Недели в исламской истории

السلام عليكم ورحمة الله وبركاته

islamskaya-istoriyaСегодня в нашем историческом обзоре события с 19 по 29 джумада аль-ахира и за весь месяц раджаб. На нашем сайте мы приводим краткую аннотацию статей в хронологическом порядке, а затем помещаем подробные сведения об упомянутых событиях в файл pdf. Следите за ежедневными публикациями на сайте Эльмира Кулиева www.guliyev.org в рубрике «Альманах».

19 джумада аль-ахира 165 года от Хиджры (8 (12) февраля 782) мусульманская армия во главе с 19-летним Харуном ибн Мухаммадом, сыном аббасидского халифа аль-Махди, выступила в поход против Византии. Одержав ряд убедительных побед, войска Халифата в первый и последний раз дошли до Босфора.

Византийцы поспешили направить к Харуну послов с просьбой о перемирии, и будущий халиф принял предложение. По условиям договора, заключённого на три года, Византия обязалась выплачивать Халифату ежегодную дань в размере 90 тысяч золотых динаров. После удачного завершения похода халиф Мухаммад ибн Мансур аль-Махди наградил своего сына почётным титулом ар-Рашид (идущий верным путём) и назначил его наместником Туниса, Египта, Сирии, Азербайджана и Армении.

20 джумада аль-ахира 566 года от Хиджры (28 февраля (7 марта) 1171) Юсуф ибн Аюб провёл важнейшую судебную реформу, которая вернула Египет в лоно суннизма. Великий визирь назначил верховным кадием авторитетного шафиитского богослова, который, в свою очередь, снял с судейских должностей в Египте всех исмаилитов. Фатимидский халиф аль-Адид, назначивший Юсуфа ибн Аюба на высший государственный пост в 1169 году, ничего не смог противопоставить усилению суннитского влияния в Египте. Более того, после смерти аль-Адида в том же 1171 году династия Фатимидов прекратила своё существование. Несмотря на двухсотлетнее правление в Египте, исмаилиты не сумели навязать мусульманам еретические верования и традиции. Как выразился известный историк Август Мюллер, тогдашний Египет едва ли был способен воспринять шиизм, а тем более основы исмаилитского учения.

21 джумада аль-ахира 13 года от Хиджры (22 (25) августа 634) мусульманская армия под командованием Халида ибн аль-Валида приступила к осаде Дамаска. Мощные 11-метровые стены крепости казались неприступными, что придавало уверенности византийцам. Комендант города по имени Фома, зять императора Ираклия, имел возможность подготовиться к длительной осаде и получил необходимое подкрепление. Ожесточенные сражения под стенами города и за его пределами продолжались около месяца, пока оборона византийцев не дрогнула. 19 сентября мусульмане с двух сторон вступили в Дамаск: Халид ибн аль-Валид с боем пробился через Восточные ворота, а Абу Убейда ибн аль-Джаррах без боя вошёл через ворота Эль-Джабия на противоположной стороне города.

22 джумада аль-ахира 13 года от Хиджры (23 (26) августа 634) мусульманскую общину возглавил ближайший сподвижник и тесть пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, один из десяти обрадованных при жизни вестью о Рае и второй праведный халиф Абу Хафса Умар ибн аль-Хаттаб ибн Нуфайль ибн Абд аль-Узза ибн Кусай по прозвищу аль-Фарук (Различающий между истиной и ложью). Он наследовал Халифат по завещанию Правдивейшего Абу Бакра, который скончался накануне вечером 21 джумада аль-ахира. Десятилетнее правление Умара ибн аль-Хаттаба ознаменовалось победоносным шествием Ислама за пределами Аравии и превращением его в мировую религию. В ноябре 644 года жизнь халифа трагически оборвалась в результате заговора зороастрийцев: во время рассветного намаза персидский раб Фируз по прозвищу Абу Лулу нанёс Умару шесть ножевых ран, от которых он скончался через три дня. Халиф был похоронен рядом с самыми близкими ему при жизни людьми: пророком Мухаммадом, мир ему и благословение Аллаха, и Абу Бакром. Что касается убийцы Умара, то шииты превратили его в героя, возведя мавзолей на месте предполагаемой могилы Фируза в иранском городе Кашан.

