языка у шейха Саида аль-Бурхани8.
Шейх аль-Албани родился в бедной семье. Поэтому одновременно с религиозными науками он был вынужден обучаться ремеслу. В течение пары лет он занимался плотничеством, обучаясь у двух плотников, один из которых был его дядей по матери, а другой — коренным сирийцем. Работа плотника заключалась в ремонте и реставрации старых домов. Из-за осадков и ветхости кровля и полы домов зачастую обваливались, поэтому требовались специалисты, которые могли их починить. Однако работа плотника была сезонной, и зимой её почти не было. Тогда юноша шёл домой, проходя мимо часовой лавки, которую открыл его отец после хиджры.
Однажды, когда он в очередной раз проходил мимо часовой лавки из-за отсутствия работы, отец предложил ему бросить плотницкое дело и обучиться ремеслу часовщика. Юноша тут же согласился. С того памятного дня шейх аль-Албани стал обучаться этому ремеслу у своего отца, который, ещё живя в Албании, обучился профессии часовщика в Вене (Австрия). Как и отец, сын вскоре стал известным часовым мастером, зарабатывая на хлеб насущный собственным трудом вплоть до достижения зрелого возраста9. Примечательно, что его профессия принесла мусульманам пользу не только в мирских, но и в религиозных делах, о чём шейх аль-Албани упомянул в некоторых своих книгах10.
.
(продолжение следует, иншаа-Ллах)
1 Вот как рассказывает о причине выбранной нисбы сам шейх: «Я стал использовать (слово) «аль-Албани», когда закончил медресе (в Дамаске) и начал составлять книги. Дело в том, что слово «арнаут» (балканец) схоже по смыслу со словом «араб». Арабы делятся на египтян, сирийцев, хиджазцев и т.д. , точно так же и балканские народы (арнаут) делятся на албанцев, сербов и боснийцев. Таким образом, слова «арнаут» и «албани» имеют общее и конкретное значение. При чём аль-Албани имеет более конкретное значение, чем аль-Арнаут». [Абу Исхак аль-Хувейни. Аль-имам аль-Албани: Хайятуху-даватуху. Джухудуху фи хидмат ас-Сунна= Имам аль-Албани, его жизнь и призыв. Его усилия в деле служения Сунне]. Далее: [Абу Исхак аль-Хувейни. Аль-имам аль-Албани].
2 Как пояснил сам шейх аль-Албани: «У меня нет ни одного документа, где была бы указана дата моего рождения. Единственный документ, который у меня есть, это то, что называют свидетельством о рождении, удостоверением личности или паспортом, где записан лишь год моего рождения — 1914». [Абу Исхак аль-Хувейни. Аль-имам аль-Албани].
3 Черногорская армия попыталась сразу же штурмом взять Шкодер, однако безуспешно. Потерпев неудачу, черногорцы и сербы предприняли планомерную осаду города. Османский офицер и албанский аристократ Эссад-паша Топтани, начальник гарнизона Шкодера, оборонял город и в то же время не препятствовал связям повстанцев со своими покровителями в Черногории. Эссад-паша, сначала возненавидевший турецких лоялистов за убийство брата, а затем — младотурок за откровенный шовинизм, лишь выжидал подходящего момента, чтобы примкнуть к восставшим. На протяжении семи месяцев он блестяще оборонял Шкодер, под стенами которого погибли свыше 10 тысяч черногорцев. Однако в апреле 1913 г. он сдал крепость кронпринцу Черногории на выгодных для себя условиях. Согласно соглашению с черногорским командованием он вывел весь личный состав гарнизона с оружием и боеприпасами из крепости и присоединился к повстанцам в центральной Албании. 23 апреля 1913 г. черногорские войска вошли в Шкодер, и король Черногории Никола I Петрович лично поднял флаг над крепостью. Несмотря на это город недолго пребывал под оккупацией. По решению Лондонской конференции великих держав в мае 1913 г. Шкодер вошел в состав новообразованного государства Албания.
4 Вот как описывает ситуацию сам шейх: «Как только Ахмет Зогу укрепил свою власть, он стал навязывать народу европейские обычаи. Женщин заставляли снимать хиджаб, а мужчин обязывали носить брюки и шляпы». [Абу Исхак аль-Хувейни. Аль-имам аль-Албани].
5 Шейх аль-Албани сказал: «Спустя время мы, конечно, узнали, что степень достоверности хадисов о достоинстве Шама разная — среди них есть достоверные, хорошие, слабые и даже вымышленные хадисы — однако общая мысль была правильной, и она захватила моего отца, да помилует его Аллах. Именно такова главная причина того, что он принял решение о переселении, поскольку в то время ещё не ощущалось неотвратимое давление (со стороны властей)». [Абу Исхак аль-Хувейни. Аль-имам аль-Албани].
