Фикх торговли. Раздел 23. Подарки

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته


По милости Аллаха в этот благословенный месяц рамадан 1438 года по Хиджре мы завершаем публикацию главы «Торгово-финансовые отношения» (китаб аль-му‘амалят) из книги «Упрощённый/облегчённый фикх в свете Корана и Сунны» («аль-Фикх аль-муяссар фи ду’ аль-Китаб ва ас-Сунна»). С октября прошлого года мы регулярно размещаем разделы этой главы, и сегодня мы предлагаем вашему вниманю последний, 23-й раздел. Весьма отрадно, что некоторые братья по вере, стремящиеся следовать предписаниям Шариата, использовали наши материалы для изучения торгово-экономических и финансовых отношений согласно Корану и Сунне. Прошу Всевышнего даровать щедрую награду им, а также всем, кто участвовал в редактировании этой полезной книги и будет участвовать в её издании, ибо Аллах — Слышащий, Близкий и не отвергает мольбу постящегося!

Раздел 23
Подарки
Тема 1
Определение понятия «хиба» и шариатские доводы на дарение

1- Определение понятия «хиба»
Слово «хиба» означает пожертвование определённого имущества, которое правоспособный человек по собственному желанию и безвозмездно преподносит при жизни другому лицу.
2 — Шариатское законоположение о подарках и доводы на дарение
Если подарок преподносится с целью снискать довольство Аллаха, например, одаряемым является праведник, бедняк или родственник, то это действие относится к категории одобряемых. Абу Хурейра передал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Делайте друг другу подарки, и вы возлюбите друг друга» [Аль-Байхаки. Аль-Албани назвал это хадис хорошим в «Ирва аль-Галиль», 1601]. Кроме того, Айша передала, что «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принимал подарки и отдавал что-нибудь взамен» [Аль-Бухари]. Преподношение подарков с целью показухи, самопрославления или хвастовства относится к крайне порицаемому деянию.
Тема 2
Условия дарения

1. Даритель должен быть правоспособным, свободным, совершеннолетним и благоразумным человеком.
2. Даритель должен преподносить подарок по собственному желанию, а не по принуждению.
3. Подарок должен быть такой вещью, которой дозволено торговать. Если же какую-то вещь нельзя продавать, то такой дар недействителен. Например, вино или свинина.
4. Одариваемый должен принять подарок, поскольку преподнесение дара относится к договору владения, который нуждается в предложении и принятии.
5. Договор дарения немедленно вступает в силу, поэтому нельзя дарить подарок на определённый срок. Например, дар не будет действительным, если человек скажет: «Я подарил тебе эту вещь на один месяц или год». Дело в том, что дарение является договором владения, к которому неприменимы ограничения в сроках владения.
6. Подарок должен быть безвозмездным, поскольку он является подлинным добровольным пожертвованием.
Тема 3
Некоторые шариатские законоположения, связанные с дарением

1. Договор дарения вступает в силу после того, как одаряемый получил подарок с дозволения дарителя. Дарителю запрещено требовать свой подарок обратно, поскольку Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Человек, забирающий назад то, что он подарил, подобен псу, который возвращается к своей блевотине и поедает её» [Аль-Бухари и Муслим]. Единственным исключением является родитель, который может забрать назад то, что он подарил своим детям. Этот вывод следует из хадиса, который передал Ибн Аббас со слов Пророка, да благословит его Аллах и приветствует: «Делать подарок, а затем брать его назад не позволяется ни одному человеку, кроме родителя, который сделал подарок своему ребёнку» [Абу Дауд, ат-Тирмизи и Ибн Маджа. Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим и достоверным, а аль-Албани — достоверным в «Ирва аль-Галиль», 1624].
2. Отец должен поровну одаривать своих детей. Если же он сделал подарок нескольким детям или одному из них, что вызвало недовольство других детей, то акт дарения является недействительным. Если же те, кто не получил подарок, согласны с решением отца, то дарение является действительным. Этот вывод следует из хадиса, который передал ан-Нуман ибн Башир. Однажды отец подарил ему часть своего имущества, и Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: «И ты сделал такой же подарок каждому из своих детей?» Тот ответил: «Нет». Тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: “Побойтесь Аллаха и будьте одинаково справедливы по отношению ко всем своим детям!” В другой версии хадиса сообщается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «…не призывай меня засвидетельствовать несправедливость!» [Аль-Бухари и Муслим].
3. Если отец составил дарственное завещание в пользу одного из детей во время предсмертной болезни или сделал подарок кому-то из них, то акт дарения является недействительным, если только на это не дадут согласие остальные наследники.
4. Дозволено обусловливать акт дарения. Например, когда человек говорит: «Если такой-то вернётся из поездки, или если пойдёт дождь, то я подарю тебе то-то».
5. Дозволено одаривать должника прощением долга, если даритель является его кредитором.
6. Не следует возвращать подарок или дар, даже если он мал. Согласно Сунне желательно дать что-нибудь в ответ, поскольку так поступал Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Айша передала, что «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, принимал подарки и отдавал что-нибудь взамен» [Аль-Бухари].

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Написать комментарий

*