23 джумада аль-ахира 1333 года от Хиджры (25 апреля 1915) началась масштабная высадка войск Великобритании, Австралии, Новой Зеландии и Франции на турецком полуострове Галлиполи. Десантирование сил Антанты было частью Дарданелльской операции, целью которой был захват Стамбула и установление контроля над проливами. В первый же день 5-я османская армия уничтожила 18 тысяч вражеских солдат, но союзническим войскам удалось закрепиться для продвижения вглубь полуострова. Ценой неимоверных усилий османские подразделения сдержали натиск противника, и операция приняла затяжной характер. В конце августа стало ясно, что планам Уинстона Черчилля в отношении Турции не суждено сбыться, и к декабрю войска союзников были полностью эвакуированы из Галлиполи. Потери сторон были огромны: союзники потеряли 252 тысяч человек, а османская армия — от 218 до 251 тысяч.

24 джумада аль-ахира 497 года от Хиджры (24 (31) марта 1104) после 20-дневной осады армия крестоносцев во главе с королём Иерусалима Балдуином I овладела древним городом Акра. Падение этого порта, который издревле соединял Ближний Восток с Европой, позволило франкам укрепиться на захваченных территориях. В период латинского правления крепость Акра превратилась в образец фортификационного искусства. Лишь спустя 84 года Салахуддин аль-Аюби ненадолго вернёт Акру под контроль мусульман. Вскоре крепость снова перейдёт в руки крестоносцев почти на 100 лет, став столицей Иерусалимского королевства, центром ордена госпитальеров и орденской резиденцией тамплиеров. Капитуляция Акры в 1291 году знаменует окончательное изгнание крестоносцев из Шама.

25 джумада аль-ахира 1152 года от Хиджры (18 (29) сентября 1739) был заключен Белградский мирный договор, завершивший русско-турецкую войну 1735-39 годов. Несмотря на ряд успешных военных кампаний, Россия была вынуждена склониться к заключению мира после того, как между Священной Римской и Османской империями был заключен сепаратный мир. По итогам продолжительных переговоров, которые проходили при посредничестве Франции, Россия отказалась от многих территориальных завоеваний, сохранив за собой лишь Азов и области в Правобережной Украине. Это была последняя война между Османской и Российской империями, из которой Турция сумела выйти достойно. Через 35 лет русский флот появится на Черном море, и Россия начнет доминировать в Северном Причерноморье.

26 джумада аль-ахира 962 года от Хиджры (29 (19) мая 1555) между Османской империей и государством Сефевидов был заключён первый в истории двух государств мирный договор, завершивший османо-сефевидскую войну 1514 — 1555 годов. Согласно договору, подписанному в Амасье, Западная Грузия, 3ападная Армения и большая часть Ирака отошли к Турции, а Восточная Грузия, Восточная Армения и весь Азербайджан — к Сефевидам. По требованию султана Сулеймана Великолепного шиитская династия также обязалась прекратить практику публичного проклинания праведных халифов Абу Бакра, Умара и Усмана.

27 джумада аль-ахира 1056 года от Хиджры (31 июля (10 августа) 1646) командующий османской армией Султанзаде Мехмет-паша, потомок великого визиря и зятя султана Сулеймана Великолепного Дамат Рустем-паши, принял решение осадить военно-морскую базу венецианцев на Крите, крепость Суда. Этот замысел был частью военной кампании османов во время Критской войны 1645 — 1669 годов. Однако бывшему великому визирю не удалось осуществить задуманное. Заболев лихорадкой во время морского перехода, Мехмет-паша скончался в военном лагере через день после начала осады. Тело выдающегося военачальника и государственного деятеля было доставлено в Стамбул и захоронено на кладбище рядом с матерью Айше-ханум Султан в Ускюдаре.

28 джумада аль-ахира 539 года от Хиджры (26 декабря 1144 (2 января 1145)) пала цитадель Эдессы. После 26-дневной осады войска под командованием атабека Алеппо и Мосула Имадуддина Занги овладели столицей первого латинского государства, основанного после Первого крестового похода. Это событие нанесло чувствительный удар по всему Латинскому Востоку и вынудило папу Евгения III издать буллу с призывом к Второму крестовому походу. Его возглавили французский король Людовик VII и германский король Конрад III. Однако кампания, которая казалась такой многообещающей вначале, в итоге обернулась катастрофой и подарила мусульманам надежду на скорое освобождение оккупированных земель. Неудача франков пятном позора легла на католическую церковь: папу римского, благословившего поход, в народе стали называть антихристом, а его учителя, монаха Бернарда Клервоского — лжепророком.