6 Вот как об этом рассказывает сам шейх: «Когда мы прибыли в Дамаск, мы вообще не умели ни читать, ни писать по-арабски. Как говорят здесь в Сирии: «Мы не могли отличить букву «алиф» от учительской указки [своим начертанием «алиф» похож на палку — прим. Д.Х.]»… И, разумеется, общение с одноклассниками позволило мне улучшить знание арабского языка, а точнее сирийского диалекта, по сравнению с теми, кто не ходил в школу. При чём я был старше всех в своём классе…Великий и Всемогущий Аллах внушил мне естественную любовь к арабскому языку. И именно эта любовь к языку, после милости Всевышнего Аллаха, стала главной причиной того, что я вскоре знал арабский язык лучше своих сирийских одноклассников. В этой связи вспоминаются забавные случаи. Учитель по грамматике писал предложение или строку из какого-нибудь стихотворения на доске и просил учеников произвести синтаксический разбор. Последним, кого он, спрашивал был албанец (аль-албани). В то время меня, правда, называли балканцем (арнаут)…Так вот, самым последним учеником, кого спрашивал преподаватель, был я. Когда никто из моих одноклассников не мог произвести синтаксический разбор предложения, учитель вызывал меня: «Ну, балканец, а что ты скажешь?» Я сразу же отвечал на вопрос, давая точное определение, и тогда учитель начинал стыдить сирийцев из-за меня, говоря: «Как вам не стыдно?! Ведь он же балканец!» В общем, любовь к арабскому языку была милостью, которую Аллаха мне оказал». [Абу Исхак аль-Хувейни. Аль-имам аль-Албани].
7 Как вспоминает шейх: «Отец давал частные уроки мне и ещё двум подросткам, которые были балканцами. Мы читали ему книгу «[Мухтасар] аль-Кудури» по ханафитскому мазхабу и «аль-Мараа» по морфологии. Мы также полностью прочитали ему Коран, соблюдая правила таджвида». [Абу Исхак аль-Хувейни. Аль-имам аль-Албани].
8 Шейх Саид аль-Бурхани был другом отца аль-Албани и ханафитским имамом мечети «ат-Тауба», которая находилась по соседству с его домом. Когда шейх аль-Бурхани отсутствовал, общую молитву в мечети с разрешения шейха проводил отец аль-Албани. Под руководством Саида аль-Бурхани юноша изучал труды по ханафитскому мазхабу, среди который он особо выделил трактат «Мараки аль-Фалях шарх Нур аль-идах» имама Шурунбулали. Кроме того, аль-Албани изучал у шейха некоторые книги по арабской риторике, написанные современными языковедами.
9 Как позже рассказывал сам шейх: «Аллах осыпал меня многими милостями. Из них я особо выделю две величайшие милости: хиджру своего отца в Сирию и обучение у него часовому делу. Что касается первой милости, то благодаря ей мне удалось выучить арабский язык, ведь если бы мы остались в Албании, то я не думаю, что узнал бы хоть одну букву из арабского алфавита. А ведь путь к Книге Аллаха и к Сунне Его посланника, мир ему и благословение Аллаха, пролегает через арабский язык. Что касается второй милости, то ремесло часовщика дало мне больше свободного времени, которое я посвятил приобретению шариатских знаний. Это дало мне возможность ходить в библиотеку «аз-Захириййа» и оставаться там по многу часов в день. Если бы я продолжал заниматься плотницким делом, то это поглотило бы всё моё время. В результате передо мной закрылись бы пути к шариатскому знанию, ведь у тех, кто приобретает его, должно быть для этого свободное время». [Исам Муса Хади. Хайят аль-алляма аль-Албани=Жизнь выдающегося учёного аль-Албани]. Далее: [Исам Муса Хади. Хайят аль-алляма аль-Албани].
