Борьба против хариджитов
19 (либо 20) числа месяца рамадан 75 года хиджры (11/12 января 695 г.) неподалеку от Куфы (Ирак) состоялось кровопролитное сражение войск халифа Абдул-Малика ибн Марвана против хариджитов-азракитов. Армию омеядского халифа возглавляли два выдающихся полководца – аль-Мухаллаб ибн Абу Суфра и Абдуррахман ибн Михнаф аль-Гамиди. Во время этой битвы Абдуррахман ибн Михнаф, сын Михнафа ибн Салима аль-Азди – сподвижника пророка, мир ему и благословения Аллаха, стойко отражал нападения мятежников и пал мучеником за веру, с дозволения Аллаха. Однако эта огромная потеря не поколебала решимость мусульман во главе с халифом покончить с выступлением азракитов. Уже через два года Абдул-Малик ибн Марван подавил восстание сектантов, восстановив государственное единство халифата, подорванное хариджитами. Стабильность и сильная центральная власть в Халифате, установленные при Абдул-Малике, позволили его наследнику аль-Валиду одержать великие победы и еще больше расширить границы Халифата. Огромный вклад в дело дальнейших побед мусульман внесли полководцы, сражавшиеся не только против внешних, но и внутренних врагов.
В 70-е годы по хиджре активизировалось повстанческое движение хариджитов. В своей подрывной деятельности эти сектанты использовали методы партизанской войны, совершая стремительные налеты на мусульманские поселения, а при подходе войск халифа сразу отходя в безопасные места. Основным местом их базирования была болотистая и труднопроходимая местность неподалеку от Басры. В ходе военных действий у них сформировался культ мучеников, к отмщению которых они призывали. От рук этих фанатиков пали сотни тысяч мусульман.
Стабильность в Халифате обеспечивалась соблюдением законов Шариата. Нарушали спокойствие лишь хариджиты, которые из-за своего доктринального разделения мусульман на «верующих» и «неверующих» совершали серьезные преступления и убивали невинных людей только потому, что те не принимали их порочные убеждения. За время политической нестабильности им удалось на время укрепиться в Басре и некоторых областях Ирана. Однако в результате ударов Абдуллаха ибн аз-Зубайра и Абдул-Малика ибн Марвана они потеряли все свои позиции.
Эпизод борьбы с хариджитами, о котором пойдет ниже речь, произошел во время выступления одной из их радикальных сект – азракитов. Азракиты обязывали своих последователей участвовать в вооруженной борьбе против законной власти. Уклоняющихся от борьбы они объявляли неверными и убивали. Азракиты объявили неверными и тех, кто не разделял их убеждений, дозволив убивать женщин и детей мусульман. Одним из самых радикальных постулатов их ереси было объявление любого мусульманина, совершившего тяжкий грех, неверным, которому суждено вечно пребывать в Аду.
Для подавления хариджитского движения в 75 году хиджры наместником халифа в Ираке был назначен Хаджадж ибн Юсуф, который получил широкие полномочия. По его рекомендации назначались наместники восточных провинций – Басры, Куфы, Хорасана, Систана и др., – которые должны были подчиняться его приказам.
Имам ат-Табари в своей книге “Тарих ар-Русуль ва аль-Мулюк” (“История посланников и царей”) пишет: “Аль-Мухаллабу и Абдуррахману ибн Михнафу было доставлено письмо Хаджаджа, которое гласило: “Выступайте против хариджитов, когда вы получите это письмо!” И тогда они двинулись в среду, за 10 ночей до истечения рамадана 75 года [хиджры]. Между ними завязалось столь тяжелое сражение, которого не было прежде. Это произошло после полудня. Хариджиты бросили все свои силы против аль-Мухаллаба ибн Абу Суфры, вынудив его отступить к лагерю. Он тотчас отправил к Абдуррахману надежных людей, которые явились к нему и сказали: “Аль-Мухаллаб передает тебе: “Враг наш – один. Сам видишь, что постигло мусульман. Так пошли же подкрепление своим братьям, да смилуется над тобой Аллах!” Тогда Абдуррахман стал отправлять одно подкрепление за другим: всадников и пехотинцев. Когда наступило предвечернее время, хариджиты увидели подкрепления, прибывшие в лагерь аль-Мухаллада из лагеря Абдуррахмана: кавалерию и пехоту. Предположив, что силы аль-Мухаллада на исходе, они выставили пять или шесть батальонов против лагеря аль-Мухаллада, отправив основные силы к лагерю Абдуррахмана. Когда последний увидел, как силы врага надвигаются на него, он вышел навстречу им в окружении чтецов Корана. Чтецов возглавлял Абу аль-Ахвас, соратник Абдуллаха ибн Масуда, и Хузейма ибн Наср, отец Насра ибн Хузеймы аль-Абси, который был казнен вместе с Зейдом ибн Али и распят в Куфе [в 122 году хиджры – прим. Д.Х.]. Также вместе с Абдуррахманом вышли для сражения 71 человек, которых он отобрал. Хариджиты напали на них, и между ними завязалось тяжелое сражение. Часть людей покинула Абдуррахмана, и он остался лишь с небольшой группой терпеливых воинов, которые твердо стояли с ним до конца. Его сын Джафар ибн Абдуррахман, который был среди воинов, отправленных на выручку к аль-Мухалладу, призвал людей прийти на помощь отцу, однако лишь немногие откликнулись на призыв и последовали за ним. Он пришел и был уже совсем недалеко от отца, когда хариджиты преградили ему путь. Джафар яростно сражался, пробиваясь к отцу, пока хариджиты его не ранили. Абдуррахман ибн Михнаф вместе со своими воинами, заняв позицию на холме, сражался две трети ночи, пока не был убит со всем отрядом. На следующее утро аль-Мухаллаб пришел на поле боя и увидел бездыханное тело Абдуррахмана. Он похоронил его, совершив по нему погребальную молитву”.
Эта битва была лишь одним из эпизодов борьбы против хариджитов. Однако именно такие сражения послужили прологом к будущей победе над сектантами. Абдуррахман ибн Михнаф и другие герои этой войны, имена которых мы не знаем, отдали свои жизни ради торжества религии Аллаха и подавления опасной ереси, которая до сих пор подтачивает силы исламской уммы изнутри.
Anuar говорит
не то ли это Хаджадж, который проливал кровь сподвижников и ученых Ислама, заворачивая их в ковер? в числе которых был и Саид ибн Джубейр? и который таже осбтреливал священную мечеть альХарам из катапультов?
Дамир Хайруддин говорит
Хаджадж уже скончался, и Аллах воздаст ему по заслугам в Судный День.
Dulat говорит
Ассаламуагалейкум уважаемый Дамир. За последние десятилетия ученые в области астрономий и астрофизики доказательным образом определили что до 95% Вселенной состоят из невидимых темной материи и темной энергий а так же от элементарных частиц типа нейтрино, барионы, тахионы, небарионные частицы и т.п. А видимая часть Вселенной как планеты, звезды и другие спутники планет, метеориты, кометы и другие галактические сущности составляют всего лишь 5% Вселенной. Я думаю существовании о невидимой 95% темной материй Вселенной в аятах Священнонго Корана должны быть упомянуты . Чтобы невежественные племена тех времен нашего пророка Мухаммеда (с.г.а) не оклеветали и его последователи не сбились от пути истины ,Всевышний Аллах та1ала мог изложить о существовании таковых в аятах в аллегорических формах. Если аята с вышеуказанным форматом знаете то можете ли о нем сообщить мне на электронку.