29 джумада аль-ахира 1248 года от Хиджры (11 (23) ноября 1832) борьбу мусульман Алжира против французских захватчиков возглавил Абдулкадир ибн Мухиюддин аль-Джазаири. Вожди племен на западе Алжира выбрали его своим эмиром, и к нему стали стекаться силы сопротивления со всей страны. Преодолев социально-этнические противоречия между арабами и берберами, он создал объединённое государство со столицей в Маскаре и на протяжении 15 лет вел неравную борьбу против превосходящих сил противника. В конце 1847 года эмир Абдулкадир попал в плен, и в следующем году Алжир был объявлен территорией Франции. Отдавая должное мужеству и благородству Абдулкадира аль-Джазаири, французы прозвали его «новым Югуртой». В современном Алжире выдающегося полководца, ученого и поэта почитают как национального героя.

В ночь на 1 раджаба 2 года от Хиджры (28 (31) декабря 623) во время похода в Нахлю произошёл инцидент, послуживший причиной ниспослания коранического аята о сражении в заповедные месяцы. Отряд мухаджиров из 12 человек на шести верблюдах под руководством Абдуллаха ибн Джахша получил задание собрать сведения о караване курейшитов в долине Нахля, расположенной в 350 км к югу от Медины. Обнаружив караван противника, мусульмане, посовещавшись, приняли решение захватить его. В результате один из вождей язычников был убит, а двое других взяты в плен и вместе с караваном доставлены в Медину. Когда выяснилось, что нападение произошло в первую ночь раджаба, курейшиты развернули пропагандистскую кампанию против мусульман, обвинив их в ведении военных действий в запретные месяцы. Сподвижники сильно переживали из-за нарушения святости заповедного месяца и упрекали Абдуллаха ибн Джахша и его товарищей. Напряжение среди мусульман сохранялось до тех пор, пока по этому поводу не были ниспосланы аяты, оправдавшие их решительные действия.

1 раджаба 920 года от Хиджры (22 августа (1 сентября) 1514) — канун великой битвы при Чалдыране между Османской империей и государством Сефевидов. Это было единственное крупное сражение двух держав во времена правления султана Селима I и шаха Исмаила I. Потерпев сокрушительное поражение, сефевидский правитель до самой смерти почти не участвовал в военных походах и заботился об укреплении государственной власти. Но мирный договор между сторонами не был подписан, вследствие чего война, начавшаяся с вторжения султана Селима I во владения Сефевидов, формально завершилась лишь лишь в 1555 году.

2 раджаба 920 года от Хиджры (23 августа (2 сентября) 1514) османские войска, возглавляемые султаном Селимом I, разгромили сефевидскую армию под командованием шаха Исмаила I в битве при Чалдыране. Продолжив наступление, османы присоединили к своим владениям Западную Армению, Курдистан и северную часть Ирака. На некоторое время они даже заняли столицу Сефевидов — Тебриз, и только вспыхнувшие в Анатолии волнения янычар спасли Исмаила от полного краха. Вера кызылбашей в непогрешимость их политического и религиозного лидера была подорвана, а государство Сефевидов прекратило свою стремительную экспансию.

3 раджаба 1089 года от Хиджры (11 (21) августа 1678) османские войска под командованием великого визиря Кара-Мустафы Мерзифонлу после 32-дневной осады овладели городом Чигирин. В отличие от неудачной попытки овладеть казацкой крепостью в августе 1677 года, на этот раз успех сопутствовал турецкой армии. После подрыва крепостных стен русские войска вместе с украинскими казаками получили приказ покинуть охваченный пожарами город. Понеся большие потери, защитники крепости прорвали оцепление и добрались до лагеря князя Ромодановского и гетмана Самойловича. Героизм чигиринцев вдохновил русского летописца на следующие строки: «Ратнии же Российсти со араматами и оружием вышли из града верхнего, зажгоша его, а сами цело проидоша ко обозам государевым».