10 В качестве примера приведу несколько любопытных эпизодов из жизни шейха, связанные с его профессией. 1 — В книге «Джильбаб аль-мар‘а аль-муслима=Покрывало мусульманки», комментируя хадисы пророка, мир ему и благословение Аллаха, «Колокольчики являются свирелями шайтана» и «Ангелы не будут сопровождать такую группу (людей), где есть колокольчик», шейх пишет: «Ибн Хаджар сказал, что это связано со звуком, который издаёт колокольчик, ибо его звон схож со звуком, издаваемым иудейским ритуальным рогом (шофар -прим. Д.Х.), а также с его формой». Однако в наше время были изобретены различные виды аппаратов, которые передают звуковой сигнал и служат для многих полезных целей. Например, будильник, звон которого пробуждает человека, телефон и т.д. И, естественно, возникает вопрос: «Попадают ли эти аппараты под запрет, о котором сказано в вышеупомянутых хадисах, и распространяется ли на них смысл, который несут эти хадисы?» Я отвечу, что, конечно же, нет, поскольку они не схожи с иудейским ритуальным рогом ни по звуку, ни по форме. А Аллаху об этом ведомо лучше. Однако это не касается боя некоторых настенных часов, поскольку звук, который они издают, полностью схож с колокольным звоном. Поэтому мусульманину не подобает вешать такие часы у себя дома. Тем более что некоторые из них проигрывают перед боем мелодию как известные лондонские часы Биг-Бен. И весьма прискорбно, что такого рода часы стали широко распространяться среди мусульман, в том числе и в мечетях, из-за религиозного невежества людей. Зачастую бывало так, что, слушая во время намаза некоторые аяты, осуждающие многобожие и троицу, чтение имама вдруг прерывалось колокольным звоном часов, висящих прямо у него над головой, напоминая об этой самой троице! При чём имам и прихожане мечети (джамаат) не обращали на это никакого внимания! Поэтому всякий раз, приходя в мечеть и заметив подобные часы, я останавливал их бой, напоминающий звон колокола, не причиняя, впрочем, никакого вреда самим часам. Хвала Аллаху, я был достаточно умелым часовщиком, чтобы сделать это. Однако я выводил из строя бой курантов только после того, как разъяснял людям шариатское законоположение относительно часов, издающих колокольный звон, и убеждал их в необходимости очистить мечеть от этого. И несмотря на то, что они считали мои доводы убедительными, люди иногда не соглашались убрать такие часы, говоря, что такой-то шейх или такой-то учёный молился в этой мечети, но никто из них не возражал против этих часов! Таково было положение дел в Сирии. Но я и подумать не мог, что подобного рода часы, которые напоминают о многобожии, распространятся в стране единобожия, т.е. в Саудовской Аравии! Я пребывал об этом в неведении до тех пор, пока вместе со своим братом Муниром не пришёл в мечеть Куба в сезон хаджа 1382 года от Хиджры (1963 год — прим. Д.Х.). Мы были буквально поражены, когда услышали, как часы в мечети издали колокольный звон! Мы поговорили с администрацией мечети, среди них по-моему даже был имам, и убедили их в том, что нельзя пользоваться такими часами, особенно в мечети. Их не пришлось долго убеждать. Однако когда мы попросили их позволить нам вывести из строя колокольный бой этих часов, они нам отказали, сказав: «Это не входит в наши полномочия. Мы обратимся с этим вопросом к властям». Тогда мы воскликнули: «Какая же большая разница между днём вчерашним и сегодняшним! Истину изрёк посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Какой бы год для вас ни наступил, после него обязательно наступит такой год, который окажется ещё хуже предыдущего, и так будет продолжаться до тех пор, пока вы не встретите вашего Господа». («Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха», 1218)». Таково напоминание, и помните, что «напоминание приносит пользу верующим».
2 — Обсуждая на одном из уроков вопрос о необходимости стирать изображения живых существ и кресты на одежде и постельных принадлежностях, шейх аль-Албани сказал: «Например, когда я работал часовщиком в Шаме, мне иногда приносили швейцарские часы, на циферблате которых был изображён крест. Я отношу это к козням швейцарцев-христиан. При чём они покрывали циферблат весьма тонким фосфоресцентным материалом. Поэтому когда мне приносили такие часы, я ставил на кресте точку, благодаря чему циферблат ночью продолжал светиться, а крест на нём не светился, ибо был затёрт». («Дурус аш-шейх аль-Албани»).
3 — Самир ибн Амин аз-Зухейри в своей книге «Мухаддис аль-аср — Мухаммад Насируддин аль-Албани» пишет: «Однажды я видел, как в одной из мечетей Аммана к нашему шейху, да помилует его Аллах, пришли представители администрации мечети и попросили его починить в ней часы. Он подошёл к часам, установил точное время и внимательно наблюдал за ними несколько минут, после чего сказал им: «Пусть никто не подходит к часам целую неделю, пока мы не выясним, почему они спешат». Спустя ровно неделю в то же самое время шейх вошёл в мечеть и, взглянув на часы, первым делом спросил: «Кто подходил к часам?» Представители администрации уверяли его , что никто из них не подходил к часам, однако шейх продолжал настаивать, что кто-то коснулся стрелок после него. Когда же к собравшимся подошёл один из служащих мечети, который отсутствовал неделю назад, то признался, что это он коснулся стрелок часов».
УммАмин говорит
МашаАллах, БаракаЛлаху фикум вам за жизнеописание такого ученного. Как же долго я искала такое подробное изложение.
Если сможете отправьте мне пожалуйста всю статью одним файлом. ДжазакумАллаху хайран.
Дамир Хайруддин говорит
Ва ийакум ва фикум баракаЛлах. В ближайшее время будет опубликована последняя часть биографии, иншааЛлах. Там же будет выложен материал одним файлом.
Алихан говорит
Ас-Саламу Алейкум уа рахматуЛлах.
Подскажите, а когда планируется издание данной книги? Когда мы сможем купить ее?
Мухаммад говорит
Ассалам алейкум ва рахьматуЛлах1и ва баракатух1у ! ДжазакаЛлах1у хайран Дамир за этот прекрасный труд ! Вы даже не представляете как меня обрадовали этим трудом!
Дамир Хайруддин говорит
Ва алейкум ассалям ва рахматуЛлахи ва баракатух! Ва иййауум хайраль-джаза. Я в егда рад доставлять радость своим единоверцам. БаракаЛлаху фикум ва ас-салям!