4 раджаба 833 года от Хиджры (29 марта (7 апреля) 1430) после восьмилетней морской блокады армия османского султана Мурада II овладела городом Фессалоники, находившимся под контролем Венецианской республики. После первой осады города в 1422 году византийский деспот Андроник Палеолог, несмотря на протесты православного духовенства, передал его венецианцам. Этот шаг явился причиной первой войны между Османской империей и Венецией, которая завершилась в 1431 году. После падения Фессалоник греческая знать и средний класс начали обращаться в ислам и усваивать турецкий язык, а сам город превратился в важный центр растущей Османской империи.

5 раджаба 986 года от Хиджры (7 (17) сентября 1578) турецкие войска под командованием османского военачальника Лала Мустафа-паши выдвинулись из Тифлиса к границам Ширвана, который станет главным театром боевых действий во время османо-сефевидской войны 1578 — 1590 годов. В результате весь Азербайджан, восточная Армения, восточная Грузия, Дагестан и часть Курдистана ненадолго перейдут к Османской империи. По Стамбульскому мирному договору 1590 года шах Аббас I отказался от притязаний на Южный Кавказ, обещал прекратить шиитскую пропаганду в османских владениях и обязался прекратить гонения на суннитов в Иране.

6 раджаба 948 года от Хиджры (26 октября (5 ноября) 1541) полнейшим крахом закончилась попытка императора Священной Римской империи Карла V Габсбурга завоевать Алжир. Христианский правитель отдал приказ к отступлению спустя всего лишь несколько дней после высадки десанта на североафриканское побережье, причиной чему послужил внезапный ураган, обрушившийся на объединенный флот Испании, папы римского и Венеции. Потери были столь ощутимы, что после этого Карл V ни разу не отважился отправиться в морской военный поход.

7 раджаба 618 года от Хиджры (27 августа (3 сентября) 1221) армия крестоносцев, наступавшая на Каир, была окружена войсками египетского султана аль-Малика аль-Камиля. Оказавшись в отчаянном положении из-за разлива Нила и окружения, рыцари капитулировали. По условиям сдачи крестоносцы получили право беспрепятственно покинуть Египет, но обязались вернуть мусульманам порт Думьят, который был захвачен в 1219 году, и обменять пленников в Акре и Тире на христиан, задержанных в мусульманских странах. Таким бесславным было завершение Пятого крестового похода, объединившего рыцарей Франции, Германии и Венгрии в борьбе против Айюбидов.

8 раджаба 932 года от Хиджры (20 (30) апреля 1526) недалеко от Дели произошла битва при Панипате между армиями афганского правителя Мухаммада Бабура и делийского султана Ибрахима Лоди. Сражение, в котором впервые в Индии были применены огнестрельное оружие и артиллерия, завершилось полной победой войск Бабура. Как пишет индийский ученый Трипатхи Рам Просад: “Победа при Панипате Захируддина Мухаммада Бабура заложила фундамент Великой могольской империи в Индии, которая по своей пышности, мощи и культуре осталась величайшей империей в мусульманском мире и могла даже соперничать с Римской империей”. В честь победы над Ибрахимом Лоди Бабур приказал разбить большой сад, именуемый Кабул-бахтом, который был его первым сооружением на территории Индии.

9 раджаба 659 года от Хиджры (9 (16) июня 1261) в Каир прибыл Ахмад ибн Мухаммад, продолжатель династии аббасидских халифов, свергнутой монголами после захвата Багдада в 1258 году. Через четыре дня мамлюкский султан Египта Бейбарс принес ему присягу верности, и новый халиф принял титул аль-Мустансир биллях. Началась эпоха «теневых халифов», которая продолжалась вплоть до 1543 года. Аббасиды больше не обладали реальной властью, и их обязанности ограничивались отправлением придворного и религиозного церемониала. Вместе с тем переезд династии из Багдада в Каир имел огромное символическое значение: не только фактически, но и формально Египет превратился в ведущую державу мусульманского мира.

10 раджаба 1015 года от Хиджры (1 (11) ноября 1606) в деревне Житваторок был заключен двадцатилетний мирный договор, завершивший многолетнюю войну между Османской империей и Священной Римской империей. Договор закреплял за каждой из сторон территории, которые она удерживала на тот момент, вследствие чего турки приобрели две новые крепости — Эгера и Надьканижа. Ежегодная дань в размере 30 тысяч гульденов, которую Габсбурги платили османам до войны, была упразднена в обмен на разовую выплату 200 тысяч флоринов. Главным достижением австрийской дипломатии можно считать появление в тексте договора титула «император» Священной Римской империи. По мнению историков, это означало фактическое признание османским султаном эрцгерцога Австрии равным себе по статусу.

11 раджаба 354 года от Хиджры (13 (18) июля 965) византийская армия под командованием талантливого полководца и будущего императора Иоанна Цимисхия овладела городом Мопсуэстия. Поход в Киликию был частью военной кампании императора Никифора Фоки против раздираемого междоусобицами и религиозными разногласиями Аббасидского халифата. При халифе Абуль-Касиме аль-Мути власть в Багдаде окончательно перешла к шиитской династия Буидов, правившей в Ираке и Фарсе, а полузависимые государства в Малой Азии, Месопотамии, Сирии и Персии не могли в одиночку противостоять внешней угрозе. Византийцы не упустили предоставившийся им исторический шанс и захватили остров Кипр, Киликию и северные области Сирии; соседние мусульманские эмиры признали себя вассалами императора. С успешных походов Никифора Фоки начался период последнего значимого укрепления древней империи, которой продлился до сокрушительного поражения от сельджуков в 1071 году.

12 раджаба 15 года от Хиджры (20 (23) августа 636) полным разгромом византийцев завершилась грандиозная шестидневная битва при Ярмуке между мусульманской армией под командованием Халида ибн аль-Валида и византийской армией под командованием Вахана. Историки расходятся в численности противоборствовавших сторон: количество мусульман оценивается в 25-40 тысяч воинов, а христиан — свыше 150 тысяч. В этом сражении погибли три тысячи мусульман, среди которых было много сподвижников, а потери византийцев составили более семидесяти тысяч. После этого поражения Византия навсегда потеряла Палестину и Сирию, а средневековая Европа вступила в прямой контакт с мусульманским Востоком.

13 раджаба 986 года от Хиджры (15 (25) сентября 1578) османская армия после трехдневного тяжелого перехода, сопровождавшегося столкновениями с кызылбышами, подошла к древнему городу Ареш. Узнав о приближении турок, суннитское население города взбунтовалось против шахских наместников. Отряды кызылбышей, лишенные поддержки со стороны своей армии, были вынуждены отступить к мосту, чтобы перебраться на другой берег реки. Провинции государства Сефевидов находились в запущенном состоянии, и это был не единственный случай, когда восстания суннитского населения приводили к смещению сефевидских ставленников. Но турецко-персидская война только начиналась, и ей было суждено продлиться почти двенадцать лет.

14 раджаба 680 года от Хиджры (29 октября (5 ноября) 1281) вблизи от сирийского города Хомс произошло сражение между армией мамлюкского султана Калауна и монгольскими ордами Хулагуидов под командованием Мунке-Тимура. Решающую роль в исходе сражения сыграл героический поступок небольшого отряда черкесов во главе с Оздемир аль-Хаджем. В критический момент битвы черкесский эмир прискакал в ставку монголов и, притворившись перебежчиком с важным донесением, попросил охрану проводить его к ханскому шатру, а затем смертельно ранил Мунке-Тимура. Воспользовавшись замешательством врага, мамлюки перешли в контрнаступление и обратили захватчиков в бегство. Следующее монгольское вторжение в Сирию случилось лишь 18 лет спустя, и этой передышки хватило для окончательного изгнания крестоносцев с оккупированных земель.

15 раджаба 495 года от Хиджры (5 (12) мая 1102) после многомесячной осады альморавиды под командованием эмира Маздали ибн Таланкана вернули под власть мусульман Валенсию. Ввиду отсутствие наследника у правителя Валенсии Родриго Диаса, более известного как Сид Кампеадор, его вдова донья Химена не смогла долго удерживать город и попросила помощи у короля Кастилии. Подоспевший весной 1102 г. Альфонсо VI с армией из магнатов восточной границы заставил альморавидов отступить, но, изучив состояние городских укреплений, король пришел к выводу, что город не удержать. По его совету Химена приказала эвакуировать христианское население Валенсии, а сам город предать огню. Когда мусульмане заняли Валенсию, в городе не было ни одной уцелевшей мечети. Они были разрушены или переделаны в церкви еще до пожарища за короткий период правления Эль Сида. По словам мусульманского летописца, после покорения Валенсии правитель государства Альморавидов Юсуф ибн Ташфин «увидел себя властелином всей Андалусии».

16 раджаба 1213 года от Хиджры (13 (24) декабря 1798) оккупационные власти Франции в Египте издали указ о формировании каирского дивана по новому образцу. Документ был составлен от имени главнокомандующего французской армией Наполеона Бонапарта с целью успокоить местное население. В новый диван было назначено шестьдесят человек; четырнадцать из них образовали особый диван, который заседал постоянно. Остальные должны были собираться лишь в случае необходимости. Однако диваны, как местные, так и центральный, не имели полномочий принимать решения, противоречащие интересам оккупационных властей. Как покажут дальнейшие события, египтяне не поддались на уловки оккупационных властей и продолжили борьбу против французов.

17 раджаба 924 года от Хиджры (25 июля (4 августа) 1518) османский султан Селим I Грозный вернулся в Стамбул после двухлетнего похода. Это было самое длительное отсутствие султана в столице за всю историю Османского государства. В результате успешной военной кампании против Египта 1516-1518 гг. территория империи увеличилась вдвое, под контроль османов перешли земли Шама, Египта и Хиджаза, а монарх получил почетный титул «служитель двух святынь». Таким образом, не только фактическое, но и формальное первенство в мусульманском мире на несколько веков перешло к Османской империи.

18 раджаба 1016 года от Хиджры (29 октября (8 ноября) 1607) было объявлено об окончательном обращении в ислам конфедерации макасарских княжеств Гоа и Талло. Исламизация Южного Сулавеси началась после того, как король Талло Малингкаанг Даенг Ньонри прилюдно произнес свидетельство веры в сентябре 1605 года. Позже он стал известен как султан Абдуллах Авваль аль-Ислам. Будучи регентом при малолетнем короле Гоа Мангаранги Даенг Манраббиа (будущий султан Аляуддин), правитель Талло способствовал его обращению в ислам. После принятия новой веры оба правителя призвали своих подданных стать мусульманами, но встретили сопротивление со стороны жрецов из народности бугисы. Однако процесс обращения в ислам был необратим: за два года макасары стали частью мусульманской уммы, в чем немалую роль сыграли изгнанные португальцами малайцы, а к 1611 году они покорили соседние княжества бугисов.

19 раджаба 666 года от Хиджры (4 (11 апреля) 1268), спустя месяц после падения Яффы, султан Бейбарс приступил к осаде замка тамплиеров Бофор. В течение десяти дней он подвергал крепость бомбардировке из 26 метательных машин, и 15 (22) апреля гарнизон франков капитулировал. Женщины и дети осажденных были отправлены в Тир, а 480 мужчин и 22 рыцаря стали пленниками Бейбарса. Узнав о падении Бофора, сеньор Бейрута, которому грозило нападение султана, поспешил откупиться. Затем Бейбарс двинул все свои силы на Антиохийское княжество, взял штурмом Антиохию (16-18 мая) и освободил окрестные территории. Начался завершающий этап освобождения мусульманских земель Ближнего Востока от латинского владычества.

20 раджаба 13 года от Хиджры (19 (22) сентября 634) завершилась великая осада Дамаска. В ночь на 20 раджаба отряд под командованием Халида ибн аль-Валида с боем прорвался в город через Восточные ворота, а утром Абу Убейда ибн аль-Джаррах, приняв условия капитуляции, без боя вступил в город через ворота Эль-Джабия на противоположной стороне. Оба мусульманских отряда неожиданно встретились в центре Дамаска у церкви Святого Иоанна, и между двумя командующими разгорелся спор относительно дальнейшей судьбы местного населения. Халид настаивал на том, что город был взят силой, а значит его жители становились пленниками, а их имущество изымалось как военные трофеи. Абу Убейда ссылался на соглашение о мирной капитуляции, по которому защитники Дамаска оставались свободными и могли беспрепятственно покинуть город со своим имуществом. В итоге спор разрешился в пользу Абу Убейды, гарантировавшим христианам безопасность именем Аллаха и Его посланника.

21 раджаба 626 года от Хиджры (15 (22) июня 1229) после непродолжительной осады правитель Дамаска ан-Насир II сдал город своему дяде, султану Египта аль-Малику аль-Камилю и его брату Музаффар ад-Дину в обмен на крепости Эль-Карак и Эль-Шаубак. Наибольшую выгоду из этой междоусобицы извлекли франки, поскольку для укрепления своих позиций в Сирии султан обратился за помощью к германскому императору Фридриху II. В результате франки заключили десятилетнее перемирие с египтянами и без боя получили города Иерусалим, Вифлеем и Назарет. Мусульманский летописец Сибт аль-Джаузи писал: «Когда новость о передаче Иерусалима франкам стала известна, великим гневом разразились все земли ислама». Лишь в 1244 году султан аль-Малик ас-Салих II при помощи хорезмийцев вернет священный город под контроль мусульман.

22 раджаба 690 года от Хиджры (21 (28) июля 1291) войска мамлюков под командованием эмира Санджара аль-Халаби овладели Бейрутом. Успешная кампания египетского султана аль-Ашрафа Халиля ибн Калауна против франков началась весной 1291 года с осады Акры и завершилась 14 августа освобождением замка тамплиеров Шастель-Пелерен. Падение последнего государства Латинского Востока стало тяжелейшим ударом по католической церкви, которой в тот период едва удавалось поддерживать баланс сил в Европе. Римский папа Николай IV, не выдержав психологического давления, на следующий год скончался, а после его смерти папский престол оставался вакантным 27 месяцев.

23 раджаба 1272 года от Хиджры (18 (30) марта 1856) был заключён Парижский трактат, завершивший Крымскую войну 1853-56 гг. Мирный договор, начинавшийся словами «во имя бога всемогущего», был подписан представителями России, с одной стороны, Франции, Великобритании, Турции, Сардинии, а также участвовавших в переговорах Австрии и Пруссии — с другой. В основу соглашения легли условия, выдвинутые правительством Франции. Поскольку Россия не имела возможностей для продолжения войны, император Александр II был вынужден пойти на большие уступки. В итоге позиции России как в Европе, так и на Ближнем Востоке были значительно ослаблены, а влияние Парижа и Лондона в Восточном Средиземноморье усилилось. Что касается Турции, то несмотря на «восстановление и утверждение мира с обеспечением целости и независимости империи оттоманской взаимным действительным ручательством», она ещё более попала в зависимость от ведущих европейских держав.

24 раджаба 1110 года от Хиджры (16 (26) января 1699) в г. Карловицы был подписан мирный договор между Османской империей и Священной лигой, в которую входили Австрия, Венеция, Польша и Россия. Из-за разногласий между членами антитурецкого альянса с каждым из них были заключены отдельные соглашения: с Речью Посполитой — 16 января, co Священной Римской империей и Венецианской республикой — 26 января, c Россией — 24 января. В результате в Центральной и Восточной Европе оформилась новая расстановка сил. Османская империя навсегда прекратила продвижение на запад, а мировая гегемония перешла к государствам Западной Европы.

25 раджаба 922 года от Хиджры (24 августа (3 сентября) 1516) на равнине Мардж Дабик недалеко от Алеппо произошла битва, предрешившая судьбу Египта на несколько столетий. 65-тысячная османская армия под командованием султана Селима I разгромила 80-тысячное войско мамлюков во главе с султаном Кансухом аль-Гаури. Новейшее вооружение в сочетании с железной дисциплиной принесли туркам блестящую победу над лучшей на тот период кавалерией. Потери османов составили 13 тысяч убитых и раненых, а потери египтян — 72 тысячи. В течение следующих двух лет Шам, Египет и Хиджаз были полностью присоединены к Османской империи, которая претендовала на роль защитницы мусульманских земель.

26 раджаба 797 года от Хиджры (17 (25) мая 1395) в долине реки Арджеш произошло решающее сражение между 40-тысячной армией под командованием султана Баязида I и 10-тысячным войском валашского воеводы Мирчи Старого. После ожесточенных боев, продолжавшихся неделю, обе армии, понеся ощутимые потери, отступили: валахи ушли в Трансильванию, а османы отошли за Дунай. В сражении на стороне турок погибли видный сербский вельможа Константин Деянович и герой народных сказаний Марко Кралевич. После битвы при Ровине османский султан утвердил господарем Валахии Влада I, который в том же году, получив военную помощь от турок, отбил попытку венгерского короля вернуть на валашский трон Мирчу Старого.


27 раджаба 583 года
от Хиджры (2 (9) октября 1187) исламская армия под командованием султана Египта Салахуддина аль-Аюби вступила в Иерусалим после 88-летней оккупации города крестоносцами. Двухнедельная осада завершилась капитуляцией христиан, получивших право покинуть город за небольшой выкуп, от которого были освобождены все неимущие. Христиане, пожелавшие покинуть город, были снабжены продовольствием и под охраной препровождены на земли, остававшиеся под властью крестоносцев. Великодушие, проявленное мусульманами при освобождении Иерусалима, поразило даже христианских летописцев. Вместе с тем европейцы были удручены потерей «святого града». Папа римский Григорий VIII выпустил буллу о начале нового крестового похода, а для финансирования похода во Франции и Англии была введена «Саладинова десятина». Франки еще более столетия удерживали города на побережье и замки в горах, но исход противостояния уже был предрешен.

28 раджаба 848 года от Хиджры (10 (19) ноября 1444) близ города Варна произошло крупное сражение между османской армией под командованием султана Мурада II и объединенной армией крестоносцев во главе с королём Польши и Венгрии Владиславом III. Союзники потерпели поражение: их предводитель Владислав III был убит, папский легат вместе со знатью попал в плен, а венгерский воевода Янош Хуньяди бежал на родину. Радость мусульман была так велика, что султан Египта Джакмак аз-Захир даже приказал во время проповедей во всех каирских мечетях упоминать османского султана наряду с халифом аль-Мустакфи II. Поражение стало тяжелым ударом для христиан Центральной Европы, а османы получили возможность укрепить свои позиции на Балканах.

29 раджаба 893 года от Хиджры (9 (18) июля 1488) на реке Рубас недалеко от Дербента произошла битва между отрядом кызылбашей под командованием Хайдара ибн Джунейда и войском ширваншаха Фарруха Ясара. Суфии-гази, вторгшиеся в пределы государства Ширваншахов из Южного Азербайджана, потерпели поражение, а их духовный лидер погиб на ратном поле. В победе ширваншаха большую роль сыграл 4-тысячный отряд Сулейман-бека Биджана, посланный султаном Якубом Ак-Коюнлу. После этой битвы отношения между преемниками Узун Хасана и орденом сефевийя приняли враждебный характер: двухлетнего сына Хайдара, будущего основателя государства Сефевидов Исмаила с двумя его братьями скрывали сперва в монастыре Ахтамар, а затем в крепости Истахр. В дальнейшем Исмаил нашел убежище у владетеля Гиляна, а в возрасте 13 лет он начал вооруженную борьбу за власть, построив на развалинах государств Ширваншахов и Ак-Коюнлу новую империю.

30 раджаба 216 года от Хиджры (12 (16) сентября 831) после годичной осады объединённые силы мусульман Сицилии, Испании и Африки овладели Палермо. Падение второго по значению города Сицилии стало возможным после того, как на помощь единоверцам прибыли корабли из Испании во главе с берберским флотоводцем Асбагом ибн Вакилем и из Ифрикии, посланные аглабидским правителем Зиядатуллахом I. Ожесточенная борьба за остров продолжалась еще более семидесяти лет, пока в 902 году под натиском мусульман не пал последний оплот ромеев — крепость Таормина. На Сицилии расцвела арабо-мусульманская цивилизация, а Палермо превратился в один из важнейших торговых портов Средиземноморья.

Скачать «Неделя в исламской истории (19 — 25 джумада II)»
Скачать «Неделя в исламской истории (26 джумада II — 2 раджаба)»
Скачать «Неделя в исламской истории (3 — 9 раджаба)»
Скачать «Неделя в исламской истории (10 — 16 раджаба)»
Скачать «Неделя в исламской истории (17 — 23 раджаба)»
Скачать «Неделя в исламской истории (24 — 30 раджаба)»

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники

Написать комментарий

*